Мониторинг и информация

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 03:34, контрольная работа

Описание работы

Важно определить современное состояние соответствующей нормативной правовой базы в этой области, степень ее реализации для того, чтобы представлять, кто несет ответственность в настоящее время за своевременную и достоверную информацию, выдаваемую и необходимую участникам предпринимательской деятельности, иным юридическим и физическим лицам для предотвращения и уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….….3
1. Понятие и виды государственного экологического мониторинга …………...3
2. Правовые основы использования информационных ресурсов в области
охраны окружающей среды……………………………………………………...8
2.1 Понятие и роль экологически значимой информации …………………………..…8
2.2 Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды ……...….10
2.3 Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих
на здоровье ……………………………………………………………………….….10
2.4 Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации……………………………………………....12
2.5 Правовые ограничения свободного доступа к экологически
значимой информации ……………………………………………………………...15
2.6 Источники нормативной экологически значимой информации……………….…16
2.7 Государственный статистический учет и отчетность……………………………..17
2.8 Государственные кадастры и реестры природных ресурсов и объектов………...17
Заключение…………………………………………………………………………..…..19
Задача .. ……………………………………………………………………………...…..20
Список использованной литературы…………………………………………….….....23

Работа содержит 1 файл

готовая.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдения за качеством  атмосферного воздуха, количеством  и составом содержащихся в нем  вредных веществ и оказываемым  на него антропогенным воздействием путем выбросов со стационарных и  передвижных источников. Осуществляется путем забора проб воздуха и дождевой воды постоянными и мобильными станциями Росгидромета, санэпиднадзора, других субъектов.

Мониторинг водных ресурсов - наблюдение за качеством поверхностных  вод, составом находящихся в них загрязняющих веществ, составом и количеством сбрасываемых в водные объекты сточных вод, осуществляемое химическими и биологическими (по водной флоре и фауне) методами с помощью проб, отбираемых периодически (ежемесячно) или сезонно.

Мониторинг земель - система базовых, периодических и оперативных наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием всех земель в РФ с целью выявления изменений, их оценки, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов, информационного обеспечения органов управления земельными ресурсами, а также владельцев земельных участков. Он осуществляется на федеральном, региональном и локальном уровнях Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами. Радиационный мониторинг осуществляется ЕГАСКРО (Единой государственной автоматизированной системой контроля радиационной обстановки на территории РФ) для определения уровней радиоактивности сре-дообразующих элементов (вод, воздуха, почв, растительности), ионизирующего излучения, количества и состава радиоактивных осадков.

Субъекты экологического мониторинга — органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, специализированные организации, уполномоченные на осуществление  функций экологического мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные объединения. Экологический мониторинг проводится специальной наблюдательной сетью. Это система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий. Значительная часть наблюдательной сети функционировала (до реформы системы федеральных органов исполнительной власти в марте 2004 г.). в рамках Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Государственной службы по санитарно-эпидемиологическому надзору Министерства здравоохранения РФ, а также Министерства сельского хозяйства РФ, Государственной инспекции по торговле, Государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды Министерства природных ресурсов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов. Согласно Указу Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. (СЗ РФ. 2004. №11. Ст. 945) ведение социально-гигиенического мониторинга и мониторинга качества и безопасности продуктов и продукции возлагается на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; мониторинга водных биоресурсов - Федеральное агентство по рыболовству; экологического мониторинга - на структуры Министерства природных ресурсов РФ и т. д. Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. (СЗ РФ. 2004. №21. Ст. 2023) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды была вновь образована, и руководство ею возложено на Правительство РФ. Кроме того, субъектами РФ, органами местного самоуправления создаются соответствующие посты, станции и иные элементы наблюдательной сети для ведения регионального или локального мониторинга.

Объекты экологического мониторинга — это окружающая среда в целом и отдельные ее элементы; негативные изменения качества окружающей среды, способные оказать отрицательное влияние на здоровье и имущество людей, безопасность территорий; виды деятельности, оцениваемые законодательством как представляющие потенциальную угрозу для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий; оборудование, технологии, производственные и иные технические объекты, существование, использование, преобразование и уничтожение которых представляет опасность для окружающей среды и здоровья людей; чрезвычайные и иные внезапно возникшие физические, химические, биологические и иные обстоятельства (аварии, инциденты, иные нештатные ситуации), способные оказать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей; обладающие особым правовым статусом территории и объекты (например, заповедные). Законодательством могут быть установлены порядок регистрации объектов экологического мониторинга, ведение единого Реестра таковых, ограничения на доступ к экологической информации и другие правила, регулирующие организацию и осуществление мониторинга. Источники права.

Общие положения об экологическом  мониторинге содержатся в Федеральных  законах «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. (ст. 63), «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. (ст. 23), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. (ст. 1 и 45), «О гидрометеорологической службе» от 19 июля 1998 г., а также в утвержденных постановлениями Правительства РФ Положении о социально-гигиеническом мониторинге от 1 июня 2000 г., Положении о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды от 23 августа 2000 г., Положении об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды от 15 ноября 1997 г., Положении о ведении государственного мониторинга водных объектов от 14 марта 1997 г., Положении о мониторинге земель в РФ от 15 июля 1992 г., Положении о создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов от 26 февраля 1999 г. и постановлении от 31 марта 2003 г. «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)». На уровне субъектов РФ пока действует лишь Закон Свердловской области от 9 января 1998 г. «Об экологическом мониторинге», но правительством Москвы одобрен 5 июня 2001 г. проект закона «Об экологическом мониторинге в г. Москве».

 

2. Правовые основы использования информационных ресурсов в области охраны окружающей среды

2.1 Понятие и роль экологически значимой информации

Обладание экологической  информацией имеет первостепенное значение для последовательного  и эффективного решения задач обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды всеми субъектами, участвующими в этом процессе.

Прежде всего, такая  информация необходима при подготовке и принятии хозяйственных, управленческих и иных решений, реализация которых связана с отрицательным воздействием на состояние окружающей среды. Экологическая информация необходима гражданам для защиты своих экологических прав для вмешательства в природоохранительную деятельность государства, предпринимательских структур, когда те не выполняют возложенных на них законодательством задач.

В России и в мире сформирован  достаточно развитый банк экологически значимой информации о количественных и качественных характеристиках  природных объектов, о воздействиях загрязненной окружающей среды на здоровье человека и др. Указывая на очевидную тенденцию расширения знаний человека в данной сфере, необходимо одновременно подчеркнуть факт острого дефицита соответствующей информации. Такая ситуация характерна не только для России, но и для других государств, в том числе экономически высокоразвитых, мирового сообщества в целом.

Что представляет собой  экологически значимая (или экологическая) информация? Общее понятие информации дает Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Прежний Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.) – содержал более полное и удачное определение информации как сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Понятие экологической информации охватывается приведенным общим понятием, но оно, кроме того, должно отражать специфику предмета. В законодательстве отсутствует определение экологической информации. Между тем в контексте права граждан на информацию о состоянии окружающей среды и его защиты нормативное решение этого вопроса было бы полезным.

В целом это огромный массив разнообразной информации. С  точки зрения потребностей гражданина, юридических лиц и государственных органов, в контексте принятия экологически значимых решений и защиты законных прав и интересов разных субъектов такая информация может содержать данные:

- о состоянии земли,  почвы, недр, воды, атмосферного воздуха, фауны, флоры, природных комплексов;

- об экологической  угрозе или риске для здоровья  и жизни людей;

- о химических, физических  и биологических воздействиях  на состояние окружающей среды  и их источниках;

- о деятельности, отрицательно  влияющей или могущей повлиять на природные объекты;

- о мерах по охране  окружающей среды, в том числе  правовых, административных и иных  мерах;

- о деятельности государственных  и муниципальных органов, юридических  лиц и граждан-предпринимателей  в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость осуществления такой деятельности установлена законодательством России.

Пользователями экологически значимой информации является наиболее полный круг субъектов экологического права. В него входят граждане, общественные формирования, лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, предприятия и организации, государственные структуры. Экологически значимой информацией пользуются представительные, исполнительные, судебные органы на всех уровнях государственной власти.2. Право граждан на экологически значимую информацию.

 

2.2 Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Чернобыльская катастрофа с особой остротой поставила вопрос об экологической информации и доступе  к ней граждан. Как реакция  на эту общественную потребность, Законом  РСФСР «Об охране окружающей природной среды» гражданам было предоставлено право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Позже Конституция РФ также закрепила право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Достоверной является неискаженная (заведомо или по небрежности) экологически значимая информация, которой располагают или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды и иные субъекты права в пределах их компетенции. Уровень достоверности зависит от уровня развития экологической и иной науки и техники и имеет тенденцию к возрастанию. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные технические и иные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Полной можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в силу их компетенции и предоставленных им полномочий.

Своевременной является информация, передаваемая лицу, обратившемуся за нею, в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12).

 

2.3 Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье

Состояние окружающей среды  относится к существенным факторам, влияющим на состояние здоровья человека. Одним из средств, обеспечивающих право  граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, является право на информацию о факторах, влияющих на здоровье, установленное Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 19).

В соответствии с Основами граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной  информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания (в том числе информацию о состоянии воздуха, воды и т.п.), рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах.

Обязанность предоставления указанной информации возложена  Основами на органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Предоставляется она через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам.

Право граждан на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье, предусмотрено и в  других законах. В соответствии с  Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (ст. 8).

Обеспечению права граждан  на информацию о факторах, влияющих на здоровье, служит ч. 2 ст. 24 Конституции  РФ, согласно которой органы государственной  власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Это право воспроизведено в ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»: каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны предоставить ему возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Информация о работе Мониторинг и информация