Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:48, научная работа
Правовая охрана окружающей среды - важный фактор обеспечения воспроизводства природных ресурсов и охраны здоровья населения. Окружающая среда издавна рассматривалась, во-первых, как естественное богатство средствами жизни (плодородие почвы, обилие рыбы в водах и т. д.), во-вторых, как естественное богатство средствами труда (водопады, судоходные реки, дерево, металлы, уголь и т. д.). Безусловно, во все времена взаимоотношения человека и природы являлись одним из факторов, определяющих вид цивилизации. Каждая эпоха добавляла как бы свой, штрих в эти взаимоотношения.
Вместе
с развитием феодальных политических
и социально-экономических
Принятие
в 1694 году Соборного уложения является
вехой в истории
Так, в
России впервые возникает
Новый
этап в регулировании использования
и охраны природных богатств начался
во второй половине XIX в. после отмены
крепостного права. Россия оставалась
преимущественно крестьянской страной,
в промышленности основную роль играли
за-3 готовка леса и добыча полезных
ископаемых. В этих условиях выработка
правил эксплуатации природных ресурсов,
на которых держалась экономика
страны, становится важной государственной
задачей. Был принят новый Лесной
устав, в разделе которого “О лесах
водоохранных” разъяснялось специальное
значение лесов и обеспечивалась их охрана
за счет казны. В России существовала достаточно
разработанная система водного законодательства.
Постановления о праве на воды и пользовании
ими, распоряжения Правительства по вопросам
судоходства, сплава, предупреждения потопов
встречаются во многих документах, начинах
с Соборною Уложения 1648 г. Так, в уголовном
Уложении России 1903 г. (ст. 235-237) предусматривалась
ответственность за
В начале ХХ в. в России учреждаются первые государств венные заповедники, находившиеся в подчинении Департамента земледелия, создаются частные заповедники. Так, заповедник Аскания-Нова был образован еще в 1898 г. на землях, принадлежавших Ф.З.Фальц-Фейну. Примерно в это же время в имении графов Потоцких в Волынской губернии создается заповедник площадью семь тысяч десятин для охраны зубров, оленей, бобров. В 1907 г. был подготовлен законопроект “О санитарной охране воздуха, воды и почвы” с целью обеспечения санитарного благополучия населения через усиление мер по защите вод от загрязнения нечистотами населенных пунктов, т. е. в нем речь шла об экологической безопасное в современном понимании. В этот период под охраной природы в России начинают понимать не только усилия по защите отдельных объектов природы, но и деятельность, направленную на сохранение и восстановление природных взаимосвязей с учетом воздействия человека на природу в конкретных регионах.
В советский
период в российском экологическом
праве предпочтение отдавалось правовому
регулированию общественных отношений
применительно к отдельным
Сегодня стратегические интересы России обусловливают установление и строжайшее соблюдение норм экологического права. Необходимо четкое осознание всем обществом и особенно аппаратом управления того, что безопасность России должна включать проблемы не только войны и мира, стихийного подъема экономики, но и всеобщей экологической безопасности. Сбалансированное использование природных ресурсов - это комплекс экономических, финансовых, организационных решений и реальных действий, когда использование одною природного ресурса не наносит вред другому. Управление по охране окружающей среды должно базироваться на сильном законодательстве, облагать большими полномочиями и средствами, иметь право противостоять последствиям несбалансированной политики.
Недостаточная
эффективность экологической
Неразвитость
федерального экологического законодательства
открывает возможность для
Необходимым условием эффективности законодательства является контроль за ее исполнением. Экологический контроль - это функция экологического управления, правовая форма экологической деятельности, гарантия работы экономического, организационного и правового механизмов обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей природной среды, рационального природопользования. Он заключается в проведении оценки воздействия на окружающую среду, регулярных экологических ревизий и оценки выполнения нормативов организаций и компаний, соблюдения юридических требований, предоставления соответствующей отчетности.
Существуют государственный, производственный и общественный экологический контроль.
Государственный
контроль осуществляется высшими органами
законодательной и
Производственный
экологический контроль осуществляется
структурными подразделениями организаций
за соблюдением экологических
Общественный экологический контроль возложен на общественные объединения, трудовые коллективы и граждан за соблюдением экологических норм, проведением экологических мероприятий - референдумов или обсуждений, мероприятий, затрагивающих интересы населения, проживающего на данной территории. Общественность принимает участие в государственных экспертизах, в оценке воздействия на окружающую среду и т. д. Общественный экологический контроль выступает гарантией реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, участие в экологическом управлении, при принятии экологически значимых решений.
Для более полного охвата территории нашей страны всеми видами экологического контроля необходимы комплексная система экологического просвещения, постоянное пополнение экологических знаний, привлечение новых технологий и высококвалифицированных специалистов для максимальной эффективности экологического управления.
Проблема качества окружающей природной среды давно переросла национальные рамки и вышла на уровень одной из глобальных проблем современности. Этим объясняется отнесение права на благоприятную окружающую среду к числу прав человека третьего поколения, т. е. коллективных прав человека.
Во многом реализация права на благоприятную окружающую среду пересекается с другими правами человека и гражданина. Так, личные права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства. Политические права выражают возможности личности на участие в осуществлении государственной власти, в частности, посредством проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений или установления контроля за властью, например, путем судебного обжалования решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, а также лиц, нарушающих экологические права граждан. Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень с учетом экологических характеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружающей среды, право на экологическое образование.
В объективном смысле право на благоприятную окружающую среду представляет собой сложный межотраслевой комплекс правовых норм, призванных регулировать отношения между человеком, обществом и государством в области окружающей среды с целью создания юридических гарантий для реализации разнообразных индивидуальных и общественных экологических интересов.
По российскому законодательству это право обеспечено, планированием и нормированием качества окружающей природной среды; мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствии; социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных фондов помощи; возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф;
государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства; привлечением к ответственности лиц, виновных в его нарушении.
Федеральными законами предусмотрен ряд существенных полномочий граждан и общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды. Они включают право: участвовать в собраниях, митингах, пикетах, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, жалобами, заявлениями; требовать их рассмотрения, предоставления своевременной, полной и достоверной информации от соответствующих органов о состоянии природной среды и мерах по, ее охране; отмены решений в административном или судебном; порядке о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности организаций и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека; ставить вопросов привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан; предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.
Реализация
экологических прав населения неразрывно
связана с преодолением экологической
безграмотности. Экологическое образование
и воспитание предполагают всеобщее,
комплексное непрерывное
От экологической грамотности и обоснованности действий всего населения и конкретных лиц во многом зависит реальность будущих поколений. Сохранение природы и самого себя замкнулись на человеке, его умении взять под контроль и регуляцию основные процессы в биосфере. Сегодня только человек всей законодательно установленной экологопродуманной деятельностью может обеспечить нормальный круговорот веществ на Планете.