Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 11:55, курсовая работа
Государственное управление сегодня нацелено на решения новых задач, возникающих в современном обществе, на повышение эффективности самой системы государственного управления. Одной из задач безусловно возникающих в процессе государственно управления это экологическая политика и охрана окружающей среды.
Согласно Закону «Об охране окружающей среды» окружающая среда – это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;7
Так же Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» является главным аспектом в РФ в области экологии. Данный Закон раскрывает и аргументирует основные задачи регулирования природопользования и охраны окружающей среды.
В настоящее время значительная часть основных производственных фондов России не отвечает современным экологическим требованиям, а состояние 16 % территории страны характеризуется как экологически неблагополучное. В связи с этим защита окружающей среды сегодня становится базисной задачей государства.8
Среди задач государственного регулирования в области охраны окружающей среды можно выделить следующие:
-
улучшение состояния
-
формирование правовой основы
экономического механизма
-
создание условий для
-
оценка хозяйственной емкости
локальных и региональных
-
активное участие в
-
формирование эффективной
Поиск
эффективных государственных
-
критерий экологической
-
критерий экономической
-
критерий экономической
-
критерий социальной
-
критерий политической
Таким
образом, для достижения цели экологической
политики необходимо определить ее приоритеты
и рассмотреть все возможные
последствия планируемых
Система стандартов, инструментов и рычагов регулирования, а также санкции в отношении нарушителей правовых норм так же определены Законом «Об охране окружающей среды».
В России используются следующие группы методов: административное регулирование, предполагающее введение нормативных стандартов и ограничений, а также прямой контроль и лицензирование процессов природопользования, указывающих производителю рамки, которые он должен соблюдать; система экономических стимулов — механизмов, предполагающих внедрение системы платежей за загрязнение, экологических налогов, субсидий, а также использование других экономических стимулов, имеющих целью заинтересовать производителя в рациональном природопользовании; природоохранное нормирование проводится с целью государственного регулирования нормативов качества окружающей среды и нормативов воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; система специальных механизмов и инструментов.
Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также оценки качества окружающей среды. Поэтому экологическое законодательство ориентировано на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, чтобы активизировать все эти юридические механизмы в интересах сохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений.
Согласно Закону «Об охране окружающей среды» при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой иной деятельности государственные органы, предприятия, учреждения и организации, т.е. все юридические и физические лица, обязаны руководствоваться следующими принципами:
- соблюдение права
человека на благоприятную
- обеспечение благоприятных
условий жизнедеятельности
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- охрана, воспроизводство
и рациональное использование
природных ресурсов как
- международное сотрудничество
Российской Федерации в
Развитие научно-технического прогресса и связанная с ним деградация природной среды обусловили необходимость усиления ее охраны, правового регулирования потребления отдельных природных компонентов, поэтому были приняты12:
- Водный кодекс РФ (№74-ФЗ от 3.06.2006 года)
- Лесной кодекс РФ (№200-ФЗ от 4.12.2006 года)
- Земельный кодекс РФ (№136-ФЗ от 25.10.2001 года)
- Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (№33-ФЗ от 14.03.1995 ред. от 30.12.2008)
- Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (№89-ФЗ от 24.06.1998 ред. от 08.11.2008)
- Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (№96-ФЗ от 04.05.1999 ред. от 30.12.2008)
- Федеральный закон «О животном мире» (№52-ФЗ от 24.04.1995 ред. от 14.03.2009)
-
Закон РФ от
21.02.1992 N 2395-1(ред. от 30.12.2008)"О недрах"
Одной из важнейших задач экологической деятельности государства в современных условиях является создание эффективной системы управления природопользованием и охраной природы, которая бы обеспечила надежный механизм экологической безопасности, ресурсосбережение, заинтересованность предприятий и организаций в защите окружающей среды от загрязнения и других вредных последствий хозяйственной деятельности.
Проблемы загрязнения окружающей среды, оказывающие существенное влияние на экономическое развитие, определены в экономической науке как отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии). Наиболее распространенным методом государственного воздействия на загрязнение окружающей природной среды является административное регулирование, заключающееся в прямых запретах и требованиях выполнения экономическими субъектами ряда действий, что подкрепляется мощью государственного аппарата принуждения. Однако практика показывает, что установленные стандарты и нормы выбросов, позволяют незначительно сократить размеры экстерналий и, как следствие, не приводят к оптимальному размещению ресурсов, поскольку не учитывают индивидуальных особенностей вовлеченных в подобные ситуации экономических субъектов.
Рыночные
методы борьбы с загрязнением окружающей
среды, применяемые в сочетании с административными
в последние годы, также не дают ощутимых
практических результатов. Реальные практические
сдвиги в природоохранной работе могут
быть получены в том случае, если государство
применит политику баланса методов административного
и рыночного регулирования процессов
природопользования.
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». – М.: Издательство «Омега-Л», 2009
2.
Бринчук М.М. Государственное
управление как эколого-
3. Гальперин М. В. Общая экология. – М.: Инфра-М, 2008
4.
Дубовик О.Л. Экологическое
5.
Платонова Н. А., В. А. Шумаева
В. А., Бушуева И. В. Государственное
регулирование национальной
6. Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. – ЗАО Юстицинформ, 2005
7. http://www.consultant.ru/