Экологическая доктрина Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как в ее пределах сохраняются обширные территории, занятые природными экосистемами и представлена значительная часть мирового биоразнообразия. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

Содержание

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

3.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1.
СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
3.2.
УСТОЙЧИВОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
3.3.
СНИЖЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ
4.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4.1.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИТУАЦИЯХ
4.2.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ, ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ И МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ
4.3.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И СНИЖЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
4.4.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА И ЛИКВИДАЦИЯ ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ
4.5.
КОНТРОЛЬ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ЧУЖЕРОДНЫХ ВИДОВ И ГЕНЕТИЧЕСКИ ИЗМЕНЕННЫХ ОРГАНИЗМОВ
5.
ПУТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
5.1.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
5.2.
НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ
5.3.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ
5.4.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5.5.
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5.6.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
5.7.
РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
5.8.
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
5.9.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
6.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа содержит 1 файл

Экологическая доктрина Российской Федерации.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

         совершенствование нормативной базы, регламентирующей взаимодействие между министерствами, ведомствами и организациями, осуществляющими государственный экологический мониторинг, включая формирование фонда информационных ресурсов по  окружающей среде;  

         совершенствование системы показателей, создание методологии и аппаратного обеспечения экологического мониторинга Российской Федерации, включая комплексную оценку состояния окружающей среды;  

         обеспечение достоверности  и сопоставимости данных мониторинга  по отдельным отраслям и административно-территориальным образованиям страны;  

         совершенствование системы учета и контроля ядерных  материалов, радиоактивных веществ  и радиоактивных отходов;  

         завершение работ  по выявлению зон экологического бедствия; выявление и обозначение  на местности всех территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению и химическому загрязнению в масштабах, представляющих опасность для окружающей среды и населения;  

         инвентаризация экологически опасных производств, сооружений и  захоронений отходов; оценка риска  возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, путей их предотвращения; формирование и ведение кадастров экологически опасных объектов на федеральном, региональном и муниципальном;  

         инвентаризация территории для выявления и специальной  охраны земель, пригодных для производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции; водных объектов со стратегическими запасами питьевой воды; природных комплексов, выполняющих особо важные средообразующие функции, и обладающих особой рекреационно-оздоровительной значимостью;  

         формирование системы  государственных кадастров природных  ресурсов, а также особо охраняемых и ценных природных территорий, включая  территории традиционного природопользования;  

            

         обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах; бесплатный доступ граждан к экологической информации, жизненно важной для их безопасности;  

         информационное обеспечение  учета результатов государственной  экологической экспертизы всех проектов, программ и объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе.  

            

         5.5. Научное обеспечение  

         Основной задачей  является развитие научных знаний об экологических основах устойчивого  развития, выявление новых экологических  рисков, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями.  

         Для этого необходимы:  

         формирование теоретических  и технологических основ перехода к устойчивому развитию;  

         разработка экологической  составляющей стратегического прогноза развития России с учетом альтернативных сценариев будущих изменений;  

         исследование возможного глобального и регионального  изменения климата и его последствий  для природной среды;  

         исследования биологических  систем и их средообразующих функций, определение пределов устойчивости и экологической емкости природных  систем;  

         разработка экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции, оборудования;  

         разработка экологичных  технологий в сельском хозяйстве, конструирование  агросистем на принципах естественной саморегуляции;  

         разработка научных  принципов и технологий устойчивого  использования и воспроизводства  возобновляемых биологических ресурсов (лесных, водных, охотничье-промысловых, лекарственных и др.);  

         разработка принципов  использования атмосферного воздуха (воздушных ресурсов), обеспечивающих сохранение окружающей среды;  

         разработка эффективных  методов сохранения биологического разнообразия, включая развитие сети особо охраняемых природных территорий, сохранение и восстановление редких и ценных видов животных и растений, а также природных сообществ и систем;  

         анализ распространения  чужеродных и генетически измененных видов живых организмов и разработка соответствующих методов контроля и снижения негативных последствий  этих процессов;  

         разработка методологии и методов эколого-экономических оценок, в том числе определения экономической ценности природных систем с учетом их средообразующей функции для использования в экономических механизмах управления;  

         создание теории и методологии определения экологических  рисков с ориентацией на создание системы управления качеством природной среды;  

         разработка средств  предупреждения и ликвидации загрязнений, реабилитации окружающей природной  среды и утилизации опасных отходов;  

         изучение эколого-зависимых  заболеваний, особенно связанных с загрязнением окружающей среды;  

         разработка и развитие современных методов экологического мониторинга и информационных технологий для целей государственного управления в области охраны окружающей среды.  

            

         5.6. Экологическое  образование и просвещение  

         Основной задачей  является повышение уровня экологической  культуры, образования и профессиональных навыков и знаний в области  экологии у населения.  

         Для этого необходимо:  

         Создание государственных  и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения, экологизация системы образования и воспитания;  

         включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого  развития в содержание образования  на всех его уровнях;  

         усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;  

         экологическая подготовка и переподготовка педагогических кадров для всех уровней системы обязательного  и дополнительного образования  и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития;  

         включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения, в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;  

         конкурсная целевая  государственная поддержка структур, осуществляющих экологическое просвещение и образование;  

         разработка стандартов образования, ориентированных на устойчивое развитие;  

         развитие системы  экологической подготовки лиц, принимающих  решения в различных сферах производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, системы правоохранительных и судебных органов;  

         повышение информированности  деловых кругов в области природоохранного законодательства, рационального природопользования, охраны окружающей среды, устойчивого развития, а также обучение их методам экологического управления;  

         поддержка производства и публикации материалов по вопросам экологии в средствах массовой информации.  

            

            

         5.7. Развитие гражданского  общества как условие реализации

         государственной экологической  политики  

         Основной задачей  является государственное содействие развитию гражданского общества как  выразителя права населения на благоприятную  окружающую среду.  

         Для этого необходимы:  

         усовершенствование законодательных и организационных условий для непосредственного участия граждан в принятии и реализации экологически значимых решений, в том числе через опросы общественного мнения, общественные слушания, общественные экспертизы и референдумы;  

         обеспечение приоритета законных экологических интересов  граждан перед интересами структур бизнеса и органов власти;  

         обеспечение возможности  прохождения альтернативной гражданской  службы на объектах и в структурах, реализующих экологическую политику;  

         поддержка экологических общественных движений и благотворительной деятельности;  

         создание условий  для поддержания и развития традиционного  экологически сбалансированного природопользования коренных малочисленных народов;  

         создание законодательных  и организационных условий для развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций.  

            

         5.8. Территориальная  экологическая политика  

         Основной задачей  в этой области является экологически приемлемое размещение хозяйственных  и жилищно-коммунальных объектов, максимальное использование возможностей и специфики субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны.  

         Для этого необходимы:  

         внедрение природно-ландшафтного, в том числе бассейнового, принципа управления природными комплексами;  

         концентрация имеющегося и вновь формируемого производственного  потенциала в основном на уже трансформированных землях и в районах с развитой инфраструктурой;  

         резервирование на основе эколого-экономического обоснования, в том числе исключение из хозяйственного использования, территорий, еще неосвоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью, либо непревышение экологической емкости природных систем при освоении этих территорий;  

         учет задач сохранения целостности природных комплексов в процессе территориального планирования;  

         расширение практики использования местных природных  и энергетических ресурсов с использованием экологически чистых технологий;  

         обеспечение приоритетного  участия коренных малочисленных  народов в выборе стратегии развития территорий, на которых они традиционно проживают.  

         5.9. Международное  сотрудничество  

         Основной задачей  является реализация национальных интересов  Российской Федерации через участие  в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития.  

         Для этого необходимо:  

         участие Российской Федерации в консолидации усилий мирового сообщества по сохранению окружающей среды, в разработке и выполнении международных договоров по ее охране;  

         содействие экологизации положений действующих и планируемых международных договоров;  

         активное участие  в международных экологических  организациях, в том числе входящих в систему Организации Объединенных Наций.  

         обеспечение обязательной государственной экологической экспертизы и экологического контроля всех международных программ и проектов, реализуемых на территории и акваториях России;  

         упреждающее воздействие  на процесс глобализации путем активного  участия Российской Федерации в  международных взаимодействиях и переговорах, касающихся использования природных ресурсов, трансграничного перемещения технологий, товаров и услуг, использование которых способно нанести ущерб населению и природной среде.  

Информация о работе Экологическая доктрина Российской Федерации