Автор: Натталья Кошелева, 09 Октября 2010 в 16:49, курс лекций
1. Документы по подготовке внешнеэкономической сделки
Оферта
Оферта - письменное предложение продавца, направленное возможному покупателю, о продаже партии товара на определенных продавцом условиях.
Оферта содержит все основные условия предстоящей сделки: наименование товара, количество, качество, цену, условия поставки, срок поставки, условия платежа, характер тары и упаковки.
В международной практике различают два вида оферт: твердая и свободная.
Твердая оферта - это документ, в котором дается письменное предложение на продажу определенной партии товара, посланное продавцом одному возможному покупателю, с указанием срока, в течение которого продавец является связанным своим предложением.
Традиционная форма оборотных коносаментов (подлежащих индексации) предпочтительнее в некоторых видах международного бизнеса. Она обычно применяется в торговле такими товарами, как зерновые или нефть, а также если покупатель намерен заложить коносамент в банк до прибытия товара.
Коносамент может быть прямой (на один порт) или сквозной (морской транзит). Если морская перевозка составляет только часть общей перевозки и товары должны перевозиться другими наземными и морскими перевозчиками, то может оказаться, что отправителю удобнее получить сквозной коносамент, чем заключать договоры с несколькими перевозчиками. Такие коносаменты все больше используются в современной транспортной практике.
Коносамент составляют
на основании погрузочного ордера, подписанного
отправителем груза. Он передает порту
экспортное поручение с необходимыми
реквизитами.
Штурманская расписка
Штурманская
расписка является удостоверением судовладельца
в принятии товара к перевозке. Выписывает
этот документ помощник капитана в подтверждение
получения конкретной партии на борт судна.
Расписка описывает видимое состояние
товаров и позволяет перевозчику выдать
коносамент. В ней отражаются результаты
проверки, проводимой контролерами судовладельца
при приеме товара для погрузки или во
время погрузки. Это не товарораспорядительный
документ. По просьбе отправителя он может
быть заменен коносаментом.
Чартер, чартер-партия
Чартер или чартер-партия - договор на перевозку грузов трамповыми судами. Сторонами в чартерном договоре являются фрахтователь (грузоотправитель или его представитель) и фрахтовщик (перевозчик или его представитель).
Основными пунктами такого договора являются следующие:
Многовековая практика торгового мореплавания показала, что количество условий и оговорок, которые могут быть включены в договор морской перевозки, довольно велико, поэтому возникла необходимость создания типовых договоров перевозки, иначе называемых проформами чартеров. Например, типовой генеральный чартер "Дженкон", используемый как универсальный для перевозки грузов во всех случаях, когда для перевозки данного груза в данном направлении нет общепризнанных стандартных форм чартера.
Виды чартеров: тайм-чартер - договор об аренде судна, когда все судно или его часть предоставляется на определенное время в распоряжение фрахтователя для перевозки грузов в любых направлениях; димайз-чартер - договор об аренде судна, когда судовладелец передает его фрахтователю на оговоренный срок вместе с командой, члены которой становятся служащими нанимателя;
Бербоут-чартер - это договор о найме судна без экипажа, фрахтователь несет все расходы по его использованию и выплачивает арендную плату судовладельцу.
Чартер может быть чистым, если договор подписывается без каких-либо изменений стандартной формы; открытый - документ без указания рода груза и пункта назначения.
Чартеры могут заключаться
заблаговременно либо в срочном
порядке (промпт) и даже с условием
немедленной готовности судна к
перевозке (спот-промпт). В чартере
зафиксировано распределение
Стандартные формы
чартеров применяются российскими
судами для перевозки следующих
грузов: лес, целлюлоза, бумага - 15 форм
чартеров, нефтеналивные, сжиженные газы
- 3 формы, руда - 8 форм, разные грузы - 6 форм,
удобрения - 6 форм, уголь - 6 форм, хлебные
грузы - 5 форм чартеров. Кроме того, применяются
универсальные формы чартеров (Джонсон,
Ньювой, Сканкон).
Чартерный (фрахтовый) коносамент
Чартерный
коносамент - документ, в который инкорпорируются
путем ссылки отдельные из условий чартер-партии
с тем, чтобы они могли иметь эффект для
грузополучателя или индоссата коносамента.
Но коносамент, выданный по чартеру, который
не включает в себя условия чартера по
договору с получателем груза или индоссатом,
не является фрахтовым коносаментом.
Адендум
Адендум - дополнение
к договору, в частности к чартеру, изменяющее
или дополняющее те или иные условия договора.
Бернс-нот
Бернс-нот - один
из видов договора морской перевозки,
применяемый при перевозке массовых грузов
на судах регулярных линий, работающих
без срочного расписания, с целью заполнения
недоиспользованного под генеральные
грузы тоннажа.
Букинг-нот
Букинг-нот - один
из видов договора морской перевозки,
применяемый при перевозке отдельных
партий грузов на судах регулярных линий,
работающих по расписанию, что позволяет
грузовладельцу заблаговременно зарезервировать
место на линейном судне для отправки
своих грузов.
Деливери-ордер (долевой коносамент)
Деливери
ордер - товарораспорядительный документ,
выдаваемый перевозчиком или грузополучателем
с подтверждением капитаном судна. Используется
в случае продажи грузополучателем товара
до того, как он принял поставку. Товар
может быть куплен разными покупателями,
на каждого из них выписывается деливери-ордер
на соответствующую часть товара.
Отгрузочная спецификация
Отгрузочная
спецификация - коммерческий документ,
содержащий перечень всех видов и сортов
товаров, входящих в данную партию, с указанием
для каждого места, количества и рода товаров.
Является одним из основных товаросопроводительных
документов, так как по нему принимается
комплектность и качество поставленного
товара.
Таймшит
Таймшит - документ - ведомость учета стояночного времени судна (сталийного времени), предусмотренного чартером на производство грузовых операций. Он составляется в каждом порту погрузки и выгрузки судна, подписывается капитаном и представителем фрахтователя. Служит основанием для расчета по диспачу и демереджу.
В таймшите фиксируются
все производственные операции и непроизводительные
простои за время стоянки судна в порту.
В нем указываются: наименование порта
и судна; дата и время прибытия судна и
вручение нотиса о готовности к погрузке
(выгрузке); дата и время фактического
начала и окончания грузовых работ; продолжительность
и причины перерывов в работе; норма грузовых
работ по чартеру.
Акт досмотра комплектности и упаковки
Акт
досмотра комплектности
и упаковки - документ, выписываемый
досмотровой комиссией на предприятии-изготовителе
при передаче изделия на склад готовой
продукции в подтверждение соответствия
комплектности и упаковки условиям контракта.
Морская накладная
Морская
накладная (линейная
накладная, океанская
накладная) - документ, который подтверждает
наличие договора перевозки груза морским
путем и принятие или погрузку груза перевозчиком
и по которому перевозчик обязуется доставить
груз грузополучателю, указанному в документе.
Накладная не является ни оборотным, ни
товарораспорядительным документом, груз
выдается указанному в ней грузополучателю.
К накладной прилагаются необходимые
товаросопроводительные документы.
Коммерческий
акт - документ, составленный перевозчиком,
либо его представителем, удостоверяющий
факт недостачи, порчи или повреждения
груза при его выдаче получателю в пункте
назначения. Он фиксирует размер, характер
и причины несохранности груза и является
основанием для возложения за нее материальной
ответственности на перевозчика.
Коммерческий график
Коммерческий
график - основной документ, определяющий
подачу судов под перевозку внешнеторговых
грузов. Составляется ежемесячно и является
единственным документом, устанавливающим
ответственность перевозчика за сроки
подачи тоннажа установленного типа. Составляется
отдельно по линейным и рейсовым судам
и включает: наименование судов, дату подачи
под погрузку и выгрузку, количество и
наименование груза, наименование организации
(отправителя груза), номер ордера, указания
за чей счет производятся стивидорные
погрузочно-разгрузочные работы в иностранных
портах. Для линейных судов составляется
по каждой линии в отдельности. Коммерческий
график подписывается до начала планируемого
месяца ответственными представителями
пароходства и организаций, ведущих внешнеторговые
операции.
Доковая расписка
Доковая
расписка - документ, который выдается
управлением порта в удостоверение принятия
товара для отправки и помещения на портовый
склад.
Железнодорожная накладная
Железнодорожная накладная международного сообщения и ее дубликат являются транспортными документами при международных железнодорожных грузовых перевозках. Накладная является документарным оформлением договора перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги. В практике международной торговли широко применяется форма накладной, разработанная международной Конвенцией МГК (Международная грузовая конвенция, с 1984 г. именуемая КОТИФ - Конвенция по международным грузовым перевозкам), а также Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС). Основное содержание накладной: название станции назначения и пограничных станций, наименование груза, оплата за перевозку, объявленная ценность груза. Текст железнодорожной накладной печатается на стандартных бланках обычно на двух языках. Она выписывается грузоотправителем или его экспедитором на имя грузополучателя, скрепляется перевозчиком, который ставит штемпель на накладной дубликате. Последний остается у грузоотправителя. Накладная следует с грузом. К каждой накладной прилагается товаросопроводительная документация: отгрузочная спецификация, сертификат о качестве, упаковочный лист и т. д. Дубликат железнодорожной накладной входит в комплект документов для получения платежа по аккредитиву или в инкассовой форме.
Накладная СМГС (форма накладной при отправке грузов с территории и на территорию стран бывшего СССР сохранилась) состоит из пяти листов:
Европейские страны
руководствуются Конвенцией (КОТИФ), предусматривающей
немного другую форму железнодорожной
накладной. Поэтому при оформлении перевозки
из СНГ, когда часть пути будет проходить
через европейские страны, накладная СМГС
оформляется до пограничной станции железной
дороги страны, граничащей с СНГ, где накладная
СМГС будет переоформлена в накладную
КОТИФ. Такая же процедура производится
на пограничных станциях и при отправке
товаров в страны СНГ.
Международный железнодорожный транзитный тариф
Международный
железнодорожный транзитный
тариф (МТТ) - тарифное руководство на
железнодорожные перевозки. Введен в действие
с 1 января 1991 г. Тарифной валютой являются
швейцарские франки.
Дорожная ведомость
Дорожная
ведомость - документ составляется для
каждой накладной. Он является учетным
документом, сопровождает груз на всем
пути его следования и является транспортным
документом при железнодорожных перевозках.
Авиагрузовая накладная
Авиагрузовая накладная - документ, который выписывает грузоотправитель или от его имени и который подтверждает наличие договора между грузоотправителем и перевозчиком о перевозке грузов по авиалиниям перевозчика.
Авианакладная заполняется
грузоотправителем в трех подлинных
экземплярах и вручается