Виды банковских счетов и порядок их открытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Открытие, закрытие и переоформление банковских счетов регламентируется Инструкцией о порядке открытия и закрытия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских счетов (утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 20.06.2007 г. № 127). Инструкция вступила в силу со 2 ноября 2007 г. С этого момента утратили силу Правила открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь (утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2000 г. № 24.12)

Работа содержит 1 файл

контр.docx

— 98.45 Кб (Скачать)

 Тем не менее дополнение  устанавливаемых учетных ставок  количественными ограничениями  является практически обязательным условием в процентной политике Центральных банков, в определенной мере компенсирующим падение влияния учетной ставки на уровень и динамику стоимости банковских кредитов. Одним из вариантов установления квот учетных кредитов Центрального банка является определение подлежащих учету векселей, или определение контингента переучета, которое может также осуществляться индивидуально и, соответственно, обеспечивать селективный или выборочный характер регулирования. В современных условиях результаты процентной политики все в большей степени зависят не от абсолютного уровня регулируемых ставок, а от соотношения последнего с уровнем рыночных ставок. Поскольку же приспособление учетных ставок Центрального банка к состоянию рынка не является автоматическим, то увеличение гибкости данного механизма должно рассматриваться как важнейшее условие повышения эффективности процентной политики.

 

 

3.Порядок реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

 

Деятельность банка может быть прекращена по инициативе акционеров (пайщиков), кредиторов банка, по решению  Национального банка Республики Беларусь. Реорганизация банков осуществляется путем их слияния, присоединения, преобразования, разделения, выделения:

1)при слиянии (присоединении) банка с другим банком все имущественные права и обязанности переходят к банку, возникшему в результате слияния (присоединения).

2)при разделении (выделении) банка к созданному в результате этого банку переходят по разделительному балансу в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизуемого банка.

3)при преобразовании, осуществляющемся путем реорганизации банка в банк иного вида, к вновь возникшему банку переходят все имущественные права и обязанности прежнего банка.

4)при реорганизации банка вносятся  необходимые изменения в учредительные  документы и производится его  перерегистрация.

Решение о реорганизации банка  принимается общим собранием  владельцев банка и доводится  до сведения всех участников и лиц, состоящих в договорных отношениях с банком. Реорганизация банка  влечет переход прав и обязанностей, принадлежащих банку к его правопреемникам[4,с.125].

Реорганизация банка путем его  разделения или выделения банков (банка) допускается при условии, если уставный фонд банков (банка), созданных  в результате реорганизации, остается в пределах минимального уставного  фонда, установленного Национальным банком[7].

При слиянии банка с другим банком все имущественные права и обязанности переходят к банку, возникшему в результате слияния. Слияние может осуществляться только с банками (банком).

При присоединении банка к другому банку к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного банка. Присоединиться к банку может только банк или небанковская кредитно-финансовая организация. При разделении банка к созданным в результате этого новым банкам переходят по разделительному балансу в соответствующих частях имущественные права и обязательства реорганизованного банка.

При выделении  из банка одного или нескольких новых  банков к каждому из них переходят  по разделительному балансу имущественные права и обязанности реорганизуемого банка.

Преобразование банка в небанковскую кредитно-финансовую организацию допускается в случае отзыва его лицензии на совершение банковских операций, осуществляемых исключительно банками, при сохранении лицензии на совершение других банковских операций в установленном Национальным банком порядке. В случае отзыва лицензии на осуществление всех банковских операций допускается преобразование банка в иную коммерческую организацию[2, с.123].

Банк может быть реорганизован  путем присоединения только к  другому банку. Присоединиться к  банку могут только банк либо небанковская кредитно-финансовая организация.

Реорганизация банка путем его разделения или  выделения банков (банка), влекущая уменьшение уставных фондов созданных  в результате реорганизации юридических лиц по сравнению с уставным фондом реорганизуемого банка, производится с уведомлением кредиторов реорганизуемого банка. Кредитор реорганизуемого банка вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является этот банк, и возмещения убытков.

При реорганизации  банков путем слияния, присоединения  или преобразования к вновь созданному банку переходят в порядке, установленном Национальным банком, все лицензии, которые имели реорганизованные банки.

В случае отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций, при сохранении лицензии на осуществление других банковских операций допускается преобразование банка в небанковскую кредитно-финансовую организацию в порядке, установленном Национальным банком.

В случае отзыва лицензии на осуществление  всех банковских операций и при условии  полного выполнения банком своих  обязательств перед вкладчиками и кредиторами банк может быть преобразован в иную коммерческую организацию. В случае реорганизации банка его права и обязанности переходят к вновь созданному банку (банкам) и иным юридическим лицам в порядке, установленном гражданским законодательством[7].

Для получения согласия Национального  банка на реорганизацию банки представляют следующие документы:

-ходатайство банков с указанием причин, повлекших необходимость реорганизации, обоснование возможности банка (банков) впредь соблюдать установленные экономические нормативы и обязательные резервы;

-протоколы общих собраний акционеров реорганизуемых банков, в которых зафиксировано решение об их реорганизации;

-проект договора о слиянии, присоединении, разделении или выделении;

-информацию о готовности реорганизуемых банков работать в едином режиме корсчета (при слиянии, присоединении); сведения о предполагаемых руководителях. Правление Национального банка принимает решение по вопросу возможности реорганизации банка (банков). Последние представляют необходимые документы для регистрации и получения лицензии. После регистрации и выдачи лицензии банку, созданному в результате реорганизации, реорганизованные банки исключаются из Книги регистрации банков и операции по их счетам прекращаются[2, с.128].

Сведения о реорганизованных банках на территории Республики Беларусь по состоянию на 26.10.2011 г[Приложение Б].

 

Банк может быть ликвидирован путем  отзыва Национальным банком Республики Беларусь лицензии на совершение банковских операций в следующих случаях:

1)задержки начала деятельности  банка более чем на шесть  месяцев с момента регистрации; 2)нарушения законодательства Республики Беларусь, своего Устава, предписаний, нормативных активов и указаний Национального банка Республики Беларусь;

3)выявления недостоверных сведений, на основании которых выдана  лицензия; 4)неоднократного на. протяжении отчетного периода представления недостоверной отчетности, скрывающей действительное положение дел[4, с.130].

Банк может быть ликвидирован по решению:

1)учредителей (участников) банка либо органа, уполномоченного учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создан банк, достижением цели, ради которой он создан, или признанием судом недействительной регистрацию банка в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер (самоликвидация);

2)суда в случае непринятия решения о ликвидации по причинам, указанным выше, а также осуществления деятельности без лицензии либо деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям, или признанием судом недействительной регистрацию банка с допущенными при его создании нарушениями законодательства;

3)Национального банка (принудительная ликвидация). Самоликвидация банка проводится с письменного согласия Национального банка.

Для получения согласия банк представляет в Национальный банк следующие документы:

ходатайство банка о самоликвидации с указанием причин, повлекших  ее;

протокол (выписку) общего собрания акционеров (участников), на котором принято решение о самоликвидации;

сведения о составе ликвидационной комиссии, ее председателе;

сведения о порядке и сроках ликвидации.

 

При обнаружении оснований для  ликвидации банка Национальный банк берет у банка письменное обязательство об устранении нарушений. При отказе банка от дачи письменного обязательства, а также при его невыполнении Национальный банк принимает решение о его ликвидации.

Национальный  банк может выступать кредитором последней инстанции, оказывая кредитную помощь банкам без соответствующего обеспечения в целях поддержания ликвидности, если такие меры помощи соответствуют общественным интересам.

Руководство, банка при получении  решения о принудительной ликвидации банка (согласия на самоликвидацию) возвращает в Национальный банк все виды лицензий для последующего их аннулирования[2, с.135].

При отзыве лицензии на совершение банковских операций ликвидация банка осуществляется ликвидационной комиссией, назначаемой  Национальным банком Республики Беларусь. Она создается при принятии решения  суда о признании банка банкротом. Для возбуждения дела о банкротстве в суд представляются заявление и заключение Национального банка Республики Беларусь о неплатежеспособности банка.

Ликвидационная комиссия помещает в официальной печати по месту  нахождения банка публикацию о его  ликвидации, о порядке и сроках (не менее двух месяцев со дня  публикации) подачи кредиторами заявлений  о претензиях.

Ликвидационная комиссия является единственным органом управления банком в период его ликвидации. Она может  выступать истцом и ответчиком в  судах, направлять представления в  правоохранительные органы о выявленных нарушения законодательства.

После окончания деятельности комиссия составляет отчет и ликвидационный баланс. После их утверждения Правлением Национального банка Республики Беларусь ликвидируемый коммерческий банк исключается из государственного реестра и книги регистрации банков. О прекращении деятельности коммерческих банков сообщается в средствах массовой информации[4, с.132].

Ликвидация банка по инициативе его учредителей (участников) производится с письменного согласия Национального банка. Порядок получения согласия устанавливается Национальным банком.

В случае отказа в даче согласия на ликвидацию банка Национальный банк обязан аргументировать свое решение  и представить общему собранию учредителей (участников) банка план действий по устранению причин, вызвавших принятие решения о ликвидации.

Орган, принявший решение о ликвидации банка, в десятидневный срок после  получения согласия Национального  банка создает ликвидационную комиссию, назначает ее председателя, а также  устанавливает в соответствии с  законодательством Республики Беларусь порядок и сроки ликвидации банка.

Национальный банк вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что банк находится в процессе ликвидации.

Ликвидационная комиссия в течение  тридцатидневного срока со дня принятия решения о ликвидации банка производит оценку его финансового состояния и в случае недостаточности имущества банка для погашения требований кредиторов и (или) задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды подает в хозяйственный суд исковое заявление о банкротстве банка. Процедура банкротства банка осуществляется хозяйственным судом в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Банк считается ликвидированным  с момента внесения соответствующей  записи в Единый государственный  регистр юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей.

Сообщение об аннулировании записи о государственной регистрации  банка подлежит опубликованию Национальным банком в. официальном издании Национального  банка в тридцатидневный срок со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Банк обязан прекратить свою деятельность с момента принятия решения о его ликвидации и в двухмесячный срок выйти из состава учредителей (участников) других юридических лиц.

Лица, заключившие с ликвидируемым  банком договор банковского счета, в течение тридцатидневного срока  со дня принятия решения о ликвидации банка обязаны расторгнуть в  одностороннем порядке этот договор[7].

Сведения о ликвидированных  банках (исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) на территории Республики Беларусь по состоянию на 26.10.2011 г.[Приложение В].

Информация о работе Виды банковских счетов и порядок их открытия