Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:30, контрольная работа
Открытие, закрытие и переоформление банковских счетов регламентируется Инструкцией о порядке открытия и закрытия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских счетов (утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 20.06.2007 г. № 127). Инструкция вступила в силу со 2 ноября 2007 г. С этого момента утратили силу Правила открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь (утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2000 г. № 24.12)
При необходимости в разрешении банка могут быть указаны и другие условия функционирования субсчета. Банк, открывший субсчет, обязан в течение трех дней сообщить об открытии данного счета банку, в котором открыт текущий счет клиента. Отказ в выдаче разрешения на открытие субсчета по причине нецелесообразности не допускается[3, с.89].
Переоформление текущего счета. При реорганизации, переименовании, изменении подчиненности или устава предприятия банк производит переоформление его текущего счета. В этом случае владельцем счета представляются те же документы, что и при открытии счета, не позднее одного месяца со дня изменения организационно-правовой формы предприятия.
При внесении изменений в учредительные документы предприятие должно представить банку заверенные копии новых учредительных документов либо изменений к ним. При переименовании или переподчинении предприятия владелец счета обязан уведомить об этом банк соответствующим заявлением, а затем представить копию решения уполномоченного органа или нотариально заверенную копию нового устава, а также новую карточку с образцами подписей и оттиска печати.
Банк может переоформить текущий счет предприятия и собственным распоряжением, без представления необходимых документов, но только в случае изменения наименования предприятия, обусловленного законодательством. В этой ситуации банк должен сообщить о произведенных изменениях в инспекцию Государственного налогового комитета в течение трех рабочих дней.
Закрытие текущего счета. Текущие счета хозяйствующих субъектов могут быть закрыты банком в следующих случаях:
-по заявлению владельца счета;
-по решению собственника предприятия или создавшего его органа;
-при ликвидации предприятия (после завершения деятельности ликвидационной комиссии) или прекращении деятельности предпринимателя;
-при отмене решения о государственной регистрации предприятия или предпринимателя уполномоченными органами;
при отсутствии
средств на счете или записей
по счету в течение трех месяцев
(без включения срока
-при непредставлении в течение месяца документов, необходимых банку для переоформления текущего счета в соответствии с изменением организационно-правовой формы предприятия;
-в других случаях, предусмотренных действующим законодательством и соответствующими договорами.
При этом банк вправе закрыть счет, только если на него не наложен арест и к данному счету нет никаких претензий и предписаний, а также отсутствует задолженность Фонду социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь. Банк не имеет права закрыть счет клиента без справки об отсутствии такой задолженности.
Если счет закрывается по инициативе банка вследствие того, что хозяйствующий субъект не представил в срок необходимые документы для переоформления счета, либо в течение трех месяцев на счете отсутствовали средства или по нему не совершались операции, либо в других предусмотренных случаях, банк должен за десять дней до закрытия счета в письменной форме предупредить об этом владельца счета, а если это необходимо — то и вышестоящую организацию последнего.
На закрытие текущего счета хозяйствующего субъекта банку необходимо получить согласие инспекции Государственного налогового комитета, где данный субъект получил учетный номер налогоплательщика (за исключением рассмотренных ниже случаев). Банк оформляет закрытие счета, если после письменного уведомления им соответствующей инспекции последняя в пятнадцатидневный срок не представила свои возражения. При несогласии инспекции Государственного налогового комитета на закрытие счета банк откладывает оформление этой операции до принятия инспекцией соответствующего решения по результатам проведенной ею проверки деятельности владельца счета. В случаях, когда текущий счет закрывается вследствие перехода владельца счета на обслуживание в другой банк, ликвидации предприятия или отмены решения о его государственной регистрации, согласование с инспекцией Государственного налогового комитета не производится. При данных обстоятельствах банк обязан письменно уведомить соответствующую инспекцию за пять рабочих дней до закрытия счета. Однако такой порядок действует только в отношении резидентов. Закрытие текущих счетов нерезидентов может осуществляться только с согласия инспекции.
Когда хозяйствующий субъект переходит на обслуживание в другой банк, его текущий счет закрывается в срок, который определяется договоренностью между банками и клиентом, но не может превышать десяти рабочих дней. При этом в новый обслуживающий банк по акту передаются документы, находившиеся в деле на открытие счета, за исключением заявления на открытие счета, карточки с образцами подписей и оттиска печати, договора на расчетно-кассовое обслуживание, дубликата извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика и справки Фонда социальной защиты населения. Кроме того, при наличии у владельца данного счета неоплаченных расчетных документов, находящихся в картотеке к внебалансовому счету "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" и в картотеке к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок", они по описи передаются в банк, где открывается новый счет.
В случае закрытия текущего счета
предприятия в связи с
Текущие счета физических лиц банк закрывает в следующих случаях:
-по заявлению владельца счета (если на счет не наложен арест);
-если перечисление средств по данному счету не совершалось в течение года (без учета срока наложения ареста);
-в других случаях, предусмотренных законодательством и договором.
Закрывая текущий счет физического лица по причине отсутствия движения по нему средств, банк должен уведомить владельца счета о своем решении. При этом банк обязан выдать средства, находящиеся на этом счете, по первому требованию физического лица. Если же в течение шести месяцев с момента извещения владельца счета никаких распоряжений с его стороны не поступило, банк имеет право перечислить средства с данного счета на сборный лицевой счет по учету неподвижных остатков средств на счетах физических лиц и использовать их в порядке, установленном законодательством[2, с.98].
2.Учетный процент. Факторы, влияющие на учетный процент.
Учетный процент — ставка по рефинансированию, уровень платы за кредитные ресурсы, предоставляемые Центральным банком другим банкам. Одной из традиционных функций центральных банков выполнять роль кредитора в последней инстанции.
Долговое обязательство заемщика является активом Центрального банка и пассивом для банка — заемщика. Учетная ставка представляет для коммерческого банка издержки по приобретению ресурсов, а для Центрального банка — источник дохода.
Учетный процент —регулируемая величина, которая изменяется в соответствии с рыночной, с учетом торгов по межбанковским рынкам, т. е. с учетом спроса на кредит и предложения ресурсов, также с учетом темпов инфляции.
Центральные банки могут изменять (увеличивать, уменьшать) банковскую учетную ставку.
Предлагая тот или иной уровень учетного процента, Центральный банк воздействует на спрос и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставленных кредитов, регулирует уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность, объем денежной массы в стране. Снижение учетной ставка при направлении кредитов коммерческим банком на правительственные программы, приоритетные направления развития экономики, для компенсации сокращения объемов депозитов и др. Такая кредитная помощь банкам осуществляется и в целях поддержания их ликвидности, если такие меры помощи соответствуют общественным интересам. Повышение размера учетного процента вынуждает коммерческие банки сокращать размеры кредитов, получаемых от Центрального банка, и, следовательно, уменьшать кредитные вложения в экономику и возможности расширения операций с клиентами. Повышение учетного процента соответствует стремлению Центрального банка ограничить предложение денег, ограничить кредиты. Тесная связь уровня процентов по ресурсам и процентов по депозитам определяет необходимость поиска экономических критериев обоснования величины платы за заимствуемые у Центрального банка средства. Учетная ставка должна выступать минимальным пределом оплаты кредитов (в том числе и депозитов). Депозитная и учетная процентная ставка должны быть взаимосвязаны (близки по размерам). С одной стороны, это будет сдерживать стремление банков к кредитной экспансии за счет увеличения своих ресурсов повышением ставок платы по депозитам, а с другой стороны, не позволит им снижать расходы удешевлением платы за депозиты. Таким образом целью установления определенного размера учетной ставки является также воздействие на уровень процентов (ссудных, депозитных). Учетная ставка является базовым инструментом для процентного регулирования.
Операции на открытом рынке побуждают нередко коммерческие банки брать ссуды у Центральных банков. Получение кредитов от Центрального банка зависит в значительной степени от инициативы коммерческих банков. Если учетная ставка понижена, а банки не склонны брать кредит у Центрального банка, то даже более низкая ставка окажет слабое воздействие на денежное предложение, на систему кредитных отношений. Учетная ставка изменяется относительно часто с целью приведения ее в соответствие с другими ссудными (депозитными) ставками, чем с целью вызвать резкие перемены в кредитно-денежной политике. Учетный процент может выступать в виде платы, взимаемой банком, за авансирование денег путем покупки (учета) векселей, акций и других долговых обязательств до наступления сроков оплаты по ним. Операция учета векселя и другой ценной бумаги по существу сводится к оценке стоимости ценной бумаги на дату учета и носит название дисконтирования. Учетный процент представляет собой разницу между номиналом векселя или другого долгового обязательства и суммой, уплаченной банком при его покупке. Учетная ставка, которую применяют центральные банки в их операциях с коммерческими банками по учету государственных ценных бумаг, банковских векселей, является официальной учетной ставкой. При определении размера учетной ставки принимаются во внимание срок платежа по долговым обязательствам, качество долгового обязательства, его эмитент, размеры ссудных процентов, обеспеченность ценной бумаги, ее надежность и другие факторы.
Процентная ставка по учету векселей устанавливается самим банком.
Приведем один из методов подсчета дисконтного платежа.
где Д — сумма дисконта; В — сумма векселя; С — срок векселя в днях (с момента переучета до момента платежа); П — учетная ставка в процентах годовых.
Тогда У - В - Д,
где У — учетная сумма векселя (после вычета суммы дисконта из суммы номинала векселя); В — номинал векселя; Д — дисконт[4, с.125].
Важным методом регулирования денежного обращения является учетная (процентная) политика Центрального банка, относящаяся к прямым методам регулирования. Учетная ставка выступает основой для проведения дисконтной политики, под которой понимается регулирование денежного рынка путем изменения норм процента.
Учетная ставка процента представляет собой взимаемый Центральным банком процент по предоставляемым им кредитам коммерческим банкам. С позиций последних величина учетной ставки представляет собой неизбежные издержки, связанные с увеличением резервов. Если уровень учетной ставки понижается, то объем спроса со стороны коммерческих банков на кредиты Центрального банка возрастает, а их кредитные возможности увеличиваются, соответственно, увеличивается денежная масса. Обратный результат получается при повышении учетной ставки Центрального банка. Учетные операции Национального банка Республики Беларусь использовались в последние годы в качестве важного инструмента оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Так, повышение учетной ставки увеличивало цену получаемого коммерческими банками дополнительного резерва денежных средств, что, в свою очередь, вело к удорожанию кредита, выдаваемого клиентам. В результате происходило определенное сдерживание рыночной конъюнктуры и снижение деловой активности в экономике. Но в условиях галопирующей инфляции учетная ставка Национального банка Республики Беларусь вполне закономерно привязывалась к уровню инфляции. В то же время теоретически учетная ставка должна соответствовать норме процента межбанковского кредита (ссуд, выдаваемых одним коммерческим банком другому) или курсу правительственных казначейских векселей (используются для безэмиссионного финансирования государственного бюджета). При этом в стабильной экономике уровень учетной ставки повышается в период экономического роста и снижается в момент спада. Однако эта закономерность не выполняется в условиях высоких темпов инфляции. Поскольку динамика инфляции в Беларуси относительно стабилизировалась к середине 1995 г., то Национальный банк установил с конца июня учетную ставку в размере 8%. Соответственно, обязательная минимальная ставка по депозитам (срочным вкладам населения) составила 7% в месяц, по вкладам до востребования— 3% в месяц. Как видно, учетная ставка Национального банка Республики Беларусь, а также проценты по вкладам населения были привязаны к уровню инфляции за месяц. Дело в том, что заниженный уровень учетной ставки по сравнению с уровнем инфляции представляет собой форму внеэкономического распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммерческих банков (при жесткой привязке процента по кредитам к учетной ставке). В свою очередь, увязка депозитного процента с учетной ставкой позволяет сохранить с учетом предполагаемого снижения инфляции достаточно высокую привлекаемость срочных депозитов и стимулировать снижение номинальных процентных ставок кредитов коммерческих банков при одновременном сохранении их реального положительного значения (пересчитанных с учетом темпов инфляции). В то же время с целью противодействия завышению процентных ставок за кредит со стороны отдельных банков была установлена с конца апреля 1995 г. предельная маржа по рублевым кредитам на уровне 3% в месяц, или 36% годовых. Однако в дальнейшем для поддержания банковской системы Беларуси предельная маржа с конца июня была доведена по рублевым кредитам до 5% в месяц.
Центральные банки регулируют уровень и структуру процентных ставок:
1)через фиксацию ставок по кредитам Центрального банка, служащих определенным ориентиром для рыночных ставок,
2)через контроль над ставками кредитных учреждений.
В первом случае влияние Центрального банка носит более общий характер, поскольку установленной официальной учетной ставкой Центральный банк определяет цену привлекаемых банками ресурсов. В данном случае, например, с ростом учетной ставки повышается цена рефинансирования банковских операций и наоборот. Во втором случае регулирующее влияние Центрального, банка носит достаточно узкий характер, поскольку через контроль над ставками кредитных учреждений устанавливается цена отдельных видов кредита или операций отдельных кредитных учреждений. Такой вариант регулирования ставок (менее действенный и более административный) находит в настоящее время применение, например, в виде установления верхней границы ставок по кредитам населению. Влияние процентных ставок Центрального банка распространяется на всю экономику, поскольку коммерческие банки в той или иной мере обращаются за кредитными ресурсами к Центральному банку. Фактически процентные..ставки. Центрального банка представляют собой инструмент регулирования спроса на кредитные ресурсы. Характерно, что на практике зависимость между ставками по кредитам Центрального банка и банковских ставок по кредитам носит устойчивый характер. Типичным для большинства государств является более низкий уровень ставок Центрального банка с целью стимулирования обращения к его кредитам, При этом взаимосвязь учетной ставки Центрального банка с банковскими ставками по депозитам имеет существенное значение, поскольку она создает базу для воздействия процентной политики Центрального банка на динамику ставок на рынке капиталов. В большинстве государств устанавливается официальная учетная ставка и ломбардная ставка, которая на один процентный пункт превышает уровень учетной ставки и изменяется вслед за ней (ФРГ, Италия, США). Данное соотношение отражает различие в характере учетного и ломбардного кредитов (ссуд под залог), а также в масштабах их использования. Характерное для современных условий расширение использования ломбардных кредитов ведет к усилению самостоятельного значения учетной ставки Центрального банка по ломбардным кредитам. Однако в настоящее время значение селективного (выборочного) регулирования с помощью процентных ставок все больше уменьшается, и предпочтение отдается общеэкономическому влиянию процентной политики.
Основным объектом процентной политики являются краткосрочные ставки. При этом большая гибкость последних рассматривается как фактор, способствующий не только ориентации на долгосрочное обеспечение стабильности денежного обращения, но и компенсацию влияния на него разного рода экономических шоков, давления валютного рынка и других явлений. Среди условий регулирования процентных ставок выделяются: во-первых, стабилизацию наиболее краткосрочных ставок денежного рынка и обеспечение их соответствующей реакции на принимаемые методы регулирования, во-вторых, стабилизацию более долгосрочных ставок денежного рынка (от одной недели до двух месяцев), связанных с уже принятыми инвестиционными решениями, в-третьих, определение реакции денежного рынка на предполагаемые изменения в уровне ставок. Наибольшее внимание уделяется первому условию. В современных условиях отход от прямого установления банковских ставок осуществляется постепенно и весьма неравномерно. В большинстве современных государств сохраняется существенный административный контроль над банковскими ставками, затрагивающий различные типы последних. Так, под более жестким контролем находятся ставки по депозитам (розничные ставки), под менее серьезным контролем — ставки оптового денежного рынка. И практически во всех государствах не контролируются ставки по межбанковским кредитам. Тем не менее в большинстве случаев косвенное регулирование процентных ставок предполагает замену прямого установления ставок методами, непосредственно воздействующими на объем и динамику банковских резервов. Изменение политики Центрального банка в отношении банковских ставок приводит к изменению взаимосвязи между регулируемыми и рыночными ставками. Так, в прошлом прослеживалась тенденция превышения рыночными ставками учетных ставок по кредитам Центрального банка, однако по мере развития операций на открытом рынке для поддержки учетных ставок Центрального банка ставки денежного рынка могли быть ниже учетных. В данном случае нарушение взаимосвязи между учетными ставками Центрального банка и рыночными ставками за банковский кредит отражает общую тенденцию регулирования, обусловленную тем, что таким образом кредитные учреждения стимулируются к решению проблемы рефинансирования непосредственно на денежном рынке. При этом относительный рост учетных ставок по кредитам Центрального банка стимулирует как использование рыночных кредитов, так и снижает роль прямого контроля над уровнем ставок. Поэтому дестимулирование использования кредитов Центрального банка достигается, во-первых, за счет повышения уровня учетной ставки, во-вторых, путем введения количественных ограничений (учетных или ломбардных квот), в-третьих, посредством установления так называемого штрафного уровня учетной ставки при превышении этих ограничений. Различная роль количественных ограничений в механизме регулирования учетной ставки в разных государствах определяется в основном спецификой кредитования экономики и ролью кредитов Центрального банка[5, с.116].
Информация о работе Виды банковских счетов и порядок их открытия