Валютная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:46, контрольная работа

Описание работы

Элементы валютной системы. Конвертируемость национальной валюты. Виды и роль валютных курсов. Основы валютного регулирования и валютного контроля.

Содержание

1. Валютная система и ее элементы
2. Конвертируемость валют
3. Содержание валютного курса
4. Валютное регулирование: сущность и направления

Работа содержит 1 файл

ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА2011.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

    В условиях неразменных кредитных  денег механизм формирования валютного  курса претерпевает значительные изменения. Внутренняя стоимость кредитных  денег, в отличие от золотых, не совпадает  с их номинальной стоимостью, т.е. можно говорить о том, что они обладают лишь представительной стоимостью, которая и определяет их меновую стоимость или покупательскую способность. Эта способность валюты по отношению к товарам на внутреннем рынке в условиях бумажно-денежного обращения является основой обмена валют. Следовательно, стоимостной основой валютного курса при бумажно-кредитном обращении является паритет покупательской силы. Ввиду того, что кредитные деньги подвержены обесцениванию, их покупательская способность постоянно снижается. Сама основа валютного курса в условиях бумажно-денежного обращения  становится неустойчивой, постоянно колеблется, но в то же время сохраняет зависимость валютного курса от состояния платежного баланса. В условиях бумажно-денежного обращения свободное движение золота внутри страны и между странами отсутствует и участники международного оборота лишены возможности выбора средств для погашения долга перед заграницей, они могут платить только и иностранной валютой, что снижает пределы колебания валютного курса вокруг паритета.

    Таким образом, для бумажно-кредитного обращения характерен колеблющийся валютный курс. Колебания валютных курсов, их резкие отклонения от покупательской способности усиливают неустойчивость международных валютно-кредитных и экономических отношений, приводят к необоснованному перераспределению национального дохода между странами, влекут за собой выигрыш одних и потери других стран.

    Совокупность  форм и методов установления валютного  курса называют валютным режимом.

    Применяются следующие виды валютных курсов:

  • фиксированные – это система, предполагающая наличие зарегистрированных паритетов, лежащих в основе валютных курсов, поддерживаемых государственными валютными органами. Выделяют: реально фиксированные, опирающиеся на золотой паритет, допускающий отклонения рыночных котировок от паритета в пределах «золотых точек». Это возможно лишь при наличии золотомонетного стандарта. Договорно-фиксированные курсы, опирающиеся на согласованный эталон (одну или несколько валют, либо на сочетание валют и золота), по которому регистрируется паритет и согласованный размер пределов допустимых отклонений рыночных котировок от паритетов.
  • гибкие – это система, при которой у валют отсутствуют официальные паритеты. Подразделяются на: плавающие курсы, изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке (свободно колеблющиеся курсы); колеблющиеся курсы, изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке, но корректируемые валютными интервенциями центральных банков (намеренной купле-продажей иностранной валюты центральными банками) в целях сглаживания временных резких колебаний. 

     Как плавающий, так и фиксированный  валютный курс имеют свои достоинства  и недостатки. Так, государства  с развитыми рыночными экономиками  постепенно отказались от фиксирования  валютных курсов и перешли к системе плавающих курсов. В то же время страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, на первых этапах преобразований фиксируют валютный курс, прежде всего в целях борьбы с инфляцией.

    На  формирование валютного курса влияют:

  • покупательная способность денежных единиц и темп инфляции;
  • состояние платежного баланса;
  • разница процентных ставок в разных странах;
  • степень доверия к валюте на мировых валютных рынках;
  • государственное регулирование валютного курса, состоящее в проведении девальвации – снижении курса или ревальвации – повышении курса.

    Определение курса валют называется котировкой. Существует два метода котировки валют – прямая и косвенная. Наиболее распространенная прямая котировка, при которой курс единицы иностранной валюты выражается в национальной валюте. При косвенной котировке за единицу принята национальная валюта, курс которой выражается в определенном количестве иностранных денежных единиц. В условиях обратимости валют их котировка производится банками. При валютных ограничениях курсы устанавливаются правительственными органами.  

    4. В системе регулирования экономики важное место занимает рыночное и государственное регулирование валютных отношений. Валютное регулирование включает валютную политику, которая выражается в осуществлении государственными или межгосударственными органами определенной совокупности мер в сфере международных валютных отношений, имеющих целью проведение в жизнь принятых правительствами политических и экономических программных установок. На разных  исторических этапах выдвигаются конкретные задачи валютной политики.

    Основными формами валютной политики являются:

  • дисконтная политика, т.е. маневрирование учетной ставкой центрального банка, которое, наряду с другими средствами, должно регулировать величину денежной массы, объем совокупного спроса, уровень цен в стране, а также приток из-за границы и отток краткосрочных капиталов. Например, повышение учетной ставки может привлечь в страну средства с мирового рынка капитала, в результате чего возрастает спрос на национальную валюту и курс стабилизируется или возрастает. Понижение официальной ставки может привести к уходу иностранных капиталов.
  • девизная политика осуществляется преимущественно в виде валютной интервенции. Валютная интервенция представляет собой куплю-продажу государственными органами иностранной валюты. Ради повышения курса национальной валюты национальной валюты центральный банк продает, а для снижения – скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Своей деятельностью на валютном рынке центральный банк способствует уравновешиванию спроса и предложения на иностранную валюту и тем самым ограничивает пределы колебаний валютного курса.
  • диверсификация валютных резервов позволяет уменьшить убытки, связанные с относительным обесценением тех или иных валют, и обеспечить наиболее выгодную структуру резервных активов.
  • Девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютам (СДР, евро). Это случается тогда, когда официальный курс завышен по сравнению с рыночным.
  • Ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным или международным валютам.

      К другим мерам  валютного регулирования  относится:

  • продажа или покупка золота с целью оказания желательного воздействия на конъюнктуру рынка золота;
  • изменение режима обратимости валют;
  • ужесточение или ослабление валютных ограничений.
 

   Основным  нормативным правовым документом, устанавливающим  основы валютного регулирования  и валютного контроля, является Закон  РБ от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле". Данный Закон представляет собой кодифицированный акт, который определяет виды имущества, признаваемого валютными ценностями, виды валютных операций и правила их осуществления в Республике Беларусь, права и обязанности резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций, основные условия ввоза, вывоза и пересылки валютных ценностей, а также систему органов валютного регулирования и валютного контроля.

    Валютный  контроль представляет собой деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами Республики Беларусь требований белорусского валютного законодательства.

    Основными направлениями валютного контроля являются: определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству; обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь; предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем; проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям; анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

    Органами  валютного контроля в Республике Беларусь являются:

  1. Совет Министров РБ:
    • определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству республики, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля;
    • выполняет иные функции, предусмотренные законодательством;

2. Национальный банк РБ:

  • осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций;
  • выдает специальные разрешения (лицензии) на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;
  • осуществляет контроль за проведением банками расчетов при совершении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций;
  • устанавливает формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок и сроки их представления банками;
  • определяет порядок исполнения банками функций агентов валютного контроля;
  • применяет к банкам меры ответственности за ненадлежащее исполнение ими функций агентов валютного контроля;
  • предоставляет КГК (Комитету государственного контроля) для целей контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций информацию в соответствии с порядком и формой, определяемыми КГК по согласованию с Нацбанком;
  • выполняет другие функции, предусмотренные законодательством;

3. Государственный таможенный комитет РБ:

  • осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей;
  • контролирует работу таможен при проведении ими валютного контроля внешнеторговых операций как части таможенного контроля;
  • определяет по согласованию с КГК порядок заполнения и регистрации паспорта сделки и статистической декларации;
  • выполняет другие функции, предусмотренные законодательством;

4. Комитет государственного контроля РБ:

  • осуществляет контроль за соблюдением законодательства при проведении валютных операций, в т.ч. за поступлением в Республику Беларусь экспортной валютной выручки, поставкой по импорту товаров (работ, услуг), куплей-продажей и использованием иностранной валюты;
  • формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля;
  • осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций;
  • координирует деятельность органов валютного контроля;
  • осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.
 

    Органы  валютного контроля в рамках своей  компетенции вправе:

  • проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований – законности происхождения валютных ценностей;
  • осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;
  • получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;
  • приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством;
  • применять к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства, в т.ч. взыскивать штрафы в случаях и порядке, установленных законодательством;
  • осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

    Все проекты актов законодательства по вопросам валютного регулирования и валютного контроля в процессе их подготовки подлежат обязательному согласованию с Советом Министров, Нацбанком и КГК Республики Беларусь. 

    Агентами  валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные правительству республики, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не определено Президентом РБ.

    Таможни как агенты валютного  контроля:

  • регистрируют в установленном порядке представляемые паспорта сделок и статистические декларации;
  • производят таможенное оформление товаров по внешнеторговым договорам при экспорте (импорте) товаров при условии наличия зарегистрированного паспорта сделки;
  • в случае если предусмотренный внешнеторговым договором срок поступления товаров либо денежных средств от экспорта товаров превышает срок, установленный законодательством, регистрируют паспорт сделки только после представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями разрешения Министерства торговли на продление срока проведения внешнеторговой операции;
  • контролируют наличие в таможенной декларации ссылки на регистрационный номер и дату выдачи в предусмотренных законодательством случаях паспорта сделки;
  • в пределах своей компетенции проводят проверки (ревизии) соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленного порядка осуществления внешнеторговой деятельности, а также принимают участие в таких проверках, проводимых иными государственными органами в предусмотренных законодательством случаях, и по выявленным нарушениям применяют предусмотренные законодательством экономические санкции.
 

    За  нарушение порядка проведения валютных операций установлена уголовная, административная и экономическая ответственность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ДОПОЛНЕНИЕ  ПО БАНКОВСКИМ ОПЕРАЦИЯМ 

  Банковские  операции — операции, направленные на решение задач и реализацию функций банков. Они связаны с движением специфического товара — денег (валюты), ценных бумаг и валютных ценностей, и поэтому отличаются от операций других субъектов хозяйствования.

Информация о работе Валютная система