В
условиях неразменных кредитных
денег механизм формирования валютного
курса претерпевает значительные изменения.
Внутренняя стоимость кредитных
денег, в отличие от золотых, не совпадает
с их номинальной стоимостью, т.е.
можно говорить о том, что они обладают
лишь представительной стоимостью, которая
и определяет их меновую стоимость или
покупательскую способность. Эта способность
валюты по отношению к товарам на внутреннем
рынке в условиях бумажно-денежного обращения
является основой обмена валют. Следовательно,
стоимостной основой валютного курса
при бумажно-кредитном обращении является
паритет покупательской силы. Ввиду того,
что кредитные деньги подвержены обесцениванию,
их покупательская способность постоянно
снижается. Сама основа валютного курса
в условиях бумажно-денежного обращения
становится неустойчивой, постоянно колеблется,
но в то же время сохраняет зависимость
валютного курса от состояния платежного
баланса. В условиях бумажно-денежного
обращения свободное движение золота
внутри страны и между странами отсутствует
и участники международного оборота лишены
возможности выбора средств для погашения
долга перед заграницей, они могут платить
только и иностранной валютой, что снижает
пределы колебания валютного курса вокруг
паритета.
Таким
образом, для бумажно-кредитного обращения
характерен колеблющийся валютный курс.
Колебания валютных курсов, их резкие
отклонения от покупательской способности
усиливают неустойчивость международных
валютно-кредитных и экономических отношений,
приводят к необоснованному перераспределению
национального дохода между странами,
влекут за собой выигрыш одних и потери
других стран.
Совокупность
форм и методов установления валютного
курса называют валютным
режимом.
Применяются
следующие виды валютных курсов:
- фиксированные
– это система, предполагающая наличие
зарегистрированных паритетов, лежащих
в основе валютных курсов, поддерживаемых
государственными валютными органами.
Выделяют: реально
фиксированные, опирающиеся на золотой
паритет, допускающий отклонения рыночных
котировок от паритета в пределах «золотых
точек». Это возможно лишь при наличии
золотомонетного стандарта. Договорно-фиксированные
курсы, опирающиеся на согласованный эталон
(одну или несколько валют, либо на сочетание
валют и золота), по которому регистрируется
паритет и согласованный размер пределов
допустимых отклонений рыночных котировок
от паритетов.
- гибкие
– это система, при которой у валют отсутствуют
официальные паритеты. Подразделяются
на: плавающие курсы, изменяющиеся
в зависимости от спроса и предложения
на рынке (свободно колеблющиеся курсы);
колеблющиеся курсы, изменяющиеся в
зависимости от спроса и предложения на
рынке, но корректируемые валютными интервенциями
центральных банков (намеренной купле-продажей
иностранной валюты центральными банками)
в целях сглаживания временных резких
колебаний.
Как плавающий, так и фиксированный
валютный курс имеют свои достоинства
и недостатки. Так, государства
с развитыми рыночными экономиками
постепенно отказались от фиксирования
валютных курсов и перешли к системе
плавающих курсов. В то же время страны,
осуществляющие переход к рыночной экономике,
на первых этапах преобразований фиксируют
валютный курс, прежде всего в целях борьбы
с инфляцией.
На
формирование валютного курса влияют:
- покупательная
способность денежных единиц и темп инфляции;
- состояние
платежного баланса;
- разница процентных
ставок в разных странах;
- степень доверия
к валюте на мировых валютных рынках;
- государственное
регулирование валютного курса, состоящее
в проведении девальвации – снижении
курса или ревальвации – повышении курса.
Определение
курса валют называется котировкой.
Существует два метода котировки валют
– прямая и косвенная. Наиболее распространенная
прямая котировка, при которой курс
единицы иностранной валюты выражается
в национальной валюте. При косвенной
котировке за единицу принята национальная
валюта, курс которой выражается в определенном
количестве иностранных денежных единиц.
В условиях обратимости валют их котировка
производится банками. При валютных ограничениях
курсы устанавливаются правительственными
органами.
4.
В системе регулирования экономики важное
место занимает рыночное и государственное
регулирование валютных отношений. Валютное
регулирование включает валютную
политику, которая выражается в осуществлении
государственными или межгосударственными
органами определенной совокупности мер
в сфере международных валютных отношений,
имеющих целью проведение в жизнь принятых
правительствами политических и экономических
программных установок. На разных исторических
этапах выдвигаются конкретные задачи
валютной политики.
Основными
формами валютной политики являются:
- дисконтная
политика, т.е. маневрирование учетной
ставкой центрального банка, которое,
наряду с другими средствами, должно регулировать
величину денежной массы, объем совокупного
спроса, уровень цен в стране, а также приток
из-за границы и отток краткосрочных капиталов.
Например, повышение учетной ставки может
привлечь в страну средства с мирового
рынка капитала, в результате чего возрастает
спрос на национальную валюту и курс стабилизируется
или возрастает. Понижение официальной
ставки может привести к уходу иностранных
капиталов.
- девизная
политика осуществляется
преимущественно в виде валютной интервенции.
Валютная интервенция представляет
собой куплю-продажу государственными
органами иностранной валюты. Ради повышения
курса национальной валюты национальной
валюты центральный банк продает, а для
снижения – скупает иностранную валюту
в обмен на национальную. Своей деятельностью
на валютном рынке центральный банк способствует
уравновешиванию спроса и предложения
на иностранную валюту и тем самым ограничивает
пределы колебаний валютного курса.
- диверсификация
валютных резервов
позволяет уменьшить убытки, связанные
с относительным обесценением тех или
иных валют, и обеспечить наиболее выгодную
структуру резервных активов.
- Девальвация
– снижение курса национальной валюты
по отношению к иностранным валютам или
международным валютам (СДР, евро). Это
случается тогда, когда официальный курс
завышен по сравнению с рыночным.
- Ревальвация
– повышение курса национальной валюты
по отношению к иностранным или международным
валютам.
К другим мерам
валютного регулирования
относится:
- продажа или
покупка золота с целью оказания желательного
воздействия на конъюнктуру рынка золота;
- изменение
режима обратимости валют;
- ужесточение
или ослабление валютных ограничений.
Основным
нормативным правовым документом, устанавливающим
основы валютного регулирования
и валютного контроля, является Закон
РБ от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании
и валютном контроле". Данный Закон
представляет собой кодифицированный
акт, который определяет виды имущества,
признаваемого валютными ценностями,
виды валютных операций и правила их осуществления
в Республике Беларусь, права и обязанности
резидентов и нерезидентов при проведении
валютных операций, основные условия ввоза,
вывоза и пересылки валютных ценностей,
а также систему органов валютного регулирования
и валютного контроля.
Валютный
контроль представляет собой деятельность
органов валютного контроля и агентов
валютного контроля, направленную на обеспечение
соблюдения резидентами и нерезидентами
Республики Беларусь требований белорусского
валютного законодательства.
Основными
направлениями валютного контроля
являются: определение соответствия
проводимых валютных операций валютному
законодательству; обеспечение контроля
за перемещением иностранной валюты и
иных валютных ценностей через таможенную
границу Республики Беларусь; предотвращение
легализации доходов, полученных незаконным
путем; проверка полноты и достоверности
учета и отчетности по валютным операциям;
анализ данных учета, отчетности и информации
по валютным операциям.
Органами
валютного контроля в Республике
Беларусь являются:
- Совет
Министров РБ:
- определяет
компетенцию республиканских органов
государственного управления и иных государственных
организаций, подчиненных правительству
республики, областных (Минского городского)
исполнительных комитетов по вопросам
осуществления ими функций агентов валютного
контроля;
- выполняет
иные функции, предусмотренные законодательством;
2.
Национальный банк РБ:
- осуществляет
валютный контроль за совершением банками
и небанковскими кредитно-финансовыми
организациями валютных операций;
- выдает специальные
разрешения (лицензии) на проведение валютных
операций, связанных с движением капитала;
- осуществляет
контроль за проведением банками расчетов
при совершении юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями внешнеторговых
операций;
- устанавливает
формы учета и отчетности по валютным
операциям, а также порядок и сроки их
представления банками;
- определяет
порядок исполнения банками функций агентов
валютного контроля;
- применяет
к банкам меры ответственности за ненадлежащее
исполнение ими функций агентов валютного
контроля;
- предоставляет
КГК (Комитету государственного контроля)
для целей контроля за проведением юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями
внешнеторговых операций информацию в
соответствии с порядком и формой, определяемыми
КГК по согласованию с Нацбанком;
- выполняет
другие функции, предусмотренные законодательством;
3. Государственный
таможенный комитет
РБ:
- осуществляет
организацию валютного контроля за перемещением
резидентами и нерезидентами через таможенную
границу Республики Беларусь валютных
ценностей;
- контролирует
работу таможен при проведении ими валютного
контроля внешнеторговых операций как
части таможенного контроля;
- определяет
по согласованию с КГК порядок заполнения
и регистрации паспорта сделки и статистической
декларации;
- выполняет
другие функции, предусмотренные законодательством;
4. Комитет
государственного контроля
РБ:
- осуществляет
контроль за соблюдением законодательства
при проведении валютных операций, в т.ч.
за поступлением в Республику Беларусь
экспортной валютной выручки, поставкой
по импорту товаров (работ, услуг), куплей-продажей
и использованием иностранной валюты;
- формирует
на основании информации, получаемой от
иных органов валютного контроля, а также
агентов валютного контроля, базу данных
по вопросам валютного контроля;
- осуществляет
контроль за выполнением органами валютного
контроля и агентами валютного контроля
своих функций;
- координирует
деятельность органов валютного контроля;
- осуществляет
другие функции, предусмотренные законодательством.
Органы
валютного контроля
в рамках своей
компетенции вправе:
- проводить
в установленном законодательством порядке
проверки осуществления резидентами и
нерезидентами валютных операций, полноты
и достоверности учета и отчетности по
валютным операциям, а при наличии оснований
– законности происхождения валютных
ценностей;
- осуществлять
контроль за своевременностью представления
резидентами и нерезидентами отчетности
по валютным операциям и соответствием
ее требованиям валютного законодательства;
- получать
в установленном порядке при проведении
проверок документы, содержащие информацию
о валютных операциях;
- приостанавливать
операции по счетам резидентов и нерезидентов
в банках и небанковских кредитно-финансовых
организациях Республики Беларусь в случаях
и порядке, установленных законодательством;
- применять
к резидентам и нерезидентам санкции за
нарушение валютного законодательства,
в т.ч. взыскивать штрафы в случаях и порядке,
установленных законодательством;
- осуществлять
иные функции, предусмотренные законодательством.
Все
проекты актов законодательства
по вопросам валютного регулирования
и валютного контроля в процессе их подготовки
подлежат обязательному согласованию
с Советом Министров, Нацбанком и КГК Республики
Беларусь.
Агентами
валютного контроля в Республике
Беларусь являются республиканские органы
государственного управления и иные государственные
организации, подчиненные правительству
республики, областные (Минский городской)
исполнительные комитеты, таможни, банки
и небанковские кредитно-финансовые организации,
если иное не определено Президентом РБ.
Таможни
как агенты валютного
контроля:
- регистрируют
в установленном порядке представляемые
паспорта сделок и статистические декларации;
- производят
таможенное оформление товаров по внешнеторговым
договорам при экспорте (импорте) товаров
при условии наличия зарегистрированного
паспорта сделки;
- в случае
если предусмотренный внешнеторговым
договором срок поступления товаров либо
денежных средств от экспорта товаров
превышает срок, установленный законодательством,
регистрируют паспорт сделки только после
представления юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями разрешения
Министерства торговли на продление срока
проведения внешнеторговой операции;
- контролируют
наличие в таможенной декларации ссылки
на регистрационный номер и дату выдачи
в предусмотренных законодательством
случаях паспорта сделки;
- в пределах
своей компетенции проводят проверки
(ревизии) соблюдения юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями
установленного порядка осуществления
внешнеторговой деятельности, а также
принимают участие в таких проверках,
проводимых иными государственными органами
в предусмотренных законодательством
случаях, и по выявленным нарушениям применяют
предусмотренные законодательством экономические
санкции.
За
нарушение порядка проведения валютных
операций установлена уголовная, административная
и экономическая ответственность.
ДОПОЛНЕНИЕ
ПО БАНКОВСКИМ ОПЕРАЦИЯМ
Банковские
операции — операции, направленные
на решение задач и реализацию функций
банков. Они связаны с движением специфического
товара — денег (валюты), ценных бумаг
и валютных ценностей, и поэтому отличаются
от операций других субъектов хозяйствования.