Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 13:22, доклад
Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений.
Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.
Этап 10.Проверка
кредитной организации как
Проверка
кредитной организации как
учет основных средств, МБП, нематериальных активов;
учет заработной платы;
учет собственных средств кредитной организации;
состояние дебиторской и кредиторской задолженности по рублевым и валютным операциям( учет расчетов с подотчетными лицами и т.д. );
учет доходов кредитной организации;
учет расходов кредитной организации;
формирование и распределение прибыли;
правильность
исчисления и уплаты кредитной организации
налога на прибыль, налога на добавленную
стоимость и других налогов, подлежащих
перечислению в бюджет в соответствии
с действующим
отражение в учете операций по формированию прибыли и ее использованию, а также заключительных оборотов по счетам 944, 950, 969, 970, 979, 980 и др.
Этап 11.Составление и анализ официальной отчетности
При этом
рассматриваются вопросы
финансовой отчетности на основании сводного баланса кредитной организации;
отчета о прибылях и убытках;
отчетности филиалов.
В этом
же разделе проверяются
Аудиторская проверка должна осуществляться на основании следующих документов.
1. Учредительные документы.
2. Внутренние акты ( положения, протоколы, регламенты, должностные инструкции), регулирующие деятельность кредитной организации.
3. Ежедневные бухгалтерские балансы.
4. Оборотно-сальдовые ведомости.
5. Бухгалтерские журналы по всем балансовым счетам.
6. Лицевые счета.
7. Бухгалтерские (мемориальные) документы, в т.ч. :
по операциям клиентов кредитной организации (расчетные документы);
по вкладам граждан;
по операциям с иностранной валютой и по расчетам в иностранной валюте;
по операциям внутрибанковского значения ( разделы: I, XXI- XXIV );
по ссудам;
кассовые документы.
8. Документы
аналитического учета по всем
операциям, подлежащим
9. Книги учета основных средств, МБП, инвентарные карточки.
10. Книга
учета бланков строгой
11. Книга регистрации открытых счетов предприятиям и организациям.
12. Платежно- расчетные документы.
13. Юридические дела клиентов, карточки с образцами подписей и оттиска печати.
14. Кредитные договоры, договоры залога, страхования и т.п.
15. Гарантийные обязательства кредитной организации.
16. Соглашения
и договоры по другим
17. Бухгалтерская
и аналитическая отчетность
18. Документация отдела кадров.
19. Документация,
связанная с операциями в
Кредитная организация, имеющая филиалы, представляет в Главное управление Центрального банка Российской Федерации сводный баланс, достоверность которого подтверждена аудиторской организацией.
Условия подтверждения достоверности баланса с учетом филиалов должны быть определены в договоре на проведение аудиторской проверки. Для подтверждения сводного баланса у кредитной организации должно быть проверено не менее 40% учреждений кредитной организации. При этом фирма (аудитор) может проверять филиалы самостоятельно, а также полагаться на результаты проверки филиалов, проведенной другими аудиторскими фирмами (аудитором), службой внутреннего аудита кредитной организации. В последнем случае проверка осуществляется по специальной программе, согласованной с аудитором.
Поскольку в ходе аудита коммерческого банка аудитор зачастую совершает действия, аналогичные операциям, проводимым работниками надзорных органов, в частности Центральным банком РФ, в ходе проверки аналогичных вопросов, то представляется целесообразным использование методических материалов, разработанных в Банке России с учетом реалий сегодняшнего дня и того, что проверка осуществляется за истекший период. К таким документам следует отнести:
методические указания по проверке уставного капитала банка ( письмо ЦБ РФ от 14 июля 1995г. № 25-1-714 );
методические рекомендации по анализу кредитной политики банков;
методические рекомендации по проверке кассовой работы ( письмо ЦБ РФ от 04 июня 1996г. № 25-1-601 );
о нарушениях коммерческих банков в области депозитных операций ( письмо ЦБ РФ от 16 мая 1996г. № 25-1-534).
Создание программ проверок отдельных участков деятельности кредитных организаций призвано упорядочить труд аудиторов, конкретизировать ход проведения аудиторской проверки. Однако сложно предусмотреть все особенности аудита только в программе, это вызывает необходимость рассмотрения порядка и особенностей проверки отдельных участков деятельности кредитной организации.
3.2. Этика аудитора
Одно из обязательных качеств профессионального аудитора — осознание ответственности перед обществом. Поэтому аудиторы считают необходимым разработку и строгое соблюдение следующих этических и профессиональных норм, определяющих взаимоотношения с клиентом при оказании всех аудиторских услуг.
Независимость,
честность и объективность
Независимость
аудитора — отсутствие какой-либо финансовой
или иной имущественной
Мнение
аудитора и его заключение должны
быть непредвзятыми и беспристрастными.
Конфиденциальность
информации
Информация, полученная аудитором в ходе проверки или оказания других аудиторских услуг, является конфиденциальной и может быть использована или передана третьим лицам только с согласия клиента (данного в письменной форме) или по решению суда. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться безусловно, даже если разглашение или распространение информации о клиенте не наносит ему материального или иного ущерба.
Профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора
Аудитор обязан обладать необходимой профессиональной квалификацией, поддерживать ее на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Привлекая к работе других аудиторов или вспомогательный персонал, аудитор должен быть уверен в их профессиональной компетенции и контролировать качество их работы. Аудитор не должен оказывать клиентам каких-либо услуг, если он не обладает достаточной квалификацией в данной области или не уверен в правильности своих рекомендаций.
Работая
с клиентом, аудитор обязан использовать
все свои знания и опыт и быть
в курсе последних нововведений
и изменений в области
Ответственность аудитора
Необходимо разделять ответственность за финансовые отчеты и ответственность за аудиторское заключение. Аудитор ответственен только за свое заключение о финансовых отчетах проверяемого предприятия. Ответственность за содержание отчетов несет руководитель проверяемого предприятия.
Аудитор должен соблюдать следующий свод правил и требований поведения при исполнении профессиональных обязанностей:
1) общие нормы морали, нравственности;
2) требования аудиторских стандартов;
3) законодательно закрепленные требования;
4) требования внутрифирменных аудиторских стандартов.
Аудитор обязан стремиться к установлению доброжелательных отношений со своими коллегами.
Аудитор не должен совершать действия, дискредитирующие его профессию (отказываться возвращать клиенту документы, даже если клиент не выплатил вознаграждение; вносить фиктивные или неточные записи в бухгалтерские (финансовые) отчеты; не выполнять требования государственной регламентации своей деятельности; не соблюдать аудиторские нормы и стандарты и др.).
Взаимоотношения аудитора и клиента строятся на основе добровольности и возмездности. Конфликты между ними могут быть разрешены только судом или арбитражным судом. Клиент и аудитор вправе самостоятельно выбрать друг друга. Аудиторская услуга оплачивается согласно договору.
На руководителей и иных должностных лиц проверяемого экономического субъекта возлагаются следующие обязанности:
а) создавать аудитору (аудиторской фирме) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, представлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной и письменной формах;
б) оперативно
устранять выявленные аудиторской
проверкой нарушения порядка
ведения бухгалтерского учета и
составления бухгалтерской (финансовой)
отчетности.
Запрещается
предпринимать любые действия с
целью ограничения круга
Во время
аудиторской проверки и составления
заключения аудиторы независимы от проверяемого
экономического субъекта, а также от любой
третьей стороны, в том числе от государственных
органов, поручивших им проведение проверки,
а также собственников и руководителей
аудиторской фирмы, в которой они работают.
Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:
самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов Российской федерации, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом либо содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда;
в полном объеме проверять у экономических субъектов документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
получать
по письменному запросу
привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов, за исключением лиц, указанных в подпунктах “а” и “в” пункта 11 Временных правил аудиторской деятельности;
отказаться
от проведения аудиторской проверки в
случае непредставления проверяемым экономическим
субъектом необходимой документации,
а также в случае необеспечения государственными
органами, поручившими проведение проверки,
личной безопасности аудитора и членов
его семьи при наличии такой необходимости.