Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 13:22, доклад
Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений.
Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.
Внутренние аудиторы работают как в государственном, так и в частном секторе. Задача внутреннего аудита – помочь соответствующим работникам выполнять свои обязанности настолько квалифицированно и эффективно, насколько это возможно. Внутренний аудитор проверяет бухгалтерскую информацию и ее достоверность. Внутренние аудиторы отчитываются перед вышестоящим руководством и обычно имеют связи с правлением директоров и другими управленческими подразделениями.
Внешний аудит банковской деятельности имеет ряд особенностей, которые требуют создания специализированных аудиторских организаций. Дело в том, что при аудиторских проверках банков и других финансово-кредитных учреждений рассматриваются различные стороны экономической деятельности, как самой кредитной системы, так и обслуживающего хозяйства. Это налагает на аудиторов особую ответственность за квалифицированность обследований, объективность и достоверность выводов, поскольку результаты аудита служат основанием для подтверждения годового отчета, публикации баланса и общей оценки итогов работы кредитного учреждения.
Итоги проведения аудиторских обследований показали, что важным условием успешной деятельности аудиторов является взаимная заинтересованность, как проверяемого банка, так и проверяющих лиц в обеспечении достоверности учета и отчетности, в выявлении и устранении причин, мешающих обследуемому банку достичь высокого уровня деятельности. Разумеется, аудитором быть нелегко. Ему должны быть присущи высокий профессионализм, объективность и честность, умение соблюдать коммерческую тайну, лояльность по отношению к проверяемым, добросовестность и ряд других черт.
Аудиторское предприятие (организация) при выполнении своей работы в соответствии с Положением об аудиторской деятельности в банковской системе России имеет право на:
проверку всех бухгалтерских, денежных и других первичных документов, наличных денег, ценностей и ценных бумаг в кассе, у подотчетных лиц, регистров бухгалтерского учета, отчетности и других документов по денежным, расчетным и кредитным операциям;
ознакомление с приказами, распоряжениями правления банка и его председателя, протоколами заседаний совета и правления банка;
предъявление требований о предоставлении всех необходимых документов, а также справок, расчетов, заверенных копий отдельных документов для приобщения к акту;
получение устных или письменных объяснений по вопросам, возникающим в ходе аудита;
осмотр кассовых помещений, кладовых и других кассовых помещений, места и условий хранения ценностей с целью выяснения соответствия их необходимым требованиям;
присутствовать на общих собраниях учредителей (акционеров) банков, заседаниях правлений при обсуждении любого вопроса, который входит в компетенцию аудиторов.
Аудиторское
предприятие (организация) обязано
предоставлять объективное
о достоверности данных бухгалтерского баланса банка на дату составления отчета;
о соответствии бухгалтерского учета требованиям нормативных документов; о соблюдении банком банковского законодательства Российской Федерации;
о соответствии
результатов финансово-
о правильности
объявления налогооблагаемой прибыли;
о злоупотреблениях. В случае их
выявления предоставлять
Аудиторская фирма может не подтверждать отчетность банка, если:
в ходе
аудита установлены серьезные
на аудиторов оказывалось давление;
отсутствует возможность установления достоверной отчетности.
Все нюансы
указываются в аудиторском
При выявлении недостатков, не нанесших ущерба интересам государства, вкладчиков и учредителей коммерческого банка, аудиторская фирма подтверждает отчетность, указав в аудиторском заключении характер установленных недостатков.
Руководители аудиторских фирм и аудиторы несут ответственность за подтверждение отчетности банков в порядке, установленном для должностных лиц, имеющих право подписи отчетных документов.
Право проверки деятельности банковских аудиторских предприятий (организаций) и аудиторов имеют Центральный Банк РФ и его учреждения, а также другие контролирующие органы в пределах их компетенции, определенной законодательством.
В случае
неоднократного некачественного проведения
аудита, сокрытия фактов нарушений
коммерческими банками
Внешний аудит взаимосвязан с внутренним аудитом – желательно совместить усилия внутреннего и внешнего аудита с тем, чтобы обеспечить правильную оценку работы.
Прежде всего, оценивается организация и действенность внутреннего контроля. При этом устанавливаются: степень объективности внутреннего аудита; независимость; компетентность; объем выполняемых функций.
Аудиторы
изучают всю деятельность проверяемого
банка. Для объективной оценки необходимо,
прежде всего, рассмотреть состояние
активных и пассивных операций, которые
должны: носить подлинный характер; быть
правильно отражены в бухгалтерском учете;
отвечать требованиям законодательства
по этим операциям.
1.5. Аудиторские риски
Аудиторский риск - оценка риска неэффективности аудиторской проверки, базирующаяся на оценке риска неэффективности системы внутреннего контроля клиента, невыявления ошибок клиента аудиторами.
Существует два основных метода оценки аудиторского риска:
оценочный (интуитивный);
количественный.
Оценочный (интуитивный) метод наиболее широко применяется в настоящее время российскими аудиторскими фирмами и заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания клиента, определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, вероятный и маловероятный и используют эту оценку в планировании аудита. Количественный метод предполагает количественный расчет многочисленных моделей аудиторского риска.
Совокупное аудиторское знание и опыт позволяет оценить объем работы аудитора и степень риска аудитора при проверке данного банка. Обычно различают следующие виды рисков:
риск профессиональной способности аудитора. Он определяется строгим подходом к выбору проверяемой фирмы с учетом ее репутации. Берясь за проверку той или иной фирмы, аудиторская компания, прежде всего, обращает внимание на ее репутацию. Таким образом, проверка данной фирмы не должна нанести ущерб аудиторской компании и ее клиентам;
риск ожидания клиента – риск не удовлетворить выводам своего клиента. В случаях, когда клиент не доволен аудиторской проверкой, он может в дальнейшем отказаться от услуг этой аудиторской компании;
аудиторский риск – аудиторское заключение может быть неверным.
В современных условиях хозяйствования наиболее “опасными” для аудитора являются риски первой группы, хотя аудиторскими фирмами по настоящее время именно им уделялось наименьшее внимание. Потеря репутации аудиторской фирмой неизбежно приведет к потере большей части клиентов, как новых, так и старых, кроме того, это может привести к отзыву лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью.
Аудиторские риски подразделяются на:
присущие;
контрольные;
риск выявления ошибок.
Присущие риски – это риски, присущие самому характеру деятельности банка или фирмы. Работа банка характеризуется большим количеством операций, совершаемых в течение отчетного периода. Чем больше количество операций, тем больше возможность ошибок. Поэтому важно выявить существенную ошибку, которая приведет к изменению финансовых результатов.
Контрольные риски. Бухгалтерский учет клиента (банка) содержит определенные контрольные системы. При хорошей контрольной системе контрольные риски ниже, при плохой - выше. Например, оборотно-сальдовую ведомость можно рассматривать как одну из контрольных систем для определения правильной разноски операций банка по счетам бухгалтерского учета. Если правильно подсчитаны обороты, то остатки на счетах на конец дня сходятся. Следовательно, все операции отражены как по дебету, так и по кредиту счетов.
Риск выявления ошибок означает, что не все ошибки можно обнаружить определенными аудиторскими приемами. Если ошибка не будет выявлена, то она может сказаться в дальнейшей деятельности банка.
Таким образом, при стратегическом планировании изучается действующая система контроля у клиента и определяется риск выявления ошибок.
Аудиторский
риск является предпринимательским
риском аудиторской фирмы, поэтому
его величина отражает положение
фирмы на рынке аудиторских услуг
и степень конкурентности рынка,
что также нужно учитывать.
1.6. Методы
и приемы банковского аудита
Выбор метода проверки определяется репутацией банка и возможным аудиторским удовлетворением (то есть уверенностью в качестве проверки). При выборе метода проверки различают:
контрольные приемы;
аналитические приемы;
детальное изучение операций.
К контрольным приемам относятся: качество контроля со стороны руководства банка; наличие компьютерных контрольных систем; физический контроль, то есть проверка активов в натуре (денежные знаки, ценные бумаги и т.д.)
К аналитическим приемам относятся: рассылка писем клиентам для подтверждения суммы кредита или остатка счета; изучение, например, темпов роста или снижения операций, доходов текущего и предыдущего года.
Контрольные и аналитические приемы быстры и менее трудоемки. Однако дают меньшее аудиторское удовлетворение. Детальное изучение включает: проверку бухгалтерских документов; фактическую проверку операций; проверку бухгалтерского учета; сопоставление записей в учете с документами, (а также записей в учете, документах и фактических данных по взаимно связанным операциям); проведение встречных проверок.
В процессе проверки бухгалтерских документов устанавливается законность и правильность выполнения операций, проверяется подлинность документов, правильность содержащихся в них расчетов, обоснованность бухгалтерских проводок. При этом не исключается сплошная проверка документов по наиболее сложным и ответственным операциям, по которым возможны злоупотребления. Например, кассовые, валютные, депозитные, процентные, комиссионные, гарантийные операции. Сплошную проверку документов целесообразно проводить по операциям, которые не связаны с выполнением поручений клиентов и потому ими не контролируются. К таким документам относятся документы по внутрибанковским операциям по доходам и расходам банка, формированию его уставного фонда. Во всех других случаях целесообразен выборочный метод проверки документов. При его использовании можно избежать снижения достоверности и искажения реального положения дел, если производить правильный отбор документов.
Отбор документов делается за относительно продолжительный период времени, в течение которого возможные нарушения могли повторяться. Не рекомендуется выбирать для проверки документы за отдельные дни какого-либо периода.
Документы проверяются как с точки зрения законности отраженных в них операций, так и с точки зрения правильности их оформления, то есть применения установленных форм бланков, правильного указания номеров счетов плательщиков и получателей денег. Особенно тщательно проверяются расходные кассовые документы. В порядке выборочной проверки целесообразно сличить отдельные экземпляры комплектов документов, находящихся в банке и у клиентов. При этом возможно выявление случаев нарушений и злоупотреблений, использование фиктивных экземпляров поручений и их копий. Для проверки документов используется логический анализ, исследование, направленное на выявление внутренних противоречий в самих документах, характера платежей исходя из реальных кредитных ресурсов банка. Для этого, в частности, применяются и следующие методы: взаимосвязь документов, встречные проверки. Фактическая проверка производится с целью установления реальности, то есть действительности совершения операций. Она проводится по документам, бухгалтерскому учету банка, его пайщиков и клиентов, в финансовых органах. Получение и выдача денег и материальных ценностей устанавливается с помощью опроса или по справкам юридических и физических лиц. Фактическое выполнение оплаченных работ, приобретенных основных средств и оборудования проверяется путем осмотра объекта в натуре, установления расхода материалов и денег на заработную плату. Оплаченные услуги также проверяются в натуре по соответствующим объектам. По учету у клиентов и банков-корреспондентов проверяется, нет ли среди действующих счетов фиктивных.