Сущность и основы банковского аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 13:22, доклад

Описание работы

Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений.
Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

Работа содержит 1 файл

докла банковский аудит.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ  

С переходом  к рыночным отношениям в экономике  нашей страны возникли новые проблемы и потребности, обусловившие появление  новых специальностей и новых  теоретических и практических дисциплин, в том числе и аудиторского контроля.

В современных  условиях, когда налаживанию экономических связей между предприятиями часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности.

Таким образом, появилась острая необходимость  проведения независимого контроля всех коммерческих структур, и особенно банков.

В результате налаживания рыночных отношений, появления  крупных компаний и холдингов, расширения сфер их деятельности, интернационализации бизнеса происходит разделение интересов тех, кто непосредственно руководит, управляет предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, предоставленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия.

При выполнении своих обязанностей руководство  компаний, банков должно периодически составлять финансовые отчеты о проведенной работе, достоверность которых проверяется с помощью независимых внешних экспертов.

Контроль  является одним из важных элементов  рыночной экономики, причем действуют  системы как государственного, управленческого, так и независимого контроля, позволяющие обеспечить необходимой информацией все уровни управления.

В последнее  время стало развиваться независимое  аудиторство – ведущая форма  внешнего финансового контроля. Аудит  – это независимая проверка финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации объекта.

Если  говорить о банковском деле, то оно  находится в процессе перемен. Стремясь повысить экономическую эффективность  и улучшить механизм распределения  ресурсов, правительство предпринимает шаги в направлении создания в экономике атмосферы открытости, конкуренции и рыночной дисциплины. Банки, жестко регулировавшиеся до этого, получили большую самостоятельность. Для того чтобы выжить и добиться процветания, банкиры должны превратиться в предпринимателей, реагирующих и приспосабливающихся к рыночной экономике. Это становится невозможным без усиления контроля за качеством банковских активов, доходов, процедур учета и управленческого контроля.

Исходя  из этого, цель данной работы: дать характеристику систем внешнего независимого контроля, показать возрастающее значение аудита в деятельности банков.  

1. СУЩНОСТЬ  И СОДЕРЖИМОЕ БАНКОВСКОЙ ПРОВЕРКИ 

1.1. Цели  и задачи банковского аудита 

Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений.

Цель  аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования  аудиторской деятельности, договорными  обязательствами аудитора и клиента.

Основная  цель аудиторской деятельности –  установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических  субъектов и соответствия совершенных  ими финансовых и хозяйственных  операций нормативным актам.

В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки. При этом определяется:

все ли активы и пассивы отражены в отчете;

все ли документы использованы в отчете;

насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.

проверки  банков чаще всего осуществляют специальные  аудиторские фирмы. В течение  аудиторской проверки, кроме своей  основной задачи – составления аудиторского заключения, аудиторы осуществляют также консультационную деятельность (по вопросам коммерческой деятельности, ведению бухгалтерского учета, организации внутреннего контроля, налогообложению и другим вопросам), которая приносит им значительную часть дохода. Нередки случаи, когда банк или кредитная организация сотрудничает с несколькими аудиторами или аудиторскими фирмами. Фирма, которая является наиболее известной и авторитетной, “заверяет” всю официальную отчетность банка и составляет аудиторское заключение. Другие же фирмы оказывают консультационную помощь и приглашаются для решения конкретных специализированных задач (чаще всего – это оптимизация налогообложения, анализ издержек и доходности банка, проверка отдельных внутренних подразделений банка).

В России процесс формирования сети аудиторских  фирм начался в 1987 году. В 1992 году на съезде аудиторов присутствовали представители 180 российских аудиторских фирм. Конечно, рынок аудиторских услуг находится  лишь в стадии зарождения. Однако существовали обстоятельства, которые значительно сдерживали его развитие: аудиторство не было закреплено законодательно, аудиторские экспертизы были обязательны лишь для совместных предприятий и коммерческих банков. В силу этого спрос на аудиторские услуги был незначителен.

В 1993 году был сделан первый шаг в направлении  создания законодательной базы и  организации аудиторской деятельности. Указом Президента Российской Федерации  “Об аудиторской деятельности в  Российской Федерации” от 22 декабря 1993 г. № 2263 утверждены правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, которые определили правовые основы аудита как независимого вневедомственного финансового контроля.

В соответствии с Федеральным законом “О банках и банковской деятельности” кредитные  организации обязаны проходить ежегодную аудиторскую проверку (в частности получать аудиторское заключение установленной формы и ежегодно публиковать отчетность, заверенную аудиторской фирмой, обязаны все коммерческие банки).

Из-за специфики  деятельности банков и других кредитных организаций Приказом Центрального Банка России от 18 марта 1996 года № 02-71 было утверждено “Временное положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации”, которое разъясняет особенности проведения и устанавливает стандарт для проведения банковского аудита.

Аудиторская проверка может быть обязательной и  инициативной. При этом обязательная проверка проводится в случаях, прямо  установленных актами законодательства Российской Федерации, а инициативная - по решению экономического субъекта.

Важнейшим условием развития цивилизованного  рынка аудиторских услуг является соответствующий уровень подготовки аудитора. Аудитор должен обладать безупречной репутацией и высокой  квалификацией.  
 

1.3. Порядок  лицензирования банковского аудита

Аудит кредитных организаций могут  осуществлять аудиторские фирмы  и самостоятельно работающие аудиторы, имеющие лицензию Банка России.

Вопрос  о выдаче лицензии на осуществление  аудиторской деятельности (далее  лицензии) аудитору, работающему самостоятельно, рассматривается Банком России при условии стажа работы на постоянной основе не менее трех лет из последних пяти в качестве специалиста в банковской системе или аудитора, осуществляющего аудит кредитных организаций.  

Рассмотрение  вопроса о выдаче лицензии аудиторской фирме осуществляется Банком России при соблюдении следующих условий:

минимальный уставный капитал аудиторской фирмы, имеющей организационно-правовой статус “закрытое акционерное общество”, должен составлять не менее 100-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества;

не менее  двух аудиторов, имеющих квалификационный аттестат на право осуществления  банковского аудита, состоят в  штате фирмы или, занимая профессорско-преподавателькие должности в высших учебных заведениях экономического профиля, работают в ней по совместительству.

В уставном капитале аудиторской фирмы доля, принадлежащая аттестованным аудиторам  и (или) получившим лицензии аудиторским фирмам, составляет не менее 51 процента.

Для решения  вопроса о выдаче лицензий в территориальное  учреждение Банка России по месту  регистрации аудиторской фирмы (аудитора) представляются документы согласно приложение № 4 к Положению об аудиторской  деятельности в банковской системе Российской Федерации.

Представленные  аудиторской фирмой документы проходят регистрацию в общем отделе территориального Банка России. Срок рассмотрения документов исчисляется от даты их регистрации.

Лицензию  для банковского аудита выдает Центральный Банк РФ. Проведение аудиторской деятельности без аттестации (начиная с 1 октября 1994 г.) и получения лицензии (начиная с 1 января 1995 г.) запрещаются. Аудиторская фирма (аудитор), получившая лицензию, вносится в Государственный реестр фирм и аудиторов, получивших лицензию, ведение которого осуществляется Департаментом лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России.

Центральный Банк РФ может отказать в выдаче лицензии, если какие-либо из представленных для ее получения документов не соответствуют требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации, а также в случае, если в ходе рассмотрения вопроса о выдаче лицензии установлены факты нарушения аудиторской фирмой (аудитором) законодательства и нормативных актов Банка России при проведении аудиторских проверок.

Аудиторская фирма (аудитор) вправе обжаловать решение  об отказе в выдаче лицензии в установленном  порядке в суд или арбитражный  суд.

Взамен  утерянной лицензии, срок действия которой не истек, по заявлению аудиторской фирмы (аудитора) может быть выдан дубликат лицензии.

1.4. Виды  аудита  

Разнообразие  форм собственности и возрождение  рыночных отношений создают предпосылки  реформирования методов финансового  контроля за хозяйственной и коммерческой деятельностью акционерных, кооперативных, совместных и других фирм, а также банков.

Учредители  и акционеры кровно заинтересованы в независимой оценке состояния  дел, и наряду с традиционными  формами контроля степень качества деятельности их фирм устанавливается специальной службой – службой аудита: внутреннего и внешнего, широко функционирующего в международной рыночной сфере.

Внешний аудит осуществляется, как уже  было отмечено, независимыми аудиторскими фирмами, его основной целью является подтверждение достоверности финансовой отчетности.

Внутренний  аудит можно рассматривать как  систему внутреннего контроля и  систему мер безопасности банка  с целью обеспечения защиты интересов  вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка. Он включает совокупность планов банка, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства банка.

Внутренний  аудит организационно представлен  как структурное подразделение банка и подчиняется руководителю банка. Задачи внутреннего аудита могут быть разнообразными: проверка правильности ведения бухгалтерского учета; проверка правильности ведения счетов по доходам и расходам (правомерность отнесения расходов на те или иные статьи, законность сформированной прибыли, своевременность списания расходов по счетам и так далее); проверка законности выполнения отдельных операций и другое. Для организации и проведения внутреннего аудита рекомендуется разрабатывать методические указания или инструкции, которые должны определять процесс проведения контроля на данном участке работы. Внутренний аудит проводится в соответствии с утвержденными годовыми планами. Руководитель аудита несет полную ответственность за всю организацию и проведение проверки.

Внутренний  аудит может рассматриваться  как неотъемлемая часть общей  системы управленческого контроля. Первоначально роль аудита определялась задачами финансового управления и  обеспечения безопасности активов  и носила тотальных характер на детальном уровне. С возрастающим усложнением контроля акцент был смещен на подтверждение выполнения циклов определенных внутрисистемных контрольных процедур. В последующем внимание аудиторов стало акцентироваться не только на том, как функционируют системы контроля и обработки информации, но и насколько они эффективны в достижении целей, для которых предназначены, и какие в них могут быть сделаны усовершенствования.

В последнее  время во многих организациях роль внутреннего аудита была расширена путем включения в нее оценки качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой и составляющей основу для принятия решений, а также оценки полезности применяемой методики анализа информации.

Информация о работе Сущность и основы банковского аудита