Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:08, курсовая работа
Идея использования карт как платежного средства была выдвинута Джеймсом Беллами в его книге «Глядя назад» в 1880 г., практически же первая карта была выпущена в США в 1914 г. фирмой General Petroleum Corporation of California (сейчас это компания Mobil Oil). Данная карта использовалась при оплате нефтепродуктов. Первые карточки еще не были платежным средством, это скорее были клубные карточки, имеют ограниченное применение. Они были сделаны из картона, а материал, который больше подходит для функционирования карт, появился в 60-е годы нашего столетия в США, их стали делать из пластика.
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ................................................................ 5
1.1 Возникновение и сущность электронных денег ....................................5
1.2 Функции, виды и характеристика электронных денег ....................... 15
1.3 Регулирование обращения электронных денег .................................. 20
Вывод по разделу 1 .................................................................................... 23
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ .............................................................................................................. 25
2.1 Сравнительная характеристика электронных и традиционных средств ........................................................................................................................... 25
2.2 Современное положение электронных денег ..................................... 27
2.3 Функционирование электронных денег зарубежья ........................... 37
2.4 Возможные пути совершенствования обращения электронных денег……..... 44
Заключение по разделу 2 .......................................................................... 49
ВЫВОДЫ ................................................................................................... 51
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК ..................
Таблица 2.4 - Mastercard Mass, счет в гривнах
Банк |
Всего расходов |
Выпуск+ обслуж. |
Снятие в банкоматах,% суммы снятия | ||
банка-эмитента |
других банков | ||||
1 |
Укрсоцбанк |
70 |
50 |
без комиссий |
1,50% + 5,00 |
2 |
Альфа-Банк |
94 |
79 |
без комиссий |
1,00% + 5,00 |
3 |
Сведбанк |
99,5 |
75 |
0,75% |
1,00% + 7,00 |
4 |
Ощадбанк |
105 |
70 |
0,50% |
1,50% + 5,00 |
5 |
Київська Русь |
106,5 |
80 |
0,75% (мін.1,00) |
1,50% + 4,00 |
Золотые карты в гривне в 2010 году тоже «подешевели»: Visa Gold - на 7,17 гривен (1,29%), а Mastercard Gold - на 17,14 гривен (2,9%). Впрочем, при достаточно высокой стоимости этих карт такое изменение за год можно назвать незаметным. Чего нельзя сказать о майском падении стоимости «золотых» карт, когда на рынке можно было встретить фантастические предложения по выпуску и обслуживанию Mastercard Gold за 40 гривен. Тогда эксперты даже забеспокоились по «девальвации» бренда Gold и возможной потери престижности «золотых» карт в результате ценовой конкуренции между банками.
В целом, так же как и в сегменте классических карт, «золотой» Mastercard стабильно остается более дорогим, чем Visa Gold. Золотые карты в евро и долларах в среднем подешевели »в 2010 году на 15% -18,5%.
Выгодные предложения по «золотых» карт в гривнах и долларах среди банков из числа 50 лидеров по активам по состоянию на 4 января 2011 следующие [22].
Таблица 2.5 - Visa Gold, счет в гривнах
Банк |
Всего расходов |
Выпуск+ обслуж. |
Снятие в банкоматах,% суммы снятия | ||
банка-эмитента |
других банков | ||||
1 |
Актив-банк |
275,5 |
250 |
0,85% (мін. 1,00) |
1,20% + 5,00 |
2 |
Експобанк |
277 |
250 |
1,00% (мін. 2,00) |
1,30% + 4,00 |
3 |
Альфа-Банк |
314 |
299 |
без комиссий |
1,00% + 5,00 |
4 |
Ерсте Банк |
320 |
300 |
0,50% (мін. 1,50) |
1,50% (мін. 5,00) |
5 |
БМ Банк |
327 |
300 |
0,80% (мін. 1,00) |
1,50% + 4,00 |
Таблица 2.6 - Mastercard Gold, счет в гривнах
Банк |
Всего расходов |
Выпуск+ обслуж. |
Снятие в банкоматах,% суммы снятия | ||
банка-эмитента |
других банков | ||||
1 |
Актив-банк |
275,5 |
250 |
0,85% (мін. 1,00) |
1,20% + 5,00 |
2 |
Альфа-Банк |
314 |
299 |
без комиссий |
1,00% + 5,00 |
3 |
БМ Банк |
327 |
300 |
0,80% (мін. 1,00) |
1,50% + 4,00 |
4 |
Укрсиббанк |
380 |
350 |
1,00% (мін. 5,00) |
1,30% + 7,00 |
5 |
Форум |
435 |
400 |
0,50% + 10,00 |
1,50% + 5,00 |
В последние годы крупнейшие банки (финансовые учреждения) и компьютерные корпорации индустриально развитых стран развернули настоящую войну за разработку стандарта будущих финансовых операций в компьютерных сетях, за лидерство на мировых рынках в этой области. Все государства, все финансовые системы заинтересованы в максимальном использовании электронных расчетов в компьютерных сетях.
Следует заметить, что работа над созданием опытных систем и стандартов электронных денег осуществляется ведущими компьютерными корпорациями - разработчиками систем программного обеспечения в тесном сотрудничестве с банками и небанковскими финансовыми группами. При этом большинство компаний, приступили первыми в середине 1990-х гг разработки передовых технологий осуществления безналичных расчетов, сегодня относятся специалистами к числу лидеров в области новых электронных банковских услуг и электронных расчетов.
В 2010 году Национальный банк Украины принял постановление, согласно которому, всем видам расчетов в интернете теперь должны заниматься исключительно банки или компании, заключили с банками договор.
Положением НБУ, в частности, установлено:
- Выпуск электронных денег в Украине имеют право осуществлять только банки;
- Сумма электронных денег на одном электронном устройстве, которое находится в распоряжении пользователя, и сумма одной трансакции в системах электронных денег согласно методике применения VII Специальной рекомендации FATF ограничивается суммой 5000 гривен;
- Банк-эмитент обязан согласовывать с Национальным банком Украины правила системы электронных денег, сообщать о начале выпуска электронных денег и предоставлять отчетность.
Годовой оборот электронных средств очень велик. По оценкам объем рынка в 2009 году оценивали в 100 млн. гривен, и примерно в 100 млн. - долларовый сегмент. В 2010 суммарный объем рынка электронных денег в Украине оценивают в 500 млн. Величайший игрок рынка электронных денег в Украине - компания WebMoney с долей около 80%. По положению всем интернет провайдерам придется заключать договоры с НБУ для использования в своей деятельности электронных денег. В настоящее время, Национальный банк Украины разрешил только две системы электронных денег: «Макси» («ВиЭйБи» Банк) и «MONEX» (Банк «Контракт»). В отличие от традиционных систем переводов, сервисы электронных денег, предусматривающие открытие электронных кошельков, оперируют с заменителями денег. Чтобы осуществить платеж с их помощью, необходимо сначала приобрести за реальные деньги платежные средства системы (обязательства), которые, по сути, есть не что иное, как суррогат денег. Они зачисляются на электронный кошелек пользователя. И затем используются последним для перевода в пользу третьих лиц, в том числе для оплаты товаров и услуг. После поступления средств на электронный счет получателя, то переводит их в наличность, т.е. переводит с суррогатной формы в реальную - как путем зачисления на банковский счет, так и в наличность.
Появившись сравнительно недавно (в середине 1990-х), системы электронных денег наиболее стремительно начали развиваться на постсоветском пространстве. Большинство из них имеют корни в СНГ. Каковы их обороты в Украине - неизвестно. Ни один из надзорных органов в стране не владеет такой статистикой, а сами игроки неохотно раскрывают итоги деятельности. WebMoney последний раз обнародовала финрезультатах по Украине. По итогам 2009-го ее оборот по Украине превысил 1,3 млрд грн. По данным Интернет Ассоциации Украины (ИнАУ), на WebMoney в приходится до 80% отечественного рынка электронных денег. Нетрудно подсчитать, что емкость всего рынка составила во 2 млрд грн.
Более 10 систем электронных денег в Украине используют при расчетах денежные суррогаты. Именно этот нюанс позволяет утверждать, что их действие не подпадает под регулирование со стороны Нацбанка или Госфинуслуг. Ограничения, введенные Постановлением НБУ № 178, в части размера кошелька - до 5 тыс. грн., Валюты кошелька (только гривна), а также предоставление исключительно банкам права открывать его пользователям, привели к уходу с рынка некоторых игроков. Например, в конце 2008 г. ПриватБанк остановил работу своих партнерских систем Limonex и UkrMoney. От работы в Украине отказалась и «Яндекс.Деньги». Прочие структур, крупнейшая из которых WebMoney, продолжили работать по старым правилам. Однако, два банка все-таки успели зарегистрировать свои системы электронных денег. Это MoneXy (банк «Контракт») и «Макси» (ВиЭйБи Банк). Другим четырем придется ждать до внесения изменений в законодательство. В НБУ лежат заявки на регистрацию правил систем ГлобалМани банка «Украинский капитал», Shiftpay Первого инвестиционного банка, «Электронные деньги» Райффайзен Банка Аваль, и WebMoney note - дочерней системы WebMoney, которая пытается пройти регистрацию через «Украинский профессиональный банк».
Рентабельность системы
электронных денег может
Объективные причины
для срочного принятия законодательства
по электронных денег есть. Системы
электронных денег массово
Схема «Игроки заинтересованы
в развитии электронных денег
в Украине» приведена в приложении
Г.
2.3 Функционирование электронных денег
зарубежья
Электронные деньги в России.
Законодательство Российской Федерации не содержит определения термина «электронные деньги», хотя он часто используется в российской научной литературе и специалистами сферы платежных систем и расчетов. Определенный период времени методологи Центрального банка Российской Федерации работали над вопросами урегулирования деятельности, связанной с эмиссией электронных денег. Результатом этой работы стал нормативно-правовой документ Центрального банка Российской Федерации, содержал отдельные нормы относительно электронных денег как предоплаченного финансового продукта. Во заранее оплаченным финансовым продуктом понимались денежные обязательства кредитного учреждения, которые в процессе их обращения заменяют требования юридических и физических лиц по оплате товаров или услуг, в том числе денежные обязательства в электронной форме [23].
Политика Европейского Союза по электронных денег.
Европейский центральный банк и Банк международных расчетов неоднократно отмечали установлении четких правил и условий, согласно которым может осуществляться эмиссия электронных денег, и внедрении контроля за ней, поскольку эмиссия электронных денег может негативно повлиять на стабильность финансовой системы и бесперебойное функционирование платежных систем [24, 25, 26].
Сегодня количество электронных
денег в обращении
Первоочередной задачей монетарной политики, как это определено Европейским центральным банком, является поддержание ценовой стабильности. В контексте этой задачи развитие систем электронных денег поднимает три вопроса.
Во-первых, необходимо защитить роль денег как расчетной денежной единицы для осуществления финансовых операций.
Во-вторых, эффективность инструментов монетарной политики может испытать негативное влияние в случае, если электронные деньги будут широко приниматься торговцами. Это главным образом касается влияния на бухгалтерский баланс центрального банка и способность центрального банка управлять краткосрочными процентными ставками. Центральные банки могут принять многих мероприятий для поддержания размера собственных балансов посредством введения к эмитентам электронных денег требований минимального резервирования или путем собственной эмиссии электронных денег.
В-третьих, электронные деньги должны иметь отражение в информационном смысле монетарных показателей. Так, электронные деньги являются составной денежных агрегатов Европейского центрального банка. Европейская Комиссия стремилась, чтобы регуляторный и надзорный подходы к электронным деньгам развивались подобно во всех странах - членах Европейского Союза, и вместе с этим, чтобы национальные законодательства не сдерживали инноваций в платежном секторе и не ослабляли внутренний европейский рынок. Электронные деньги рассматривались Европейской Комиссией как важный инструмент поддержки электронной коммерции и сфера новейших технологий, в которой Европа стремилась быть лидером [27].
Учитывая вероятность появления новых систем расчетов электронными деньгами и во избежание неконтролируемого развития рынка Европейская Комиссия в июле 1998 года разработала проект Директивы об учреждении и осуществлении деятельности учреждениями - эмитентами электронных денег и пруденциальный надзор за ними, который после двухлетнего процесса консультаций был принят в сентябре 2000 года.
Авторы Директивы стремились:
- Обеспечить правовую определенность для поддержки новых участников рынка и справедливой конкуренции и в целом способствовать развитию электронной коммерции в Европе;
- Предотвратить препятствиям на пути технологических нововведений и помочь использовать потенциал электронных денег;
- Создать единое «поле игры» для всех эмитентов электронных денег и обеспечить пользователям широкий выбор среди большого количества предложений;
- Гарантировать стабильность и надежность эмитентов электронных денег и таким образом защитить интересы пользователей;
- Способствовать свободному движению капиталов и развития трансграничных услуг.
Информация о работе Сущность и характеристика электронных денег