Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:22, лекция
Существует две теории происхождения денег – рационалистическая и эволюционная. Рационалистическая теория заключается в том, что проявление денег считается итогом соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в меновом обороте необходимы специальные инструменты. Эволюционная теория предполагает, что деньги появились в результате эволюционного процесса, который помимо воли людей привел к тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место. Рационалистическая теория была освещена в работах Аристотеля, она закрепилась в законодательстве античных и средневековых обществ, деньги ассоциировались с таким понятием как «договор» до 18 века. Эволюционная теория нашла свое отражение в работах К. Маркса, Д. Смита, Р. Рикардо. Эта теория имела огромное значение в эпоху господства золота и серебра; история возникновения денег подтверждает эволюционную теорию.
Рис. 3.1. Схема структурной структуризац
Существуют два взгляда на денежный рынок – один заключается в том, что его сторонники убеждены, что денежный рынок – это финансовый рынок (английский экономист Л. Харрис, русский экономист И.И. Тавасиев и американский финансист Ф.С. Мишейл), а их оппоненты считают, что денежный рынок существует отдельно (украинский экономист И.И. Гальчинский).
3.2. Модель денежного рынка
Исходя из указанных двух взглядов на денежный рынок, необходимо отметить, что фактически присутствует некоторая условность существования этого денежного рынка. Рассмотрим на основании этого некоторые аспекты модели денежного рынка (модели до некоторой степени условной). Эта модель приведена на рис. 3.2. Как видно из этой модели, сектор прямого финансирования денежного рынка – это связь между продавцами и покупателями непосредственная; при этом существует два канала – канал накопительного финансирования (акции) и канал ссуд (облигации). Это деление способствует выбору наилучших условий покупки, уменьшению цены денег, уменьшению времени оплаты, обострению борьбы между финансовыми посредниками.
Рис. 3.2. Модель денежного рынка
Наличие сектора посреднического
финансирования, приведенного на рис.
3.2, подразумевает наличие
3.3. Спрос на деньги
Спрос на деньги выступает как запас денег, которые хотят иметь в своем распоряжении субъекты денежного рынка на данный момент. По мере увеличения спроса на деньги спрос на каждую денежную единицу, которая есть в обороте, растет. Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:
3) падение скорости
оборота денег из-за
4) в сравнении «спрос-скорость» спрос является функцией, а аргументом выступает скорость оборота.
Цели спроса на деньги – это создание платежных способов, а также оставление денег как капитала, как формы богатства, которой присваивают процентный доход. С этой точки зрения спрос на деньги можно разбить на спрос на текущий запас денежных средств и спрос на постоянный запас денег. При этом есть три группы мотивов спроса на деньги: операционный, предусмотренный и спекулятивный. В соответствии с операционным мотивом экономические субъекты постоянно ощущают потребности в запасе денег для осуществления обычных платежей, чтобы поддержать на определенном уровне свое или присвоенное потребление. В соответствии с мотивом предусмотренным юридические и физические лица хотят создать запас денежных средств для осуществления покупательной способности, чтобы в любое время обеспечить свои неожиданные потребности. В соответствии со спекулятивным мотивом экономические субъекты хотят иметь в своем распоряжении определенный запас денег для того, чтобы при хороших условиях в любое время осуществить их трату; это самое главное в теории денег. После Р. Кейнса идея спекулятивного спроса на деньги получила свое развитие в работах Тобина, Баумана. Они считали, что спекулятивный спрос – это мотив, оказывающий влияние на весь спрос денег; это расширяет роль процента как фактора формирования спроса на деньги, но увеличение процентного дохода увеличивает риски, поэтому роль процента падает. Ожидаемый доход, исходя из финансовых активов, обеспечивается процентами и дивидендами, а ожидаемый доход, исходя из товарных активов – уровнем инфляции. Работы Р. Фридмена являются продолжением работ Р.Кейнса; Р. Фридмен считал, что роль процента на спрос денег не такая большая, при этом получается ослабленный спекулятивный мотив и увеличенный мотив доходности ; это можно назвать мотивом капитализации.
Исходя из указанного, необходимо обратить внимание на то, что существуют следующие факторы спроса на деньги:
3) уровень реального объема производства.; последние два фактора влияют на первый и находятся в прямой зависимости от роста спроса на деньги;
Эти пять факторов являются традиционными, есть еще другие факторы спроса на деньги: накопление богатства, инфляция, изменения в перспективах конъюнктуры рынка и т.д. При накоплении богатства люди берегут деньги в разных активах; чем больше богатство, тем больше спрос на деньги; при инфляции люди теряют деньги, что провоцирует увеличение спроса на них; ожидание ухудшения конъюнктуры рынка приводит к уменьшению товарного предложения и увеличению товарного дефицита, ухудшению качества продукции. Поэтому-то при накоплении богатства спрос на деньги уменьшается.
Общая формула спроса на деньги в общем виде выглядит так:
(3.1)
где М – спрос на деньги; g – реальный объем ВВП; Р – средний уровень цен; R – уровень ожидаемого дохода на альтернативные денежные активы; В – объем богатства; i – уровень инфляции; О – ожидание изменений рыночной конъюнктуры.
Знаки «+» и «–» имеют следующее толкование в соответствии с формулой (3.1): «+» – прямая зависимость спроса от фактора; «–» – обратная зависимость спроса от фактора.
Приведенные выше мотивы, факторы и закономерности имеют место при развернутой банковской системе, рынке ценных бумаг, либерализации ценообразования, свободном движении денег и т.д. В Украине финансовый рынок, на котором обращаются указанные инструменты, весьма неразвит. Поэтому в Украине имеют место следующие ситуации касательно спроса на деньги:
3.4. Предложение денег
Сущность предложения денег состоит в том, что экономические субъекты в какой-то момент в своем распоряжении имеют определенный запас денег, которые могут при благоприятных обстоятельствах попасть в оборот.
На уровне экономического субъекта предложение денег и их спрос чередуются. На макроэкономическом уровне фактическая масса денег в обороте является границей предложения денег, и перейти эту границу можно только с помощью добавления эмиссий, которые являются факторами увеличения предложения денег.
Необходимо определить соотношение между предложением и спросом денег и определить, что из них первично. Спрос определяется экономическими факторами, действующими в экономике, а предложение определяется эмиссией денег. В таком случае первичным будет спрос, а вторичным предложение. Факторы, определяющие спрос, определяют и границу предложения.
Предложение зависит от большого количества факторов, влияющих на денежную базу, поэтому ее величина может быть определена по формуле
M1 = m × Mб, (3.2)
где М1 – предложение в виде наличных денег вне банка и депозиты на текущих счетах; m – коэффициент денежно-кредитного мультипликатора; Мб – денежная база.
Величина М1 зависит от факторов, влияющих на m и Мб; Мб находится под контролем НБУ; и она изменяется под влиянием целого комплекса действий НБУ: операции на открытом рынке, рефинансирование коммерческих банков НБУ, валютные иннервации; таким образом, изменение Мб обуславливается функцией НБУ, а m – не только действиями НБУ, но и другими факторами, которые самостоятельно влияют на денежную базу, среди которых необходимо указать следующие:
1. Норма обязательного резервирования m =1/r, где m – коэффициент мультипликации денежной массы; а r – норма обязательного резервирования банков; чем больше m и меньше r, тем больше предложение денег (М1).
2. Учетная ставка; при
увеличении учетной ставки
3. Рыночная процентная ставка. При увеличении учетной ставки увеличиваются возможности получения ссуд рефинансирования, увеличивается денежная база (Mб) и предложение денег (М1). Одновременно уменьшается спрос на банковские кредиты, увеличиваются резервы, уменьшается мультипликация депозитов (m), а значит и предложение денег (М1).
Изменение предложений денег через изменения коэффициента-мультипликации (m) могут вызвать и другие факторы:
а) сезонные увеличения потребностей населения в наличных денежных средствах, которые уменьшают депозиты и процесс мультипликации (m), а значит и предложение денег (М1).
б) увеличение банками объема резервов также приводит к таким же результатам.
Предложение денег определяется НБУ, коммерческими банками, вкладчиками и ссудополучателями; это значительно затрудняет управление предложением денег. Чтобы управлять предложением, надо управлять не только денежной массой, но и соответственно мультипликацией депозитов под влиянием всех перечисленных факторов.
3.5. Сбережения
и инвестиции в механизме
Сбережения семейных хозяйств (населения) являются единственным источником чистых инвестиций в закрытой экономической системе. В закрытой экономической системе перестает поступать капитал с мирового рынка; эмиссионные накопления денежного рынка остаются, но их объемы очень маленькие. Например, 1992–1994 гг. характеризовались гиперинфляцией, что способствовало обесцениванию сбережений населения, а новые сбережения не появлялись, инвестирование в производство прекратилось (за редчайшим исключением).
Увеличение объемов сбережений создает верхний предел увеличения инвестиций в секторе «фирма». Часть сбережений при этом используется правительством, и через финансовых посредников реализуется в инвестиции. Темпы уменьшения бюджетного дефицита приводят к выравниванию сбережений и инвестиций. Сбережения населения, которые попали на денежный рынок и не мобилизованы правительством для своих нужд, принимаются фирмами для инвестирования.