Ставка рефинансирования как инструмент денежно-кредитной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:02, контрольная работа

Описание работы

Ставка рефинансирования - это размер процентов, которые коммерческие банки должны выплатить центральному банку России за предоставленные им кредиты, которые являются рефинансированием временного дефицита финансовых ресурсов.

Содержание

Содержание
Раздел 1. Ставка рефинансирования как инструмент денежно-кредитной политики …………………………………………………………………. 2
Ставка рефинансирования как инструмент денежно-кредитной политики России ………………………………………………………………..3
Ставка рефинансирования как инструмент денежно-кредитной политики США …………………………………………………………………..10
Ставка рефинансирования как инструмент денежно-кредитной политики Японии ………………………………………………………………14
Раздел 2. Анализ динамики ставки рефинансирования России…18
Заключение ………………………………………………………………………………...23
Список использованной литературы………………………………………....24
Приложение ………………………………………………………………………..………25

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ставке Рефинансирования.docx

— 72.10 Кб (Скачать)

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Ставка рефинансирования как инструмент денежно-кредитной политики США

Применительно к США ставка рефинансирования  называется учетной ставкой и является одним из основных инструментов Федеральной Резервной Системы [1], с помощью которого она контролирует деятельность крупнейших финансовых учреждений и определяет национальную денежно-кредитную политику.

     Учетная ставка – это процент, который финансовый институт должен платить за то, чтобы занять резервные средства у своего регионального Федерального Резервного банка. Когда эта ставка низкая, финансовые институты могут без особых затрат выполнять свои обязательства по поддержанию нормативов резервных требований, занимая деньги у ФРС (при условии, что они не боятся тщательного рассмотрения своих операций в связи с обращением к возможностям «дисконтного окна»[2], которое проводит ФРС, когда они просят о займе).

 Когда учетная ставка  более низкая, финансовые институты будут расширять свои активы и вклады более охотно, поскольку получение дополнительных резервов им обойдется не очень дорого.

Когда учетная ставка высокая, институты более осторожно относятся  к заимствованию резервов и, следовательно, они более осторожны в вопросах

увеличения своих активов  и открытии новых депозитов, если это требует привлечения средств ФРС.

В начале деятельности ФРС  изменение учетной ставки было главным  оружием, с помощью которого ФРС воздействовала на национальную денежно-кредитную политику. Изменение учетной ставки воздействовало на желание банков брать деньги в долг у ФРС, общее количество выданных ФРС кредитов и национальное денежное предложение. Однако достаточно трудно предсказать насколько банковские заимствования через «дисконтное окно» увеличатся или уменьшатся при изменении учетной ставки. Кроме того, подобные изменения могут быть неправильно истолкованы наблюдателями за ФРС, которые верят в то, что они  предсказывают изменения политики ФРС.

Изменение  ставки  рефинансирования (учетной ставки) Закон о Федеральной Резервной Системе (ФРС) 1913г. уполномочил Федеральные Резервные Банки изменять по необходимости банковскую ставку рефинансирования, взимаемую с предоставляемых ими ссуд и использующуюся в качестве инструмента контроля за денежно-кредитными отношениями.

ФРС может в определенных пределах влиять на увеличение предложения  денег за счет изменения ставки рефинансирования. Ставку рефинансирования ФРС устанавливает по кредитам, предоставляемым депозитным институтам через «дисконтные окна» для пополнения их резервов.

Если ФРС увеличивает  ставку рефинансирования, то при прочих равных условиях банки начинают привлекать меньше средств через «дисконтные окна». Поэтому при высокой ставке рефинансирования банк снизит масштабы предоставления ссуд или сократит объемы инвестиций, чтобы вернуть ФРС заимствованные средства.

Рост ставки рефинансирования способствует и сокращению денежной базы, так как ФРС предоставляет меньший объем ссуд через «дисконтные окна», а банки начнут использовать свои избыточные резервы для возврата средств, заимствованных у ФРС. В результате уменьшения денежной базы и сокращения банками объемов кредитования и инвестирования предложение денег при росте процентной ставки также начнет снижаться. Если же ФРС снизит ставку рефинансирования, то мы будем наблюдать противоположную картину. Банки будут стараться использовать благоприятную возможность, предоставляемую ФРС в качестве преимущества сезонного заимствования, которое позволяет некоторым банкам с большими сезонными колебаниями потребности в заемных средствах получать их через «дисконтные окна» ФРС.

Предоставление недорогих  кредитов ФРС различным заемщикам  под более высокий процент дает этим банкам возможность получить больший объем прибыли. Другие банки также смогут увеличить объемы предоставления ссуд; даже если для этого им придется привлечь средства через «дисконтное окно», то сделать это при низкой ставке рефинансирования можно на выгодных условиях. Поскольку изменение ставки рефинансирования может влиять на объемы банковских кредитов и инвестиций, то регулирование этого параметра считалось в момент учреждения ФРС основным инструментом, с помощью которого она может осуществлять свои функции.

 Чтобы политика каждого регионального резервного банка удовлетворяла интересам соответствующей территории, первоначально все они имели право устанавливать для депозитных институтов собственные значения процентной ставки заимствования средств через «дисконтные окна».

 Однако, в настоящее время, установление ставки рефинансирования относится исключительно к компетенции ФРС. Ее денежно-кредитная политика осуществляется, главным образом, посредством операций на открытом рынке, контроль над которыми возложен на Комитет по операциям на открытом рынке (FOMC).

Совет управляющих ФРС может регулировать величину ставки рефинансирования, одобряя или отклоняя предложения по ее величине, выдвигаемые региональными банками. Если один из банков захочет изменить ставку рефинансирования, он не сможет сделать этого без одобрения своего решения Советом управляющих. Кроме того, если Совет управляющих сам решит изменить ставку рефинансирования, то он может отклонить предложение любого регионального банка, которое не соответствует его намерениям.

 Таким образом, фактическая  власть в вопросе регулирования  ставки рефинансирования на Западе, в частности в США, принадлежит Совету управляющих ФРС, находящемуся в Вашингтоне.

Изменение ставки рефинансирования не только влияет на готовность депозитных учреждений предоставлять ссуды, но оказывает нередко и сильное психологическое воздействие на финансовые рынки. Оценка того, как сказываются изменения ставки рефинансирования на объеме денежной массы и на величине предложения денег, не всегда возможна из-за трудности определения в новых условиях объемов заимствований банков через «дисконтные окна». Поэтому в настоящее время ФРС редко использует ставку рефинансирования в качестве инструмента своей денежно-кредитной политики. Она прибегает к ее изменению лишь в тех случаях, когда хочет оказать психологическое давление на финансовые рынки, чтобы показать им серьезность своих намерений. Таким образом, ФРС стремится обеспечить правильное понимание своих намерений всеми участниками финансовых рынков.

Результатом изменения учетной  ставки часто бывают аналогичные  изменения рыночной процентной ставки. Когда учетная ставка снижается, то при прочих равных условиях депозитные институты начинают занимать больше средств у ФРС и увеличивать объемы предоставления ссуд и осуществления инвестиций. Это в свою очередь приводит к увеличению предложения денег и повышению доступности кредитов. Такие тенденции усиливаются благодаря изменениям ставки по ФРФ[3] и изменениям настроений рынка, что обычно является результатом изменения учетной ставки; кроме того, эти изменения усиливают эффекты изменений процентной ставки и курсовых стоимостей ценных бумаг.

 

    1.  Ставка рефинансирования как инструмент денежно-кредитной политики Японии

 

Основным проводником  кредитно-денежной политики в Японии является Банк Японии. Функционирование этого банка, созданного в 1882 году, регулируется специальным законом. Согласно ст. 1 этого закона, "целями деятельности Банка Японии являются регулирование денежного обращения, координация кредитно-денежной сферы, а также поддержка и развитие кредитных институтов в соответствии с государственной политикой и во имя обеспечения условий для подобающей реализации экономического потенциала страны".

 Хотя по своему статусу Банк Японии не административный орган, а акционерная компания, 55%капитала которой принадлежат правительству, по ст.2 закона деятельность Банка Японии направлена исключительно на "достижение государственных целей". Тем не менее, определенная автономность банка делает его юридически менее зависимым от правительственных органов и политического руководства страны.

Оперативная самостоятельность, делегированная Банку Японии, а также  имеющаяся у него возможность оказывать большое влияние на определение приоритетов кредитно-денежной политики делают его главным "приходным ремнем" и архитектором конкретных форм кредитно-денежной политики, а во-вторых, существенным звеном в выработке стратегии последней. Для реализации этой политики у Банка Японии имеется целый набор средств, методов и инструментов воздействия на процессы, протекающие в сфере финансирования экономики и на рынке ссудного капитала.

В западной экономической  литературе, посвященной средствам  кредитно-денежной политики центральных банков, выделяются три основных таких средства: во-первых, изменение учетной ставки процента, во-вторых, операции на открытом рынке ценных бумаг, в-третьих, изменение обязательных норм банковских резервов. Однако для Банка Японии в течение нескольких десятилетий послевоенного экономического развития страны указанные средства имели весьма малое значение. Причина этого — в тех особенностях финансирования экономики и функционировании рынка ссудного капитала, которые резко отличали Японию от "стандартных моделей", рассматриваемых в учебных пособиях по кредитно-денежной политике.

Важнейшее место в экономике  из-за явления перекредитования занимает рынок кредитов Банка Японии. В США главное назначение кредитов центральных банков - помощь тем коммерческим банкам, у которых временно наблюдается острая нехватка ликвидности или которым угрожает неплатежеспособность. Соответственно и процентная ставка по этим кредитам в нормальные годы слегка превышает процентную ставку на рынке краткосрочных капиталов, являясь «штрафной ставкой».

В Японии же учетная ставка процента, по которой предоставляются кредиты Банка Японии, намного ниже ставки процента по краткосрочным межбанковским ссудам. Соответственно и займы у Банка Японии для коммерческих банков являются не чрезвычайным средством, прибегать к которому необходимо лишь в крайних случаях, а самым выгодным способом привлечения ликвидных ресурсов, подчас даже более выгодным, чем депозиты населения.

Искусственная заниженность официальной учетной ставки процента служила в Японии краеугольным камнем политики всемерного занижения процентных ставок на всем рынке ссудных капиталов. Как отмечалось выше, учетная ставка процента в Японии была занижена по сравнению с другими ставками, особенно ставками на рынке краткосрочных капиталов, а основные ставки на рынке банковского кредитования жестко регулировались. Поэтому изменение учетной ставки процента само по себе не могло воздействовать на цену кредита на финансовом рынке в целом и тем самым служить средством кредитно-денежной политики.

На протяжении длительного периода открытого рынка ценных бумаг практически не существовало, поэтому и операции на нем были невозможны. Наконец, явление перекредитования не позволяло по-настоящему эффективно маневрировать с помощью изменения нормы банковских резервов.

Вместо всех этих средств  главную роль в мероприятиях Банка Японии играло количественное рационирование кредита. Сознательно занижаемый в большинстве секторов рынка ссудных капиталов уровень ставки процента приводил Банк Японии к необходимости использования внеэкономических мер регулирования спроса и предложения ссудного капитала.

Как пишет известный японский исследователь X. Конно, в Японии "рынок ссудных капиталов, по существу, находился в состоянии перманентного неравновесия... спрос корпораций на заемные средства превышал их предложение со стороны банков, а в отношениях банков с Банком Японии спрос на кредиты последнего также постоянно превышал их предложение".

В этих условиях вместо процентной ставки функции распределения потоков капиталов осуществляло рационирование кредитов. Таким рационированием являлись контроль за размерами кредитов Банка Японии и система „руководства кредитной экспансией", которые эффективно выполняли регулирующие функции в кредитно-денежной сфере вместо операций на открытом рынке.

     В настоящее время в связи с ослаблением в целом роли перекредитования как источника средств для финансирования экономики функция рынка кредитов Банка Японии как источника ликвидности для банковской сферы в известной степени стала достоянием прошлого. Отражая это изменение, учетная ставка процента также стала определяться более гибко, с учетом рыночной ситуации. По мере развития процесса либерализации на рынке ссудных капиталов тенденция к падению роли кредитов Банка Японии и к увеличению гибкости учетной ставки процента будет становиться все сильнее.

Сделаны существенные шаги в направлении повышения роли изменения процентных ставок, в том числе официальной учетной ставки процента. Изменение учетной ставки практиковалось Банком Японии на протяжении всего послевоенного периода, но до 73 года оно лишь выполняло функции индикатора направления политики Банка Японии, так как, даже повышаясь, эта ставка оставалась самой низкой по кредитам в японской экономике.

Полная либерализация  процента на рынке краткосрочных  капиталов, значительная либерализация на рынке ценных бумаг и на рынке депозитов и другие изменения последних лет свидетельствуют о постепенном переходе Банка Японии к более активному использованию воздействия учетной ставки процента на ситуацию, складывающуюся на финансовом рынке.

Информация о работе Ставка рефинансирования как инструмент денежно-кредитной политики