Срочные депозиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:00, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – на основании проведенного анализа выявить направления развития политики ЗАО «МТБанк» в области срочных депозитов.
Задачи работы:
- раскрыть теоретические аспекты политики банков по срочным депозитам;
- провести анализ и оценку операций по срочным депозитам ЗАО «МТБанк»;
- показать направления совершенствования механизма операций по срочным депозитам банков ЗАО «МТБанк» и Республики Беларусь.

Содержание

Введение 4
1 Срочные депозиты как составная часть коммерческого банка 6
1.1 Ресурсы коммерческих банков, их состав и структура 6
1.2 Экономическая сущность депозитных операций, место и роль депозитов при формировании ресурсов банка 16
2 Анализ депозитных операций Головного МТБанка 23
2.1 Организационно-экономическая характеристика МТБбанка 23
2.2 Порядок оформления депозитных операций ЗАО «МТБанк»
35
2.3 Анализ привлеченных ресурсов ЗАО «МТБанк» 40
3 Направления совершенствования механизма депозитных операций 45
3.1 Направления совершенствования механизма операций по срочным депозитам банков Республики Беларусь 45
3.2 Пути развития депозитных операций в ЗАО «МТБанк» 47
Заключение 54
Список использованной литературы 57

Работа содержит 1 файл

3.docx

— 153.73 Кб (Скачать)

     Договор банковского вклада (депозита), заключаемый  с  вкладчиком – физическим лицом (за исключением вкладчика – индивидуального  предпринимателя), кроме вышеперечисленных  должен содержать следующие существенные условия:

     - порядок внесения вкладчиком  денежных средств во вклад  (депозит);

     - порядок возврата денежных средств  вкладчику в случае неисполнения  вкладополучателем обязательства  или досрочного расторжения этого  договора;

     - ответственность вкладополучателя  за неисполнение обязательства;

     - основания расторжения договора  ранее установленного срока.

     Включение вышеперечисленных условий в  договоры, заключаемые с физическими  лицами, требуется в соответствии с положениями Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2001 г. № 15 «О некоторых мерах по повышению  ответственности должностных лиц, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с использованием, привлечением денежных средств граждан», с изменениями и дополнениями на 2 апреля 2007 г. №2.

     Вкладчиками по договору могут быть физические и юридические лица.

     Вкладчики свободны в выборе банка и (или) небанковской кредитно-финансовой организации для  размещения во вклады (депозиты) принадлежащих  им денежных средств и могут иметь  вклады (депозиты) в одном либо нескольких банках и (или) одной либо нескольких небанковских кредитно-финансовых организациях [1].

     Вкладчики могут распоряжаться вкладами (депозитами), получать по ним доход, совершать  безналичные расчеты и пользоваться иными видами банковских услуг в  соответствии с законодательством  Республики Беларусь и договором  банковского вклада (депозита).

     Вкладчик  имеет право на условиях ранее  заключенного договора пополнять сумму  вклада (депозита), если это предусмотрено  условиями договора банковского  вклада (депозита).

     Вкладополучатель  обеспечивает сохранность вкладов (депозитов) и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками [1].

     Вкладополучатель  обязан возвратить вклад (депозит) в  срок, предусмотренный договором  банковского вклада (депозита).

     Физическое  лицо вправе потребовать возврата вклада (депозита) по договору срочного или  условного банковского вклада (депозита) до наступления срока возврата вклада (депозита) или указанного в договоре события. Вкладополучатель возвращает вклад (депозит) в течение пяти дней со дня предъявления требования.

     Условие договора об отказе физического лица от права на досрочный возврат  срочного или условного банковского  вклада (депозита) является недействительным.

     Если  срочный или условный банковский вклад (депозит) возвращается вкладчику  по его требованию до истечения срока  возврата вклада (депозита) либо до наступления  события, указанного в договоре, проценты по вкладу (депозиту) выплачиваются  в размере и порядке, установленных  договором банковского вклада (депозита) [29].

     Вкладополучатель  выплачивает вкладчику проценты по вкладу (депозиту) в размере, определяемом договором банковского вклада (депозита).

     Размер  процентов по срочным и условным банковским вкладам (депозитам) может  быть изменен по соглашению сторон, если иное не предусмотрено договором  банковского вклада (депозита).

     Вкладополучатель  вправе в одностороннем порядке  изменить размер процентов, выплачиваемых  по вкладу (депозиту) до востребования, с предварительным уведомлением вкладчиков, если это предусмотрено  договором банковского вклада (депозита).

     В случае уменьшения банком (вкладополучателем) размера процентов новый их размер применяется к вкладу (депозиту), внесенному до уведомления вкладчика  об уменьшении размера процентов, по истечении не менее одного месяца со дня уведомления.

     Проценты  по вкладу начисляются со дня его  поступления к вкладополучателю до дня, предшествующего его возврату вкладчику, если иное не предусмотрено  договором банковского вклада (депозита).

     Проценты  по вкладу (депозиту) выплачиваются  вкладчику ежемесячно, если иное не предусмотрено договором банковского  вклада (депозита).

     Проценты  уплачиваются ежемесячно либо с возвратом  вклада (депозита), в последнем случае предусматривается начисление процентов  с их последующей капитализацией.

     При возврате вклада (депозита) проценты начисляются  и выплачиваются полностью.

     Отметим, что вклады физических лиц могут  привлекать только те коммерческие банки, которые имеют на это специальную  лицензию. Лицензия на привлечение  во вклады денежных средств физических лиц в Республике Беларусь выдается коммерческим банкам лишь при наличии  собственного капитала в размере 10 млн. евро [1].

     Уплата  банком процентов по депозитным операциям - основная часть расходов банка. Поэтому  банк, с одной стороны не заинтересован  в высоком уровне процентной ставки, а с другой - вынужден поддерживать такой уровень процентной ставки по депозитам, который был бы привлекателен  для клиентов.

     В настоящее время используются различные  способы исчисления и уплаты процентов. Виды процентных ставок, устанавливаемых  банком, могут быть следующими: простые  и сложные; плавающие и фиксированные [29].

     Традиционным  видом начисления процентов являются простые проценты, когда в качестве базы для расчета используется фактический  остаток вклада и с установленной  периодичностью - в соответствии с  предусмотренным договором процентом - происходит расчет и выплата дохода по вкладу. Выплата простых процентов  применяется в двух базовых депозитных схемах: единовременное погашение процентов  и основной суммы долга (наиболее распространенный вариант) и периодической  выплаты процентов с погашением основной суммы долга в конце  срока действия депозитного договора.

     Другим  видом расчета доходов являются сложные проценты (начисление процента на процент). В этом случае по истечении  расчетного периода на сумму вклада начисляется процент, и полученная величина присоединяется к сумме  вклада.

     Процентная  политика в области депозитных операций должна учитывать объективность  условий установления процентов  по всем видам вкладов и экономическую  обоснованность соответствующих процентных ставок [47].

     Таким образом, успешная деятельность банка, как сбытовой организации, зависит  от объема и качества имеющихся в  его распоряжении ресурсов. Под «качеством ресурсов», с точки зрения банка, понимается срок привлечения. Чем выше срок привлечения ресурсов и ниже вероятность их досрочного отзыва владельцем, тем ресурсы являются более качественными. Поэтому при планировании деятельности банка в области привлечения и управления ресурсами важно уметь прогнозировать количественные показатели, характеризующие данные операции. Прогнозирование стоимости ресурсов позволяет сформулировать банку политику управления процентными ставками в области привлечения ресурсов.

     Проценты, выплачиваемые банком вкладчикам за привлекаемые ресурсы, это основная статья операционных расходов. Следовательно, ставка процента, во-первых, призвана обеспечивать минимизацию этих расходов, во-вторых, должна быть привлекательной для  расчета ставок по кредитам [8].

     Сталкиваясь с быстрым ростом величины процентных ставок и интенсивной конкуренцией, банки Республики Беларусь начали уделять  повышенное внимание изысканию новых  источников, а также мониторингу  структуры и стоимости депозитов  и не депозитных обязательств. Банки  начали реструктурировать источники  средств в соответствии с определенными  целями:

  • используют те источники, которые минимизируют издержки привлечения средств, которые оставляют в распоряжении банка больше новых средств для увеличения его прибыли и капитала;
  • выбирают оптимальные пропорции между величинами депозитов, заемных средств и собственного капитала, обеспечивающих желаемый уровень стабильности, чтобы банк мог позволить себе держать высокодоходные активы, которые обычно требуют инвестиций на более длительные сроки при более высоком уровне риска.

     В соответствии  со ст. 120 Банковского кодекса государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов.

       Для обеспечения гарантий возврата  привлекаемых банками средств  физических лиц и компенсации  потери дохода по вложенным  средствам в соответствии с  законодательством Республики Беларусь  могут разрабатываться различные  формы гарантирования возврата  привлекаемых банками средств  физических лиц.

       Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. №369-З «О гарантированном  возмещении банковских вкладов»  и Декрет Президента Республики  Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22 «О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных счетах и (или) банковские вклады (депозиты)» внесли существенные изменения в систему гарантирования вкладов, поскольку коренным образом изменили принципиальные основы данной системы.

     Одной из принципиальных новелл Закона № 369-З  является изменение институциональных  основ гарантирования вкладов. Так, в Республике Беларусь создано Агентство  по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц.

     Постановлением  Совета Министров и Национального  банка от 17 сентября 2008 г. № 1364/13 утвержден  Устав Агентства. Агентство является некоммерческой организацией, созданной  Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь в форме государственного учреждения. Предметом деятельности данного  юридического лица является аккумулирование  обязательных взносов для формирования резервов Агентства, управление указанным  резервом, выплата физическим лицам  возмещения банковских вкладов (депозитов).

     Законом № 369-З определены функции Агентства, структура его органов управления, а также права Агентства по отношению к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям.

     Агентство выполняет следующие функции:

  • принимает   на  учет  банки,  имеющие  специальное   разрешение (лицензию)   на  осуществление банковской  деятельности,   выданное Национальным   банком,   предоставляющее  право   на   осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты);
  • ведет реестр банков, принятых на учет;
  • проверяет  своевременность и полноту перечисления  обязательных
  • взносов банками;
  • ведет  реестр  требований физических лиц в случае возникновения у него обязательства по возмещению банковских вкладов (депозитов);
  • выплачивает  физическим  лицам  возмещение  банковских  вкладов (депозитов)  в порядке,  на условиях и в размерах,  предусмотренных настоящим Законом;
  • иные  функции,  возложенные на него  настоящим  Законом,  иными законодательными актами и Уставом.

    Агентство имеет  право:

  • подать в хозяйственный суд  заявление  о банкротстве  банка  по  обязательствам, возникающим  у  банка  перед физическими  лицами  из договоров банковского вклада  (депозита),  в порядке,  предусмотренном законодательными актами  об  экономической несостоятельности (банкротстве);
  • принимать  участие  в  проведении Национальным банком проверок деятельности банка, принятого на  учет, в  части  установления объема и содержания обязательств этого  банка перед  физическими лицами, а также проверок правильности расчета  им календарных взносов;
  • осуществлять другие права, предусмотренные Законом, иными законодательными актами и Уставом.

          Все банки, которые желают включить в  перечень операций, указанный в лицензии на осуществление банковской деятельности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц и (или) привлечение денежных средств физических лиц во вклады (депозиты). В день подачи соответствующих документов в Национальный банк обязаны направить в Агентство заявление о принятии банка на учет.

          Подав в Агентство такое заявление, банк обязан уплатить учетный взнос  в размере 0,5% от размера нормативного капитала банка, после чего он принимается  на учет в Агентство. От уплаты взноса освобождены банки, вносившие ежемесячные  взносы в гарантийный фонд защиты вкладов физических лиц, созданный  при Национальном банке, а также  банки, освобожденные до принятия на учет в Агентстве от внесения ежемесячных  взносов в этот фонд.

Информация о работе Срочные депозиты