Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:03, шпаргалка
1.Предпосылки возникновения денег. Концепции возникновения денег.
Основные концепции происхождения денег — рационалистическая и эволюционная. В рамках этих концепций используются принципиально различные подходы к трактовке необходимости появления денег.
Рационалистическая концепция происхождения денег исторически возникла первой.
ЦБ— это привилегированная и элитарная фин. организация, наделенная функциями административного органа и банка. Ценность ЦБ в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает гос-ву перераспределять ден. потоки, фин. ресурсы таким образом, чтобы увеличивались поступления в бюджет.
2 пути создания ЦБ: 1) посредством исторического закрепления функции денежной эмиссии за крупнейшей кредитной организацией; 2) посредством учреждения гос-вом эмиссионного банка.
Под независимостью ЦБ понимается особая форма гос. контроля за состоянием данной сферы в стране. Самостоятельность отдельных эмиссионных банков складывался под влиянием нац. особенностей развития гос. кред. сис-мы, и проблем гос. контроля за фин. потоками. ЦБ не является гос. ведомством в полном смысле, он учреждается в форме административно-публичного образования либо акционерного общества. Виды участия гос-ва: прямое и косвенное, непосредственное и опосредованное (в уставном капитале). Независимость ЦБ имеет весьма значимые проявления. Самостоятельность решений в области ДКП. Встречаются 4 модели: 1) ЦБ реализует ДКП, разрабатываемую правительством (Франция, Италия); 2) гос. органы наделены правом инструктировать ЦБ в данной области (Россия, Япония); 3) согласно законам страны ЦБ обязан поддерживать эк. пол-ку правительства, в то же время гос. органы не наделены правом вмешательства в ДКП эмиссионного банка; 4) ЦБ независим от правительства, ДКП проводит самостоятельно.
В РБ НБ и правительство взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, фин. и ден-кр пол-ки гос-ва. НБРБ подотчетен президенту страны. Устав НБ, вносимые в него изменения и дополнения утверждаются президентом. Им же определяется проведение аудиторской проверки главного банка страны, утверждается распределение прибыли и годовой отчет НБ с учетом аудиторского заключения. Назначение и освобождение председателя ЦБ, членов правления проводится президентом с согласия Совета республики. Уставный фонд НБ РБ сформирован из ср-в гос. бюджета. В доход республиканского бюджета НБ передает часть прибыли. И НБ не платит налог в бюджет. Роль ЦБ в эк-ке гос-ва определяется его правовым статусом и формами взаимосвязи и взаимодействия с правительством и ком. банками. Современные ЦБ, как правило, учреждаются в форме АО либо независимого административно-публичного образования (публичных корпораций). НБРБ согласно Конституции относится к органам гос. власти.
Задачи и функции ЦБ в большинстве стран мира определены в нескольких законах: Конституции, законах о ЦБ страны, о банковской деятельности. Функции ЦБ отличаются большим разнообразием, что связано с его двойственной сущностью: 1)ф-я эмиссионного банка (монопольное право на эмиссию денег); 2)ф-я банка гос-ва (кредитует гос-во (не во всех странах), поддерживает ресурсами его эк. программы, выступает фин. агентом и эк. Советником); 3)ф-я банка банков (расчетный центр для других банков и кредитор последней инстанции); 4)ф-я органа надзора за кредитными учреждениями, валютными и кредитными рынками, в целом за кред сис-мой; 5)ф-я органа ден.-кред. регулирования (только ЦБ в масштабах всей страны разрабатывает ДКП, осущ-ет пр-сы ден. оборота, выступает в меж/нар. орг-циях от имени гос-ва); 6)нормотворческая деятельность.
Операции ЦБ: 1)осущ-ет эмиссию нал. денег, агент прав-ва, выступает от лица гос-ва в ме/нар. орг-циях; 2)ден.-кред. рег-ние; 3)надзор за ком. банками; 4)разработка ДКП и контроль за ее выполнением; 5)кредитование прав-ва, Минобороны, КГБ; 6)расчетное и кассовое обслуживание правительства и иных гос. органов; 7)операции по привлечению ден. ср-в меж/нар. вал. орг-ций, иностранных гос-в и банков; 8)управление золотовалютными резервами, операции с иностранной валютой, драг металлами и камнями на территории страны и за ее пределами; 9)превозка ден. наличности, вал. ценностей (инкассация); 10)операции на рынке цен бумаг; 11)активные депозитные операции и т.д.
50.Ден-кр пол-ка ЦБ
ДКП - совокупность мероприятий, направленных на изменение ден. массы в обращении, объема кредитов, уровня %-ых ставок и других параметров ден. рынка и рынка ссудных капиталов. ДКП ЦБ явл-ся составной частью единой гос. эк. пол-ки. Ее главная задача — регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности нац. валюты. Разработка ДКП опирается на общие целевые ориентиры эк. развития страны.
Процесс формулирования целей ДКП состоит из следующих этапов: 1) устанавливаются конечные цели ДКП в форме контрольных цифр эк. роста, инфляции, состояния платежного баланса; 2) определяются промежуточные цели ДКП в форме конкретных количественных ден-кр показателей; 3) определяется круг ден-кр показателей, которые подвержены влиянию ЦБ; 4) производится отбор инструментов ДКП
В качестве инструментов ДКП явл-ся: 1)Рефинансирование- представляет собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной ликвидностью, посредством кот. ден ср-ва поступают от ЦБ нуждающимся в них ком. банкам. В РБ данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности БС. ЦБ используются следующие инструменты рефинансирования: переучет векселей; ломбардный механизм (кредит овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардный кредит); ломбардный кредитный аукцион; операции РЕПО и др.
2)Процентная политика ЦБ призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной ден. единицы. % пол-ка строится по 2 направлениям: 1) установление ставки рефинансирования, учетной ставки; 2) воздействие на % пол-ку ком. банков (может достигается путем прямого вмешательства ЦБ в установление уровня % ставок ком. банков и косвенного вмешательства, которое достигается уровнем ставки рефинансирования. Различают жесткую, мягкую и нейтральную % политику (ставка значительно превышает уровень инфляции, меньше ее, умеренно позитивная).
3)Обязательное резервирование – резервные требования ЦБ к ком. банкам. Часть ден. резервов, которые ком. банки должны постоянно хранить на специальных счетах в ЦБ или в цен бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным ср-вам. Резервирование выполняет следующие функции: 1)контролирует ден. массу путем изъятия избыточных резервов БС; 2)стабилизация и страхование ликвидности и платежеспособности банков. Формирование резервов явл-ся жесткой мерой НБ. Он вправе взыскивать их списания с корреспондентского счета банка. Норматив резервных требований устанавливается НБ и периодически пересматривается. Пол-ка резервирования не явл-ся основным инструментом регулирования ДКП по сравнению с % ставкой.
4)Валютное регулирование: ЦБ устанавливаются официальные курсы нац. ден. единицы по отношению к другим валютам; создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими; ЦБ регулирует обращение валютных ценностей на тер. своего гос-ва, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в кр-фин организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в нац. валюте; установления правил биржевой торговли иностранными валютами и драг мет, определения порядка лицензирования биржевой деятельности при осуществлении операций с иностранной валютой и драг мет; НБ РБ совместно с уполномоченными гос. органами устанавливает порядок ввоза в РБ и вывоза за ее пределы драг металлов и камней, используемых при осуществлении банковских операций, иностранной и нац. валюты, цен бумаг в иностранной и нац. валюте, платежных инструкций в иностранной валюте;
5)Операции на открытом рынке: состоят из операций покупки-продажи цен бумаг, операций на рынке кредитных ресурсов и валютном рынке. Наиболее широко используются операции на рынке цен бумаг. Это самый гибкий метод регулирования ден. ресурсов ком. банков. Вмешательство ЦБ на этом рынке происходит в 2-ух случаях: 1) на рынок выставлено мало валюты и цен. бум., а спрос велик, то это автоматически приводит к увел. курса цен. бум., аналогичная ситуация может сложиться при аукционе на валюту (увел. курса валюты), И для сбития курса НБ выставляет дополнительно гос. цен. бум. или валюту, т.о. НБ оперативно регулирует курс на цен. бум. и иностранную валюту; 2) ситуация наоборот.
51.Регулирование деятельности ком. банков ЦБ.
Надзор и контроль над банковскими операциями осуществляется на международном и нац. гос. уровнях. Это в целях обеспечения системной стабильности, защиты ком. банков и их клиентов от риска ликвидности, кредитного и других рисков. Все элементы регулирования основываются на международных стандартах. Гос. регулирование банковской деятельности производится посредством процедур гос. регистрации или ликвидации кредитных организаций, установления запретов и ограничений, экономических нормативов, введения экономических санкций за нарушение предъявляемых требований, система надзора за банками и НКФО, определения порядка организации внутрибанковского контроля и аудита, лицензирования банковских операций.
Система надзора представляет собой совокупность эк. и административных мер, фин. и юр. инструментов, используемых для поддержания безопасности и повышения эффективности банковской деятельности. Этот надзор м.б. дистанционным (на основании отчетов) и конкретным. Банковский надзор явл-ся пруденциальным (осторожный, осмотрительный, разумный, персональный).
НБ устанавливает для банков эк. нормативы: мин. размер уставного фонда для вновь создаваемого банка; мин. размер собственных средств для действующего банка; предельный размер неден. части уставного фонда; нормативы ликвидности, достаточности капитала; макс. размер риска на одного клиента, на одного кредитора (вкладчика), на одного и связанных с ним лиц; макс. размер крупных рисков; макс. размер риска по ср-вам, размещенным в зарубежных странах; норматив участия банка в инвестиционной деятельности; норматив валютного риска (открытой валютной позиции); макс. размеры собственных вексельных обязательств и привлеченных ср-в физ. лиц; норматив соотношения привлеченных ср-в физ. лиц и активов банка с ограниченным риском; макс. размер привлеченных ср-в физ лиц.
ЦБ используют не только эк. методы взаимодействия с кред. орг-ми, но и адм. (передача проблемного банка в доверительное управление, наложение запрета на проведение отдельных банковских операций, отзыв, приостановление лицензии, требование замены руководителей и главного бухгалтера, наложение штрафа).
52.НБРБ, его задачи, структура, управление.
ЦБ РБ создан в 1991 г. Его основные функции определены конституцией РБ (94г) и с 2001г БК. До этого был закон «О НБ РБ». Статус НБ, его основные функции определены также уставом НБ. Особенность НБ явл-ся его независимость, председатель правления явл-ся членом правительства.
НБ — это единая централизованная организация, кот. явл-ся банком первого уровня. В ее состав входят центральный аппарат, структурные подразделения и организации, находящиеся на тер РБ и за ее пределами. Структура: НБ возглавляет 2 органа: правление и совет директоров. Правление состоит из председателя правления ( утвержд. президентом), + 10 чел (утвержд. президентом)=11 чел. (председатель Прокопович), 5 его заместителей, председатель Минфина, председатель сбербанка. Правление - высший орган НБ, основные вопросы: ДКП, регулирование банк. деятельности, регистрация банков. Все члены правления назнач-ся сроком на 5 лет, напрямую подчиняются президенту. Исполнительный орган – Совет директоров (9 чел, председатель Прокопович).
Структурные подразделения НБ сформированы в виде: департаментов; управление; отделы. При НБ сущ-ют различного рода организации (Пинский банковский коледж (на балансе НБ) +2 крупных предприятия: РУП «Бел меж/нар. расчетный центр» и Специальное РУП «Центр банковских технологий»; Журнал Банк. вестник). НБРБ на ряду с центр. аппаратом имеет свои главные управления по областям и в крупнейших городах РБ (Орша). Существуют спец. фонды: уставные, резервные. Прибыль распределяется по распоряжению президента, на увеличение уставного, резервного фонда, премиальные фонды, остальная прибыль перечисляется в бюджет.
53.Особенности операций ком. банков.
Депозитные операции — это операции банков по привлечению средств юр и физ лиц во вклады (депозиты) либо на определенный срок, либо до востребования. В качестве депозитов выступают деньги, цен бумаги и иное имущество, поступающие в банки и подлежащие возврату внесшему их лицу или кому-либо по его указанию при наступлении определенных условий. Депозиты до востребования могут быть изъяты в любой момент по первому требованию клиента. Срочные депозиты — средства, хранящиеся в банках в течение определенного времени, установленного соглашением между клиентом и банком. Банки выплачивают по срочным депозитам более высокие проценты, чем по депозитам до востребования. Ссудные операции банка — размещение ден. ср-в от своего имени и за своей счет в форме кредита на условиях возвратности, платности и срочности. В качестве кредитора выступают банки, кредитополучателя — предприятия, организации, другие банки, предприниматели, граждане и др. Краткосрочные ссуды — ссуды, выдаваемые на срок менее одного года. В практике банковской деятельности можно выделить и сверхкраткосрочные кредиты: суточные, недельные, месячные. Среднесрочные ссуды могут использоваться для приобретения оборудования, машин, техники, финансирования. Долгосрочные ссуды выдаются на срок до шести лет. Такой кредит предоставляется для целей, связанных с созданием и движением внеоборотных активов. Кредитополучателями могут выступать юр. и физ. лица, ИП (резиденты и нерезиденты). К фондовым операциям относятся покупка цен бумаг для собственного портфеля; первичное (вторичное) размещение вновь выпущенных цен бумаг среди держателей; покупка, продажа, распоряжение цен бумагами по поручению клиента (обслуживание вторичного оборота ценных бумаг); выдача ссуд под цен бумаги. Расчетные операции осуществляется по договору банка и клиента. По договору текущего банковского счета одна сторона (банк) обязуется открыть второй стороне (владельцу счета) текущий счет для хранения его ден ср-в; систематически отражать на нем операции; зачислять средства; оплату, выдачу и прием денежных средств; готовить выписки из счета; начислять % за хранение средств на счете; оформлять платежные документы и т.д. Другая сторона договора (владелец счета) предоставляет банку право использовать временно свободные ден. ср-ва, находящиеся на счете. Валютные операции— это сделки с валютными ценностями (иностранной валютой, цен бумагами в иностранной валюте, драг металлами, платежными документами в иностранной валюте и др.). Факторинг — это переуступка банку или специализированной факторинговой компании (фирме) неоплаченных долговых требований (платежных документов, векселей и т.п.), возникающих между производителями и потребителями в процессе реализации товаров и услуг. Факторинговые операции могут проводить ком. банки, стремящиеся к универсализации своих функций, увеличению числа клиентов, комплексному обслуживанию уже имеющейся клиентуры и, в конечном счете, — росту имиджа банка. Для таких операций банки создают специализированные отделы, филиалы или компании. Банковские гарантии (поручительства) являются: принципал — лицо, по просьбе которого предоставляется банковская гарантия; банк-гарант (поручитель) — банк, выдающий гарантию, т.е. принимающий на себя обязательство при наступлении обстоятельств, указанных в гарантии, произвести платеж обозначенному в ней лицу; бенефициар — лицо, по требованию и в пользу которого банк-гарант осуществляет платеж. По договору банковской гарантии одна сторона (банк-поручитель), вступая в основной договор в части ден. обяз-ва должника, обязуется перед кредитором отвечать за исполнение должником его денежного обязательства полностью или частично. Операции с драг металлами и камнями совершают лишь уполномоченные на то банки (наличие спец. лицензии). Операции ком. банков, связанные с драг металлами и камнями, следующие: открытие и ведение металлических счетов; продажа-покупка драг металлов и камней; депозитные операции; кредитование под залог; доверительное управление; ответственное хранение. Трастовые операции — операции банков по доверительному управлению средствами и выполнение иных услуг по поручению и в интересах клиентов. Это особая форма распоряжения собственностью, передаваемой в доверительное управление банку на основе договора. Трансфертные операции банков — это операции по переводу иностранной валюты или золота из одной страны в другую. К ним относятся также передача права владения именными цен бумагами одним лицом другому, при помощи передаточной надписи (индоссамента), все выплаты, осуществляемые государством в лице правительства гражданам. Депозитарная деятельность — предоставление услуг по хранению цен бумаг, учету принадлежности прав по цен бумагам и обеспечению расчетов по сделкам с цен бумагами, хранящимися в депозитарии. Консультирование клиентов и предоставление им экономической и финансовой информации. Благотворительная деятельность и спонсорство проявляются в поддержке культурных, научных, спортивных программ за счет прибыли банка.