Рынок ценных бумаг, как составная часть финансового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является систематизирование основных знаний о понятиях, механизме функционирования, технике операций на рынке ценных бумаг, а также выявление роли фондового рынка во всей экономике и его развитие в РК.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОНДОВОГО РЫНКА И ЕГО ИНСТРУМЕНТОВ….………………………………………………………….......5
1.1 Рынок ценных бумаг, как составная часть финансового рынка …..................5
1.2 Инструменты фондового рынка.........................................................................10
1.3 Фондовая биржа как объект управления .........................................................12

2. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА РК ..........................................16

2.1. Состояние и проблемы развития управления фондовым рынком в
Республике Казахстан ..............................................................................................16
2.2. Моделирование фондового рынка Казахстана на основе опыта
развития стран с рыночной экономикой ................................................................19
2.3. Ценные бумаги правительства РК....................................................................25

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
РЫНКОМ ЦЕННЫХ БУМАГ В КАЗАХСТАНЕ .........................................29

3.1. Реформирование фондового рынка .................................................................29
3.2.Улучшение законодательной базы функционирования и
управления фондовым рынком ...............................................................................31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..........................................36

Работа содержит 1 файл

мой вариант курсовой.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

Если установленный  Правительством Республики Казахстан  номинал в какой-то степени является "лицом" ПИКа, то оценка его по балансовой стоимости, ликвидационной и курсовой цене некорректна и на практике не применялась;

  • в Казахстане принята жесткая система использования ПИКов — вложение только в ИПФ. Продать их, обменять, вложить непосредственно в акции промышленных предприятий, как это принято в других странах, невозможно;
  • ИПФ пока не в состоянии наделить своих вкладчиков собственными акциями в силу следующих основных причин: а) отсутствие четко определенных организационно-правовых процедур дальнейшей деятельности ИПФ, которые до сих пор не имеют выверенных реестров своих вкладчиков; б) ИПФ организационно-технически не в состоянии провести общее собрание своих вкладчиков, на котором должно быть принято решение о выпуске собственных акций ИПФ;
  • бесплатная раздача государственной собственности через ПИКи не способствует становлению эффективно хозяйствующего слоя собственников, не формирует стимулов повышения трудовой активности, не влечет за собой позитивных изменений в инвестиционной сфере;
  • заложенная в ПИКах широко прорекламированная в средствах массовой информации цель достижения социальной справедливости, помощи малоимущим оборачивается дополнительным и весьма серьезным фактором нарастания социальной напряженности в обществе.

В свете изложенного  видно, что целевые установки  приватизации в Республике Казахстан, связанные с повышением эффективности деятельности предприятий и социальной защитой населения, оказались невыполненными. Отрыв приватизации и как логики ее завершения — рынка ценных бумаг от декларируемого курса на развитие производства превращает оба процесса в самоцель, следовательно, необходимо внесение существенных корректив в идеологию и практику их формирования. Следует, прежде всего четко определиться в выборе стратегии дальнейшего реформирования.

В странах, где давно  сформировалась и успешно функционирует рыночная экономика, путь развития основывается на кейнсианских канонах политики стабилизации, на использовании налогового, денежного и торгового инструментария регулирования экономической активности общественного производства. И если эти инструменты не выполняют предназначенные им функции - значит, используются не те инструменты, или искажено их содержание, или даны несвойственные им функции.

Представляется, что в  силу штрихами показанных здесь обстоятельств есть основания говорить о болезненной реакции экономики Казахстана на введение ПИКов - из фактора стабилизации экономической, политической и социальной ситуации в стране они могут стать фактором, противодействующим ей. К тому же не следует забывать, что при отсутствии собственного экономического интереса, собственной экономической выгоды выработать у индивида мотивационный механизм высокопроизводительного и высококвалифицированного труда невозможно. Исправление ситуации, когда надежды казахстанцев на свою долю в общенародной собственности оказались нереализованными, необходимо начинать с возврата ПИКам их экономического содержания и функций. Уклонение правительства от выполнения своих обязательств по ПИКам - нарушение действующего законодательства. Трудно в этих условиях "формировать" законопослушных граждан. Игнорируя подрыв доверия населения к ПИКам, нечего и думать о формировании  в республики рынка ценных бумаг.

 

 

3.2.Улучшение  законодательной  базы функционирования  и управления фондовым рынком.

 

Одним из значимых событий в части формирования правовой инфраструктуры фондового рынка стало принятие Кодекса Республики Казахстан “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” (Налогового кодекса) от 12 июня 2008 года. Представители Национальной комиссии принимали активное участие в работе сформированной Правительством Межведомственной рабочей группы по разработке проекта данного кодекса, в результате деятельности которой в нем были учтены следующие предложения Национальной комиссии:

  • об отмене сбора за регистрацию эмиссии ценных бумаг (первоначально предлагалось снизить ставки сбора за регистрацию эмиссий акций и негосударственных облигаций);
  • об отнесении на вычеты из совокупного годового дохода расходов эмитентов негосударственных облигаций, связанных с выплатой по ним вознаграждения (интереса);
  • об исключении из совокупного годового дохода суммы вознаграждения по облигациям, ранее обложенного налогом у источника выплаты;
  • об отмене сбора за регистрацию залога движимого имущества (в том числе ценных бумаг), в отношении которого законодательством установлен особый порядок регистрации залога;
  • об определении понятий “дивиденд” и “вознаграждение по ценным бумагам” в целях налогообложения;
  • о включении в перечень финансовых институтов, освобожденных от уплаты налога на добавленную стоимость на оказываемые ими услуги, организаций, которые осуществляют лицензируемые виды деятельности на рынке ценных бумаг, но при этом не являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

11 июля 2008 года  Президентом Республики Казахстан  был подписан закон Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рынка ценных бумаг”, инициированный депутатом Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Данный закон принят в целях устранения содержавшегося в законе Республики Казахстан “О рынке ценных бумаг” от 05 марта 2004 года противоречия, заключавшегося в том, что фондовая биржа независима в своей деятельности от государственных органов Республики Казахстан, и в то же время утверждение правил биржевой торговли ценными бумагами было отнесено к компетенции государственного органа по регулированию рынка ценных бумаг. Поэтому новым законом предусматривается введение вместо процедуры утверждения уполномоченным органом правил биржевой торговли ценными бумагами процедуры их согласования.

Поскольку право  утверждения нормативных актов  негосударственных организаций было предоставлено уполномоченному органу не только в отношении фондовой биржи, но и в отношении СРО и центрального депозитария, закон предусматривает введение аналогичного порядка и для этих субъектов фондового рынка.

В целях совершенствования  правовой инфраструктуры, регулирующей порядок выпуска и обращения  ценных бумаг, деятельность субъектов  рынка ценных бумаг, а также определяющей порядок и структуру государственного регулирования отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг, необходимо разработать новые нормативные акты и программы, которые будут соответствовать нынешним мировым требованиям:

1) Совершенствование проекта закона Республики Казахстан “О защите прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”.

Данный законопроект представляет из себя концентрированный  свод норм, правил и принципов осуществления деятельности на рынке ценных бумаг, направленных на защиту прав и интересов инвесторов, прежде всего прав на получение выплат по ценным бумагам и ознакомление с информацией об эмитентах ценных бумаг.

Необходимо введение ряда запретов, ограничений и особых условий, применимых на рынке ценных бумаг, в целях исключения злоупотреблений и недобросовестных действий, которые могут повлечь нарушение прав и   инвесторов. Законопроект должен ужесточить основные положения по ограничению так называемой “инсайдерской торговли”.

2)Дополнение законов Республики Казахстан “Об акционерных обществах” и “О рынке ценных бумаг”.

В целях внедрения  в Казахстане передовых достижений в сфере корпоративного управления и государственного регулирования рынка ценных бумаг, возникает необходимость в разработке новых версий законов “Об акционерных обществах” и “О рынке ценных бумаг”, которые должны учитывать изменения практики функционирования рынка ценных бумаг, произошедшие после принятия первоначальных версий названных законов, и быть нацелены на достижение новых результатов.

Предполагается, что новая версия закона Республики Казахстан “Об акционерных обществах “ будет подробно регламентировать все аспекты корпоративного управления акционерного общества. Проект нового закона Республики Казахстан “О рынке ценных бумаг” будет содержать новые нормы, регулирующие порядок выпуска, обращения и погашения ценных бумаг, регистрации сделок с ценными бумагами, создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и организаций, составляющих инфраструктуру рынка ценных бумаг, правовой статус и компетенцию уполномоченного органа по регулированию рынка ценных бумаг. При этом действующий закон Республики Казахстан “О регистрации сделок с ценными бумагами в Республике Казахстан” от 05 марта 2004 года должен быть признан утратившим силу в связи с включением его основных норм в новую версию закона “О рынке ценных бумаг” и в Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 2001 года.

3) Необходимо разработать новую программу, которая выведет наш отечественный рынок ценных бумаг на новую ступень, соответствующую мировым стандартам и, которая будет выполнять следующие задачи:

- Формирование законодательной базы, представленной нормативными актами, регулирующими процессы организации и функционирование рынка ценных бумаг и устанавливающими правила поведения профессиональных участников рынка, а также регламентирующими технологию торгов на биржевом и внебиржевом рынках, виды сделок и торговых стратегий на рынке ценных бумаг.

- Создание и развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг, основным функциональным назначением которой является бесперебойное обеспечение процессов первичного размещения ценных бумаг и их обращение на вторичном рынке.

- Формирование эффективной системы регулирования рынка ценных бумаг.

- Создание системы подготовки квалифицированных специалистов рынка ценных бумаг.

- Интеграция рынка ценных бумаг РК в систему мирового рынка ценных бумаг.

Реализация перечисленных  задач обусловила необходимость принятия  новой Программы развития рынка ценных бумаг в РК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

В данной курсовой работе были проведены исследования и получены выводы по соответствующим целям, поставленным в начале работы.

Были определены основные функции участников рынка ценных бумаг. Брокер и дилер занимаются совершением гражданско-правовых сделок в качестве проверенного или комиссионера. Управляющие компании осуществляют деятельность по управлению ценными бумагами . Регистраторы, как и номинальные держатели ведут учёт собственников ценных бумаг. Депозитарии осуществляют учёт прав и хранение ценных бумаг. Расчетно-клиринговые организации осуществляют обслуживание участников рынка ценных бумаг. Инвестиционный фонд совершает продажу своих акций и инвестирует средства в различные ценные бумаги.

Так же были выделены основные функции рынка ценных бумаг. Он выполняет две главные функции. Первая заключается в обеспечении гибкого межотраслевого перераспределения капиталов и мобилизации денег населения с тем, чтобы направить их на развитие тех отраслей, где может быть обеспечена более высокая экономическая эффективность в выпуске конкурентоспособной продукции и в оказании услуг. Вторая- предполагает мобилизацию временно свободных денежных средств для удовлетворения нужд государства и других организаций.

Выделены главные особенности  развития рынка ценных бумаг в Казахстане.

Во-первых, обычно развитие эффективных рынков ценных бумаг  сопровождает рост всей национальной экономики. В Казахстане зарождение и становление фондового рынка, его довольно динамичное развитие происходит на фоне постоянного спада в экономике. Такая диспропорция в динамиках рынка ценных бумаг и общеэкономических процессов вызывает кризисные явления на этом рынке. С другой стороны, недоразвитость и несовершенство самого фондового рынка препятствует преодолению тенденций к сужению воспроизводства.

Во-вторых, «непрозрачность» рынка, рискованность операций на нем, преобладание долговых обязательств государства  для покрытия бюджетного дефицита вызывают доминирование краткосрочных ценных бумаг. А это, в в свою очередь, отвлекает свободные средства от долгосрочного инвестирования, которое всегда является важнейшим фактором экономического роста.

В-третьих, дестабилизирующее  влияние на казахстанский рынок  ценных бумаг оказывают инфляция и инфляционные ожидания. Это характерно для всех стран в переходный период. риск обесценения денег сдерживает инвесторов от долгосрочных вложений стратегического характера.

В-четвертых, серьезным  препятствием на пути создания эффективно функционирующего фондового рынка в Казахстане является несовершенство законодательства и и норм регулирования по ценным бумагам

В настоящее время  идет процесс дальнейшего развития рынка ценных бумаг.

Правительство постоянно  принимает рд мер, которые способствуют развитию рынка ценных бумаг в  республике. Также департамент регулирования рынка ценных бумаг НБ РК ужесточает контроль на рынке ценных бумаг, что приводит к безопасности вкладов инвесторов и соблюдению законодательства РК. Тем самым, делая наши компании более привлекательными для инвесторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Закон РК “ О рынке ценных бумаг”. - Алматы, 2004. Или Послание президента РК Н.А.Назарбаева 2007год
  2. Гражданский кодекс РК от 27.12.1994 года
  3. “Описания методов проведения торгов: Метод непрерывного встречного аукциона”, утвержден решением собрания членов от 18 июля 2004г.
  4. “Описания методов проведения торгов: Метод франкфуртского аукциона”, утверждено решением Общего собрания членов от 18 июля 2004г.
  5. “Описания методов проведения торгов: Лотовый метод”, утверждено решением общего собрания членов от 18 июля 2004г.
  6. “Общие условия расчетов по итогам торгов ценными бумагами”, утверждено решением Общего собрания членов от 25 мая 2005г.
  7. “Описания методов проведения торгов: Прямые котировки”, утверждено решением Общего собрания членов от 25 мая 2005г.
  8. “Положение о членстве”, утверждено постановлением Директората Национальной комиссии республики Казахстан по ценным бумагам (НКЦБ) от 26 октября 2006г.
  9. “Положение о листинге ценных бумаг”, утверждено постановлением Директората НКЦБ от 26 октября 2006г.
  10. “Правила деятельности маркет - мейкеров”, утверждены постановлением Директората НКЦБ от 26 октября 2006г.
  11. “Правила биржевой торговли ценными бумагами”, утверждены постановлением Директората НКЦБ от 26 октября 2006г. Научная литература 1992.
  12. Биржевая деятельность. Под редакцией Грязновой А.Г.,        Корнеевой Р., М.:   Финансы и статистика, 2003.
  13. KASE: вчера и сегодня. // РЦБК № 7, 2007
  14. Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг: введение в фондовые операции. М.: Финансы и статистика, 1991.
  15. Анализ надежности ценных бумаг. //РЦБК №2, 2005.
  16. Батталова А.  Обзор налогообложения на рынке ценных бумаг. // РЦБК № 3, 2007
  17. Берзон Н.И., Буянова Е.Д. Фондовый рынок. Учебное пособие для ВУЗов Биржа - правовые основы организации и деятельности, М.: МП Экономика и право, 1991.
  18. Джолдасбеков А. Историческая справка о системе государственного регулирования рынка ценных бумаг Республики Казахстан // РЦБК № 12, 2006
  19. Джолдасбеков А.М. Нам необходимо вернуться к главной функции фондового рынка. // РЦБК № 4, 2006.
  20. Джолдасбеков А.М. Проблемы развития казахстанского фондового рынка. // РЦБК № 9, 2007
  21. Есенов Б. Совершенствование законодательной базы РЦБ в Республике Казахстан // САЯСАТ № 3-4, 2007. 
  22. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки, М.: Юнити, 2002.
  23. Жуманова Б.К. Основы биржевой деятельности, Кустанай, 1989.
  24. Казахстанская фондовая биржа должна стать важной финансовой структурой, // Рынок ценных бумаг Казахстана. - 2004.- №5. - стр. 23.
  25. Казахстанская фондовая биржа. Рынок в ожидании // Рынок ценных бумаг Казахстана. - 2004. - №12. -стр. 13.
  26. Каленова С. О развитии рынка ценных бумаг в Казахстане // РЦБК № 6, 2006
  27. Карагусова Г. Что нужно знать о ценных бумагах. Вопросы и ответы,     Алматы: Каржы-Каражат, 2003.     
  28. Концепция создания фондовой биржи в Ленинграде. Под редакцией В.С. Таркановского, Ленинград: ЛФЭИ, 1990.
  29. Кошербаева А. Торговля ценными бумагами // РЦБК № 5, 2007.
  30. Кулмагамбетов А. Что делать с фондовым рынком. РЦБК № 6, 2005.
  31. Лауфер М. Особенности развития современных фондовых бирж // Вопросы экономики. - 2006.- №5. -стр. 27.
  32. Недужий А. Основы рынка ценных бумаг. // № 7, 2005.
  33. Нурбаева Ш. О некоторых проблемах РЦБ в Казахстане // РЦБК № 5, 2005 О рынке ценных бумаг РК в январе-ноябре 2007 г. в сравнении с аналогичным периодом 2006 г. // РЦБК № 12, 2007 г.
  34. Основы формирования рынка государственных ценных бумаг. // РЦБК № 9, 2006.
  35. План подготовки нормативных правовых актов структурными подразделениями центрального аппарата Национальной комиссии на первое полугодие 2006 г. // РЦБК № 3, 2006.
  36. Пошелюжня Л. Становление рынка государственных ценных бумаг Казахстана // РЦБК № 6, 2006
  37. Пусурманов Г. Страхование на рынке ценных бумаг // РЦБК № 7, 2005
  38. Рынок ценных бумаг. Под редакцией Галанова В.А., Басова М.К., М.: Финансы и статистика, 2003.
  39. Рыскильдин А. Проблемы развития рынка ценных бумаг. // РЦБК № 3 2007.
  40. Сахипова Л. О производных ценных бумагах. // РЦБК № 12, 2006
  41. Сейткасимов Г.С., Ильясов А.А., Ценные бумаги и фондовый рынок, Алматы: Экономика, 2005.
  42. Торговая система Казахстанской фондовой биржи // Рынок ценных бумаг Казахстана. - 2007. - №2. -стр. 17.
  43. Тьюлз Р., Брэдли Э., Фондовый рынок, М.: Инфра-М, 2004.
  44. Фогарти К. Инсайдерские сделки: краткий обзор // РЦБК № 3, 2008.
  45. Центральный депозитарий Республики Казахстан. // РЦБК № 7, 2009.

Информация о работе Рынок ценных бумаг, как составная часть финансового рынка