Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 06:51, контрольная работа
Процесс возрастания глобализации банковской деятельности на международных рынках повышает требования, предъявляемые к собственным средствам (капиталу) кредитных организаций, что прежде всего направлено на предупреждение развития рыночных рисков. При этом активно используется как регулирующими органами, так и кредитными организациями, ищущими новые подходы к управлению рисками, международный опыт в области банковской деятельности.
Введение.
6.2. Принципы управления рыночным риском.
6.3. Модель управления рыночными рисками.
6.4. Схема расчёта рыночного риска.
6.5. Риск изменения процентных ставок.
6.6. Порядок расчёта процентного риска.
6.7. Порядок расчёта гэпа и кумулятивного гэпа.
6.8. Порядок расчёта величины изменения процентных ставок.
6.9. Порядок оценки риска дисконтированной стоимости портфеля долговых
ценных бумаг.
6.10. Использование сценарного анализа для расчёта риска изменения процентных
доходов и процентных расходов.
6.11. Управление фондовым риском.
6.12. Управление валютным риском.
6.13. Полномочия и ответственность органов управления банка по управлению
рыночным риском
При растущих ставках банкам выгодно поддерживать положительный GAP, то есть иметь больший объем активов, размещенных по плавающей ставке и профинансированных за счет средств, привлеченных по фиксированной ставке. Но здесь банки сталкиваются с независящими от них обстоятельствами. При растущих ставках клиенты вряд ли будут согласны размещать свои средства под фиксированные проценты, скорее, они предпочтут плавающие ставки, чтобы извлекать выгоду от роста процентов. Выходом из данной ситуации может служить покупка средств на межбанковском рынке, но понесенные расходы могут свести на нет потенциальную выгоду. Страховать себя от риска изменения процентных ставок банки могут, поддерживая нулевой GAP. Данный способ особенно актуален в тех ситуациях, когда неизвестно, в какую сторону произойдет изменение ставок. Но в таком случае банк лишает себя спекулятивного дохода, извлекаемого из различий в сроках погашения активов и пассивов. Рассматривая этот вид дохода в качестве основного источника прибыли, банки предпочитают иметь GAP, отличный от нуля, и управлять существующим риском, в частности, путем хеджирования. Следует отметить, что переоценка активов и пассивов вследствие изменений ставок происходит не одновременно и тем более не на одинаковые суммы, что ведет к различиям в реальных потоках средств от спрогнозированных GAP. Поэтому финансирование долгосрочных активов, например ссуд под покупку недвижимости, за счет краткосрочных средств, привлеченных под плавающие проценты, является очень рискованным и требует большого внимания со стороны менеджмента.
Основным недостатком описанной методики является то, что данные берутся из баланса, а такие показатели, как процентные доходы и расходы, не учитываются. Не учитывается тот факт, что чувствительность активов и пассивов зависит от того, в какую сторону изменились ставки, и на какую величину. Данную проблему можно решить, используя динамичную версию GAP, когда какая-то ставка берется за базовый сценарий и от нее рассчитываются отклонения в ту или иную сторону (например, -3%, -2%, -1%, +1%, +2%, +3%); также учитываются и внебалансовые активы.
Иными словами, проводится GAP-анализ для разных вариантов, а затем для каждого из них сравниваются чистые процентные доходы и определяется, насколько указанный доход будет колебаться при разных процентных ставках. В данном варианте принимается во внимание и то, что различные внебалансовые статьи (опционы, фьючерсы и т.д.) влияют на потоки, и то, что степень влияния каждого контракта зависит от превалирующих на рынке ставок, что, в свою очередь, тоже способствует изменению в чистом процентном доходе.
Хотя динамичный GAP — полезный инструмент анализа риска изменения процентных ставок, и позволяет учитывать влияние изменений в ставках и разную степень процентной чувствительности, он все же сконцентрирован на оценке влияния так называемых балансовых показателей. Целью любого руководства любой компании должна быть максимизация рыночной стоимости акций/компании. Поэтому полезно определить влияние меняющихся ставок на стоимость акций. Для этого применяется третья методика — DGAP, основанная на рассмотрении всех промежуточных потоков в течение «жизни» любого анализируемого актива/пассива (в отличие от GAP, когда учитывались только конечные платежи). Использовать данный метод значительно сложнее, так как он требует определения текущей стоимости будущих потоков активов и пассивов, а также средневзвешенной непродолжительности несоответствия уровня процентных ставок по активам и пассивам. Разница между средневзвешенным уровнем срока активов и средневзвешенным уровнем срока пассивов служит показателем влияния процентных ставок на рыночную стоимость активов.
Больший размер говорит о более высокой чувствительности к изменениям в процентных ставках. Основываясь на данной информации, менеджмент принимает решение либо хеджироваться, либо принять риск и попробовать извлечь спекулятивный доход из колебаний в процентных ставках. Нулевой DGAP говорит о нулевой позиции банка по данному риску, что является очень редким случаем. Банки в основном имеют короткий срок по пассивам и, будучи озабочены вопросами ликвидности, размещают эти средства в активы с короткими или средними сроками, снижая, таким образом, свою прибыль (т.е. в очередной раз возникает конфликт между стабильностью и доходностью банка). DGAP также можно представить в динамичном виде. Процедура сходна с той, что применяется для динамичного GAP.
Проблемы применения DGAP заключаются в том, что данная методика не учитывает изменения в кривой доходности, не определяет, чем были вызваны изменения в ставках. Кроме того, сталкивается с трудностями в вычислении срока «жизни» активов и пассивов, необходимостью постоянного и трудоемкого мониторинга, корректировки структуры банковских портфелей.
Несмотря на то, что задача GAP и DGAP состоит в защите банка от риска изменений процентных ставок путем приведения активов и пассивов к одному сроку продолжительности, на практике выполнение этой задачи затруднено. Что связано с необходимостью удовлетворения баком требований и нужд своих клиентов, а не диктовать свои условия и предпочтения. Это значит: сроки, условия, процентные ставки определяются банком не единолично, а с учетом рыночных условий и финансовых предпочтений клиентов. Значит, банк не может полностью сравнять сроки продолжительности по активам и пассивам, то есть его GAP и DGAP не будут равны нулю.
Появление и интенсивное развитие рынка производных ценных бумаг значительно упростило и облегчило риск-менеджменту банка задачу управления риском процентных ставок. Используя производные ценные бумаги, банки могут застраховать свою позицию по риску изменения процентных ставок, обезопасив себя от связанных с этим нежелательных последствий. Такой способ защиты относится к внебалансовому методу управления данным риском и состоит в проведении контрсделки с использованием, например, фьючерсов по отношению к банковской позиции по риску. При неблагоприятном развитии сценария внебалансовые сделки будут снижать потери, возникающие из отличий в сроках погашения активов и пассивов и непараллельных неравных изменениях в цене при новых ставках, сводя убытки банка к минимуму.
Однако не следует забывать, что производные бумаги сами по себе являются рисковым инструментом, финансируемым, если так можно сказать, за счет кредита. Учитывая тот факт, что регулирующие органы предъявляют менее жесткие требования и уделяют гораздо меньшее внимание контролю за внебалансовыми операциями, чем за балансовыми статьями, чрезмерное использование банком производных инструментов может привести банк к значительным потерям. Ярким примером является банкротство Barings Bank в конце 1990-х гг.
При неправильном и непродуманном управлении риском процентных ставок может возникнуть серьезный дисбаланс между сроками погашения активов и пассивов. При этом усиливается риск ликвидности, приводя к серьезным финансовым потерям и невозможности банка привлекать средства под низкие процентные ставки, вынуждая его инвестировать в операции с высоким риском (ухудшение позиции по кредитному риску) с целью получения доходов, обеспечивающих выплату более высоких процентов по привлеченным средствам. Являясь частью единого процесса управления активами и пассивами, управление риском изменения процентных ставок взаимосвязано с другими составными частями управления рисками. Особенно с управлением риском ликвидности, кредитным риском и риском внебалансовых операций. В связи с этим, принимая то или иное решение, менеджмент должен учитывать возможные последствия своих действий в данной области и их влияние на другие сферы деятельности банка.
6.6. Порядок расчёта процентного риска
Вначале рассмотрим метод, который практически полностью соответствует международным стандартам. Суть метода заключена в том, чтобы:
а) увеличить чувствительность. Чистые позиции по различным временным интервалам распределяются в соответствии со сроком, оставшимся до даты платежа, и сроком, оставшимся до даты выплаты купона, и суммами этих выплат. На самом деле это основные критерии для определения чувствительности чистой процентной позиции. Далее происходит приближение чувствительности благодаря взвешиванию позиций по возрастающей в зависимости от срока до исполнения: таким образом, мы симулируем изменения процентных ставок от 100 базисных пунктов для краткосрочных финансовых инструментов (наиболее волатильная часть кривой) и до 60 базисных пунктов (долгосрочные финансовые инструменты);
б) оценить непараллельные изменения кривой доходности, симулируя не только на 100% некомпенсированные позиции, но и различные проценты компенсированных сумм:
— в одном и том же временном интервале;
— между тремя основными зонами вилок временных интервалов. Здесь отражены три основные точки вероятного изменения кривой доходности.
Рисунок — Порядок расчёта процентного риска
В данном случае документ придерживается принципов и коэффициентов, принятых в международной практике, однако при расчете совокупного размера рыночных рисков указано: если какая-либо чистая позиция составляет более 20% брутто-позиции по страновому портфелю, сумма превышения прибавляется к нетто-позиции. Подобных позиций нет в Базельском соглашении по рыночным рискам.
Необходимо учитывать, что российские кредитные организации занимаются в основном торговлей только российскими акциями, а также то, что рынок акций практически не располагает производными инструментами. «Российский» портфель может иметь только чистую позицию (длинную), равную 100% брутто-портфеля. Таким образом, если у нас длинная позиция на рынке российских акций, равная 100, то мы получаем следующее.
Обычно размер процентного риска рассчитывается как сумма величин:
ПР = ПР' + ПР'', где:
ПР' — риск изменения текущей (дисконтированной) стоимости долговых ценных бумаг, переоцениваемых в соответствии с действующим законодательством (процентный риск по торговому портфелю ценных бумаг);
ПР'' — риск изменения процентных доходов и процентных расходов.
Расчет ПР производится с использованием метода VaR (максимальный объем ожидаемых с установленным уровнем доверительной вероятности финансовых потерь за определенный период времени.), в соответствие с методами, описанными ниже.
Расчет процентного риска производится на основе следующих данных:
♦ анализа структуры активов, пассивов, внебалансовых требований и обязательств, чувствительных к изменению процентных ставок, по срокам до погашения (пересмотра процентных ставок), гэпа, кумулятивного гэпа;
♦ величины изменения процентных ставок.
Для расчета гэпа, кумулятивного гэпа активы, пассивы, внебалансовые требования и обязательства распределяются по временным интервалам в соответствии со сроком, оставшимся до погашения (пересмотра процентных ставок). В расчете участвуют чувствительные к изменению процентных ставок активы и пассивы. Гэп, кумулятивный гэп рассчитываются отдельно по российским рублям и иностранным валютам в разрезе видов валют.
Для расчета гэпа, кумулятивного гэпа сроки до погашения (пересмотра процентных ставок) активов, пассивов, внебалансовых требований и обязательств, чувствительных к изменению процентных ставок, определяются следующим образом:
1. Сроки до погашения (пересмотра процентных ставок) активов банка, чувствительных к изменению процентных ставок:
1.1. Кредиты юридическим лицам, предоставленные под фиксированные процентные ставки, распределяются по временным интервалам в зависимости от срока, оставшегося до даты погашения в соответствии с договором. Кредиты юридическим лицам, предоставленные под плавающие процентные ставки (например, в зависимости от LIBOR), распределяются по временным интервалам в зависимости от срока, оставшегося до даты пересмотра процентной ставки.
1.2 Кредиты физическим лицам распределяются по времени в зависимости от срока, оставшегося до погашения в соответствии с договором.
1.3. Инвестиционный и торговый портфель долговых ценных бумаг распределяются по временным интервалам в зависимости от срока, оставшегося до даты погашения (до даты оферты — если отсутствует информация о размерах всех купонов) с учетом амортизации соответствующей части номинала ценной бумаги.
1.4. Долговые ценные бумаги, приобретенные по сделкам обратного РЕПО, или форвардные контракты на продажу ценных бумаг распределяются по временным интервалам в зависимости от срока, оставшегося до даты совершения второй части сделки РЕПО, или даты валютирования форвардного контракта.
1.5. Депозиты в Банке России и межбанковские кредиты, предоставленные под фиксированные процентные ставки, распределяются по временным интервалам в зависимости от срока, оставшегося до даты погашения.
1.6. Межбанковские кредиты, предоставленные под плавающие процентные ставки (например, в зависимости от LIBOR), распределяются по временным интервалам в зависимости от срока, оставшегося до даты пересмотра процентной ставки.
1.7. Счета НОСТРО входят в состав активов со сроком до погашения (пересмотра процентной ставки) «1-30 дней».
2. Сроки до погашения (пересмотра процентных ставок) пассивов банка, чувствительных к изменению процентных ставок:
2.1. Средства юридических лиц, привлеченные в депозиты, депозитные сертификаты, векселя; средства физических лиц, привлеченные во вклады, векселя, сберегательные сертификаты, а также средства банков распределяются по временным интервалам в зависимости от срока, оставшегося до даты погашения в соответствии с договором. Средства, привлеченные под плавающие процентные ставки (например, в зависимости от LIBOR), распределяются по временным интервалам в зависимости от срока, оставшегося до даты пересмотра процентной ставки. В расчет не включаются средства юридических лиц, физических лиц и банков, привлеченные на срок «до востребования».
2.2. Средства юридических лиц, привлеченные на счета ЛОРО, входят в состав пассивов со сроком до погашения «1-30 дней».
2.3 Обязательства по поставке средств по операциям прямого РЕПО или заключенным форвардным контрактам на покупку ценных бумаг, учитываемые на балансовом счете 47407.03, входят в состав структуры обязательств по дате совершения второй части сделки РЕПО или дате валютирования форвардного контракта в полном объёме балансового остатка.
3. Сроки исполнения внебалансовых требований банка, чувствительных к изменению процентных ставок:
Информация о работе Рыночные риски в банковской практике: организация расчёта