Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:08, творческая работа
В силу специфики финансовой деятельности, достаточно тяжело разграничить понятие банковской услуги и продукта. Банковская услуга - это предоставляемые клиентам технические, технологические, финансовые, интеллектуальные и профессиональные виды деятельности банка, сопровождающие и оптимизирующие банковские операции. А продукт – это комплекс банковских услуг и операций, направленный на удовлетворение потребностей клиентов в видах банковской деятельности. Иначе говоря, банковская услуга - часть банковского продукта.
Рыночная характеристика финансового продукта
«Кредит на покупку нового автомобиля»,
предоставляемого
коммерческим банком
Банковский процент не знает ни отдыха,
ни богослужений, он работает и по ночам,
и в воскресенье, и даже в дождливые дни.
Джордж Бернард
Шоу
1. Описание продукта
В силу специфики финансовой деятельности, достаточно тяжело разграничить понятие банковской услуги и продукта. Банковская услуга - это предоставляемые клиентам технические, технологические, финансовые, интеллектуальные и профессиональные виды деятельности банка, сопровождающие и оптимизирующие банковские операции. А продукт – это комплекс банковских услуг и операций, направленный на удовлетворение потребностей клиентов в видах банковской деятельности. Иначе говоря, банковская услуга - часть банковского продукта.
Таким образом, кредит (предоставление кредита) - это банковский продукт. Продукт, который неосязаем физически, его невозможно увидеть или услышать, он неотделим от своего источника - банка и в отличие от готовой продукции на складе, он не может накапливаться и сохраняться, потому как потребитель может воспользоваться данным продуктом только в момент, когда он ему предоставляется.
Ценой продукта в данном случае является эффективная процентная ставка (с учетом всех дополнительных платежей), а единицей его измерения - денежная единица.
Специфика рассматриваемого в данной работе продукта отражается и на результатах его классификации.
Рассмотрим,
как меняются с увеличением дохода
основные составляющие спроса на продукт:
желание и возможность потребителя приобретать
определенный товар по любой цене из возможных
в течение определенного периода времени.
Как видно из рис.1., спрос на финансовый продукт «Кредит на покупку нового автомобиля» (далее-Продукт) вначале изменяется в прямой зависимости от изменения дохода потребителя, а после определенного уровня - в обратной зависимости. Таким образом, в соответствии с классической классификацией Продукт до определенного уровня дохода потребителя относится к категории «нормальных» продуктов, а после - к категории «худших» продуктов. Уровень дохода, после которого начинается изменение спроса в обратной зависимости, очень высок и, соответственно, доступен очень узкой прослойке потребителей. В связи с этим, в дальнейшем в данной работе примем допущение, что Продукт относится к категории «нормальных» продуктов.
Учитывая, что продукт используется для приобретения автомобиля, то в случае, если автомобиль в дальнейшем используется для текущего потребления - Продукт относится к потребительским продуктам. В случае если приобретенный за счет кредита автомобиль будет в дальнейшем использоваться для извлечения постоянного дохода - Продукт станет относиться к категории инвестиционных. Вместе с тем, согласно стандартной классификации НБ РБ, Продукт относится к «Кредитам на потребительские нужды». В любом случае, учитывая, что срок погашения кредита составляет от 5 до 7 лет, Продукт относится к категории товаров длительного пользования.
Кредиты банка, входящие вместе с Продуктом в группу «Кредиты на приобретение автомобилей» достаточно неоднородны и рассчитаны на различные сегменты как потребителей, так и приобретаемых за счет кредита автомобилей. Однако в некоторых случаях из-за наслоения сегментов кредиты одной группы могут стать взаимозаменяемыми.
В соответствии с существующими подходами банка при оценке кредитоспособности клиентов, в большинстве случаев кредиты «Автостатус» предоставляются в таких размерах, что ежемесячные платежи по ним составляют около 30% ежемесячного дохода кредитополучателей.
Согласно
большинству подходов к оценке кредитоспособности
заемщиков, кредит, платежи по которому
превышают 50% ежемесячного дохода кредитополучателя
- потенциально не возвращаемый кредит.
Таким образом, можно считать, что именно
в таком случае происходит переход Продукта
из категории блага в антиблаго для потребителя.
2.
Характеристика эластичности
спроса
2.1.Рассмотрим основные факторы, определяющие ценовую эластичность спроса:
Таким образом, проанализировав все факторы, можно сделать вывод, что спрос на Продут по цене эластичен.
2.2. Рассмотрим основные факторы, определяющие эластичность спроса по доходу:
-сравнительно небольшой временной период предоставления кредитов на автомобили у нас в стране. В связи с этим, психологически население еще сложно относится к понятию «кредит» и к «жизни в кредит»;
-ментальность нашего населения, которое в большинстве своем законопослушное и осторожное. В связи с этим, при уменьшении дохода риски не погашения кредита будут просчитываться вдвойне, а процентное понижение спроса на Продукт будет больше чем процентное уменьшение дохода;
-сравнительно
стабильная политическая
Таким
образом, спрос на Продукт по
доходу тоже эластичен.
3.
Характеристика эластичности
предложения
Рассмотрим основные факторы, определяющие ценовую эластичность предложения Продукта:
а) Для
предоставления кредитов используется:
универсальное программное
б) Временной фактор оказывает наибольшее влияние на эластичность предложения. Рассмотрим следующие временные периоды:
Кратчайший период. Если допустить, что сразу же после повышения цены Продукта на рынке Банк сочтет необходимым повысить цену на Продукт и увеличить его продажи (что на практике случается не всегда), либо, наоборот, при понижении цены перенаправить ресурсы на производство и продажи другого вида кредита, это возможно будет реализовать через определенное время. Этот период определяется двумя составляющими:
-регламентированный
процесс принятия и
-технологический процесс выдачи кредита каждому клиенту, состоящий из стадий подачи заявки на кредит, рассмотрения и принятия решения, оформления и предоставления кредита занимает в среднем 5 рабочих дней.
Таким
образом, кратчайший период изменения
предложения Продукта составляет в среднем
8 рабочих дней. При этом, в течение этого
периода график предложения Продукта,
в отличие от предложения обычных производственных
товаров будет иметь следующий вид:
где Р*- это цена Продукта, существующая до момента изменения цены на рынке.
Таким
образом, в кратчайшем периоде предложение
Продукта абсолютно эластично.
Краткосрочный период. В данном периоде Банк может более интенсивно использовать имеющиеся ресурсы для увеличения объема продаж Продукта до момента максимальной загрузки розничной сети, т.е. имеющихся трудовых ресурсов и площадей отделений (филиалов). В данном периоде предложение Продукта эластично.
Долгосрочный
период. Долгосрочный период - это время,
необходимое Банку для увеличения трудовых
ресурсов (поиск, найм и обучение кредитных
менеджеров), расширение розничной сети
(поиск и открытие точек продаж). В среднем,
данный период длится около 4 месяцев.
В данном периоде предложение еще более
эластично, чем в краткосрочном.
4.
Примеры товаров-субститутов
Одними из товаров-субститутов Продукта являются:
-безцелевой потребительский кредит, предоставляемый Банком в том числе под залог автомобиля (средняя степень сопряженности);
-кредит
«Новый автомобиль» банка-
-кредит
на покупку авто второго банка-конкурента
(высокая степень сопряженности).
5.
Примеры комплементарных
товаров
Одними из комплементарных товаров (услуг) Продукта являются:
-автомобили Тойота (средняя степень сопряженности);
-автомобили Фольксваген (средняя степень сопряженности);
-страхование
автомобилей «Каско» (средняя степень
сопряженности).
6-7. Примеры неценовых факторов,
изменяющих
спрос на Продукт
Влияние на спрос | Описание неценового фактора |
Увеличение спроса | Ожидание потребителями увеличения ввозных таможенных пошлин на автомобили |
Сезонность автомобильного рынка, который наиболее активен в периоды поздняя весна и осень | |
Реклама, направленная на закрепление в сознании потребителей позиции «лучше иметь здесь и сейчас» | |
Уменьшение спроса | Информация в средствах массовой информации, указывающая на наступление финансового кризиса в стране |
Понижение цен на рынке жилья, что отражается на желании людей использовать любую возможность и имеющиеся средства для покупки жилья в подходящий момент | |
Уменьшение престижности новых автомобилей, покупаемых в декабре каждого года, в связи с тем, что уже через месяц эта машина будет считаться выпуском прошлого года |
8-9.
Примеры неценовых
факторов, изменяющих
предложение Продукта
Влияние на предложение | Описание неценового фактора |
Увеличение предложения | Внедрение программного обеспечения, позволяющего перевести в электронный формат весь документооборот на всех стадиях рассмотрения заявки и обеспечить процесс принятия решений по кредиту в системе on-line, что значительно ускоряет технологический цикл предоставления кредита |
Повышение цен на рынке жилья, что сказывается на снижении спроса на ипотечные кредиты и высвобождает значительные финансовые ресурсы, которые необходимо перераспределить | |
Снижение ставки рефинансирования | |
Уменьшение предложения | Увеличение доли просрочки в кредитах, предоставленных по Продукту, что вызывает ожидание Банка каких-то неучтенных рисков в данном Продукте |
Отток вкладов физических лиц из Банка | |
Требования и/или рекомендации НБ РБ об исключении определенных комиссий или плат, взимаемых Банком при предоставлении кредита. |