Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является оценка роли Национального Банка РК в денежно-кредитном регулировании экономики Казахстана.
Реализация поставленной цели предполагает решение задач:
- рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования, цели и объекты;
- изложить функции Национального Банка РК и направления его деятельности;
- проанализировать денежно-кредитную политику Национального Банка за 2010–2012 г.г.
- рассмотреть пути совершенствования деятельности Национального Банка в РК.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…….…………………………………………………
5
1.1 Основы денежно-кредитного регулирования, цели и объекты….....
5
1.2 Функции Национального Банка РК и направления его деятельности……………………………………………………………….
9
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РК В ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА ЗА 2010-2012 ГОДЫ
14
2.1 Анализ системы деятельности Национального Банка в Казахстане…………………………………….…………………………...
14
2.2 Анализ денежно-кредитной политики Национального Банка……..
19
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА В РК
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
31
2011 |
2012 |
2013 |
2014 | |
факт |
прогноз | |||
Инфляция, % |
7,4 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Официальная ставка рефинансирования, % |
7,5 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Денежная база, млрд. тенге |
2 836 |
3 451 |
3 778 |
4 226 |
Денежная масса, млрд. тенге |
9 751 |
11 525 |
12 633 |
14 149 |
Депозиты резидентов, млрд. тенге |
8 385 |
9 995 |
10 959 |
12 277 |
Кредиты экономике, млрд. тенге |
8 781 |
9 233 |
10 082 |
11 283 |
Уровень монетизации экономики, % |
35,7 |
36,8 |
40,0 |
40,0 |
П р и м е ч а н и е - http://www.nationalbank.kz
В случае реализации второго сценария цены на нефть будут выше по сравнению с первым сценарием, но ниже фактического уровня, сложившегося в 2011 году. В результате, темпы роста экономики Казахстана в 2012-2014 годах замедлятся по сравнению с 2011 годом.
В итоге в ходе данного
сценария платежного баланса общий
баланс ожидается с отрицательным
сальдо в пределах от (-)2% до (-)0,5% к
ВВП и соответственно сократятся
международные резервы
Темпы расширения денежного
предложения будут
В соответствии с третьим сценарием темпы экономического роста в Казахстане в 2012-2014 годах ожидаются на более высоком уровне по сравнению с предыдущими сценариями.
Таблица 4:Третий сценарий (на конец периода)
2011 |
2012 |
2013 |
2014 | |
факт |
прогноз | |||
Инфляция, % |
7,4 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Официальная ставка рефинансирования, % |
7,5 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Денежная база, млрд. тенге |
2 836 |
3 559 |
3 968 |
4 464 |
Денежная масса, млрд. тенге |
9 751 |
11 891 |
13 326 |
15 014 |
Депозиты резидентов, млрд. тенге |
8 385 |
10 316 |
11 571 |
13 045 |
Кредиты экономике, млрд. тенге |
8 781 |
9 212 |
10 263 |
11 532 |
Уровень монетизации экономики, % |
35,7 |
39,9 |
40,1 |
40,2 |
П р и м е ч а н и е - http://www.nationalbank.kz
Ожидается, что во всем прогнозном периоде общий платежный баланс будет в пределах от (-)0,5% до (+)1,0% к ВВП, что позволит сохранить международные резервы Национального Банка Республики Казахстан на уровне конца 2011 года.
Спрос на деньги также окажется более высоким по сравнению с предыдущими сценариями. При этом поскольку в 2012 году ожидается значительный рост как реального, так и номинального ВВП, темпы которого в 2013-2014 годах стабилизируются, динамика денежного предложения будет несколько опережать динамику номинального ВВП, что обеспечит рост монетизации в прогнозируемом периоде(таблица 4).
Национальный Банк Республики Казахстан считает наиболее вероятным реализацию третьего сценария развития экономики Республики Казахстан. Исходя из этих предположений, были разработаны меры денежно-кредитной политики на 2012 год.
Национальный Банк Республики
Казахстан при проведении денежно-кредитной
политики Республики Казахстан будет
предпринимать меры по гибкому регулированию
денежного предложения в
Выпуск краткосрочных нот и привлечение депозитов банков второго уровня Национальным Банком Республики Казахстан останутся основными инструментами по стерилизации избыточной ликвидности банков, а также регулированию ставок вознаграждения на финансовом рынке.
В 2012 году ситуация с ликвидностью
на денежном рынке кардинально не
изменится. В связи с этим, сроки
обращения данных инструментов
предполагается сохранить на существующем
уровне: по краткосрочным нотам
Меры Национального Банка
Республики Казахстан будут направлены
на повышение регулирующей роли процентной
политики и удержание рыночных ставок
на рынке краткосрочных
В 2012 году Национальный Банк
Республики Казахстан продолжит
работу по дальнейшему совершенствованию
механизма минимальных
При проведении курсовой политики
Национальный Банк Республики Казахстан
не будет допускать значительных
колебаний реального курса
Политика обменного курса будет адекватно реагировать на изменения мировых цен, условия внешней торговли, создавая, тем самым, фундамент для развития внутренней экономики.
В зависимости от экономической ситуации Национальный Банк Республики Казахстан будет стремиться к дальнейшему снижению своего участия на валютном рынке в целях повышения гибкости курса тенге.
Независимо от сценария экономического развития меры денежно-кредитной политики будут направлены на удержание уровня годовой инфляции в пределах 6-8%. Увеличение избыточного денежного предложения, стимулирующего инфляционное давление, будет, соответственно, нивелироваться ростом стерилизационных операций Национального Банка Республики Казахстан.
Применение тех или иных мер денежно-кредитной и валютной политики будет осуществляться Национальным Банком Республики Казахстан с учетом интеграционных процессов, происходящих в рамках функционирования Единого экономического пространства.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА В РК
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации деятельности Национального банка, регулирования финансового рынка и финансовых организаций". Закон направлен на совершенствование деятельности Нацбанка в целях установления эффективного регулирования, контроля и надзора финансового рынка и финансовых организаций.
Предлагается законодательно закрепить за Национальным Банком полномочия по реализации приоритетного права государства на приобретение аффинированного золота для пополнения золотовалютных резервов. Это обеспечит поддержку интересам государства в такой стратегически важной отрасли как добыча, производство и реализация золота по аналогии с опытом Российской Федерации. Механизм реализации права преимущественной покупки золота вступил в действие с 1 января этого года, однако Нацбанк начал покупать золото уже в ноябре 2011 года.
Механизм реализации права
Исходя из того, что в Казахстане
сформирована многоуровневая
Кроме того, в целях реализации положений Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период законодательно закреплено понятие «макропруденциальное регулирование», а также полномочия Национального Банка в рамках макропруденциального регулирования, под которым понимается комплекс административных, организационных и правовых мер, направленных на регулирование системных рисков финансовой системы [15].
Для преодоления кризисных явлений экономического роста в случае ухудшения ситуации в мировой экономике Правительством и Национальным Банком ведется разработка ряда антикризисных мер на 2012-2015 годы.
В рамках компетенции Национального Банка данные меры соответствуют следующим основным направлениям:
1) контрцикличное регулирование финансовой системы, включающее гибкое регулирование краткосрочной ликвидности. Регулятор будет отслеживать складывающуюся на финансовых рынках ситуацию, обеспечивать доступ к дополнительным кредитным ресурсам для коммерческих банков и финансовых организаций, в целях предотвращения критических точек, совершенствовать систему регулирования их деятельности;
2) обеспечение стабильности цен путем гибкого регулирования объема ликвидности на денежном рынке. Национальный Банк предотвращает резкие скачки цен посредством поддержания баланса денежного спроса и предложения в экономике;
3) повышение устойчивости внутренних источников фондирования банков. Важно отметить сохранение порога гарантированного возмещения по депозитам физических лиц в размере 5 млн. тенге, предусмотренное в Законе Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков», в частности, в изменениях в статьи 18 и 19 Закона Республики Казахстан «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан» .
4) повышение устойчивости национальной валюты и платежного баланса страны посредством проведения валютной политики, направленной на недопущение значительных колебаний реального курса национальной валюты, а также принятия мер по предотвращению истощения золотовалютных резервов Национального Банка, минимальный размер которых будет поддерживаться на уровне не менее 3-х месяцев импорта товаров и услуг. В целях поддержания устойчивости платежного баланса будут предприниматься меры по ограничению спекулятивных операций на внутреннем валютном рынке, ограничению операций, связанных с оттоком капитала, по повышению объемов предложения иностранной валюты на внутреннем рынке [16].
Также ведется работа Национальным Банком Республики Казахстан в целях совершенствования накопительной пенсионной системы, в том числе, по расширению инвестиционных возможностей НПФ с одновременным совершенствованием требований по диверсификации пенсионных активов путем пересмотра перечня финансовых инструментов, разрешенных к приобретению за счет пенсионных активов, формирования долгосрочной политики государственного заимствования на внутреннем рынке, рассмотрения возможности расширения перечня финансовых инструментов, выпущенных эмитентами стран с развивающейся экономикой, пересмотра лимитов инвестирования в финансовые инструменты.
Накопительные пенсионные фонды, аккумулируя пенсионные взносы и осуществляя инвестиционное управление, являются на сегодняшний день основными институциональными инвесторами на рынке ценных бумаг. При этом пенсионные активы могут рассматриваться в качестве инструментов развития реального сектора экономики, государственного-частного партнерства, форсированного индустриально-инновационного развития экономики и т.д.
Вывод национальных компаний на отечественный фондовый рынок в рамках Программы «Народного IPO» придаст импульс оживлению и дальнейшему развитию рынка ценных бумаг, позволит диверсифицировать и приумножить сбережения населения, создать среди казахстанцев культуру инвестирования, а также повысить прозрачность и эффективность крупнейших отечественных компаний. А это, в свою очередь положительно отразится на развитии пенсионной системы и инвестиционной доходности соответственно.
Вопросы обеспечения устойчивости обменного курса тенге и стабильности финансового сектора страны являются задачами первостепенной, стратегической важности, и Национальный Банк будет принимать все необходимые меры для их реализации [17].
Что касается среднесрочной перспективы, то в ближайшие пять лет финансовый рынок Казахстана ожидают существенные изменения, в частности будет проведена либерализация рынка финансовых услуг и произойдет снижение ограничений для осуществления деятельности иностранных финансовых организаций на территории Казахстана в связи с вступлением в ВТО в 2013 году. После завершения 6-летнего переходного периода в рамках ВТО иностранные банки получат возможность учреждения филиалов.
Таким образом, банковский рынок Казахстана будет характеризоваться усилением конкуренции со стороны иностранных банков. В ответ на усиление конкуренции у отечественных банков есть время до окончания 6-летнего переходного периода, чтобы подготовиться. Это должно быть не только механическое объединение финансовых институтов, но и решение существующих проблем с ресурсной базой, качеством активом, повышение эффективности систем управления рисками.
Информация о работе Роль Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики