Роль Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является оценка роли Национального Банка РК в денежно-кредитном регулировании экономики Казахстана.
Реализация поставленной цели предполагает решение задач:
- рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования, цели и объекты;
- изложить функции Национального Банка РК и направления его деятельности;
- проанализировать денежно-кредитную политику Национального Банка за 2010–2012 г.г.
- рассмотреть пути совершенствования деятельности Национального Банка в РК.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…….…………………………………………………

5
1.1 Основы денежно-кредитного регулирования, цели и объекты….....
5
1.2 Функции Национального Банка РК и направления его деятельности……………………………………………………………….
9

2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РК В ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА ЗА 2010-2012 ГОДЫ


14
2.1 Анализ системы деятельности Национального Банка в Казахстане…………………………………….…………………………...

14
2.2 Анализ денежно-кредитной политики Национального Банка……..
19

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА В РК


26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
31

Работа содержит 1 файл

полностьюЕ.docx

— 450.87 Кб (Скачать)

Оценка  и определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством  монетарного регулирования выступает  как регулирование предложения  денег и общих ценовых условий  предоставления кредита.

Однако, спрос на деньги и их предложение  являются наиболее труднопредсказуемыми величинами, поскольку количественно  они не могут быть оценены абсолютно  точно и окончательно участниками  денежного оборота. Соответственно все величины относительные как  с точки зрения прогнозирования, так и с точки зрения регулирования  денежного оборота.

Увеличение  спроса на деньги со стороны участников денежного оборота определяется:

- дальнейшим  ростом экономики;

- снижением  инфляции и инфляционных ожиданий;

- ростом  доверия к банковской системе.

Роль  государства ограничена регулированием отношений и защитой прав участников денежного оборота, установлением  основных его принципов, норм и правил. Правовое регулирование не должно отменять права и свободы участников денежного  оборота, а возможные ограничения  должны быть соразмерными и обуславливаться  необходимостью защиты основ конституционного строя путем соответствующей  законодательной регламентации  – определения содержания прав участников, основных гарантий осуществления таких  прав. Это обеспечит недопущение  возможных ошибок или своевременное их устранение и тем самым гарантирует реальное восстановление нарушенных прав

При правовом регулировании устанавливаются  пределы осуществления прав, то есть возможные их ограничения, принимаются  меры к достижению разумного баланса  конкурирующих прав и законных интересов. Правовые нормы этим требованиям  часто не удовлетворяют, поскольку  допускают (следовательно, создают  возможность определенных ограничений) регулирование ведомственными (прежде всего банковскими) нормативными актами существенных элементов конституционного права [7, c. 119].

При регулировании  денежного оборота применяется  принцип разграничения действия норм гражданского и банковского  законодательства в части регламентации  отношений по использованию денег.

Особое  внимание уделяется мерам по совершенствованию  регулирования действующих в  стране частных платежных систем, которые обеспечивают внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских  корреспондентских отношений, клиринговые (неттинговые) расчеты.

Благодаря строгой, подчас жесткой правовой регламентации  денежно-кредитного регулирования  вырабатывается действенный механизм его реализации [7, c. 119].

Таким образом, денежно-кредитное регулирование является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитное регулирование  нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы [8, c.224].

Цель  денежно-кредитного регулирования  – поддержание стабильности цен в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

Методы  денежно-кредитного регулирования  –кредитное регулирование, процентное регулирование, управление государственным  долгом, валютное регулирование.

Инструменты денежно-кредитного регулирования - официальные  процентные ставки, норма обязательных резервов, валютная интервенция, операции на открытом рынке, кредиты банкам, прямые количественные ограничения [9, c. 72].

 

1.2 Функции Национального банка РК и направление деятельности

 

 

Центральные банки занимают особое место, выполняя роль главного координирующего  и регулирующего органа всей кредитной  системы страны и выступают государственными органами экономического управления. Главенствующая их роль обусловлена широкими полномочиями, которые предоставлены им государством.

Как показывает мировой опыт, наделение центрального банка государством широкими полномочиями позволяет обеспечить эффективное  функционирование двухуровневой банковской системы[10, c 37].

В РК построена  двухуровневая банковская система, Национальный банк  является центральным  банком РК и представляет собой верхний(первый) уровень банковской системы РК. Задачи, функции деятельности, операции Национального  банка РК, и его роль законодательно закреплены Указом Президента РК, имеющего силу закона «О Национальном банке  Республики Казахстан» [1, c.24].

Национальный  Банк является юридическим лицом  в организационно-правовой форме  государственного учреждения и при  выполнении своих задач не должен руководствоваться целью получения  прибыли, имеет самостоятельный  баланс и вместе со своими филиалами, представительствами и организациями  составляет единую структуру [2, c 40].

В Законе РК «О Национальном Банке Республики Казахстан» отмечается, что Национальный Банк является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную  денежно-кредитную политику РК, главной  целью которой является обеспечение  стабильности цен [11].

Для реализации основной цели Национальному банку  Казахстана возлагаются следующие  задачи, которые представлены ниже на рисунке 3.


 



 



 





 

 

        Рисунок 3 : Задачи Национального Банка РК.

 

         В зависимости от поставленных задач перед НацБанком РК, он призван быть:

- эмиссионным  центром страны, т.е  обладать  монопольным правом на выпуск  банкнот и монет;

- банкиром  правительства;

- главным  расчетным центром страны;

- органом  регулирования экономики денежно-кредитными  методами;

- быть  информационно-исследовательским,  научно-исследовательским, методическим  и информационно-статистическим  центром страны [1, c 24].

Рассмотрим  более подробнее данные функции.

В сфере  денежного обращения во взаимодействии с правительством Казахстан разрабатывает  и проводит единую государственную  политику, направленную на защиту и  обеспечение устойчивости национальной валюты. Национальному банку принадлежит  исключительное право осуществлять эмиссии наличных денег и организовывать их обращение. Таким образом, Национальный банк обладает монопольным правом выпуска  банкнот. Банкноты служат единственным законным платежным средством, обязательным к приему в оплату долгов. Банкнотный «фундамент» поддерживает огромную надстройку денег безналичного оборота, хранящихся в виде остатков на банковских счетах и проводимых с помощью  чеков, платежных поручений и  т.д.

В сфере  укрепления и развития банковской системы  Национальный банка РК является органом  банковского регулирования и  надзора за деятельностью коммерческих банков. Его надзорные и регулятивные функции выражаются в государственной  регистрации банков и лицензировании банковских услуг. Он устанавливает  обязательные для коммерческих банков нормативы, правила проведения банковских операций и бухгалтерского учета, а  также составление отчетности. Кроме  того, осуществляет государственную  регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных  организаций и организаций, занимающихся их аудитом [12].

В сфере  поддержки устойчивости банковской системы Национальный банк РК выполняет  роль «банка банков». Это означает, что коммерческие банки, как правило, хранят свои свободные деньги и деньги своих клиентов на корреспондентских  счетах Национального банка, который, будучи банком банков, выступает кредитором последней инстанции и тем  самым является кредитором последней  инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования. В условиях, когда коммерческий банк исчерпал все возможности временного пополнения своих ресурсов, он имеет  возможность обратиться в Национальный банк РК. Национальный банк устанавливает  правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, осуществляет государственную регистрацию. Национальный банк осуществляет самостоятельно или  по поручению Правительства РК все  виды банковских операций, необходимых  для выполнения основных задач Национального  банка.

В сфере  валютных отношений, когда эти отношения  непосредственно связаны с устойчивостью  тенге и обслуживанием экспортно-импортных операций, Национальный банк РК выполняет валютное регулирование, т. е. определяет официальный валютный курс; организует покупку и продажу иностранной валюты на биржах и внебиржевом рынке; определяет порядок расчетов с иностранными государствами; управляет золотовалютными резервами страны; покупает и продает золото и другие драгоценные металлы. Национальный банк РК обслуживает и производит расчеты, связанные с внешним государственным долгом; организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РК [13].

 Выполняя функцию банка банков, Национальный Банк организует систему рефинансирования (кредитования) банков в Республике Казахстан; является кредитором последней инстанции для банков; вправе производить реструктуризацию задолженностей банков и других организаций перед Национальным Банком Казахстана по предоставленным им кредитам; имеет право изъятия денег с банковского счета клиента при установлении факта ошибочности их зачисления, вправе дебетовать банковский счет клиента при наличии документов, подтверждающих его согласие на безакцептное изъятие денег с банковского счета.

При выполнении функций лицензирования, контроля и  надзора за финансовыми организациями  Национальный Банк обладает следующими  полномочиями изложенными ниже на рисунке 4 [2,c.54].


 



 



 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4:Полномочия Нацбанка  при выполнении функций лицензирования, контроля и надзора за финансовыми организациями.

 

Установление  минимальных резервных требований и их нормативов относится к вопросам проведения денежно-кредитной политики, в рамках которой (помимо МРТ) Национальный Банк устанавливает официальную ставку рефинансирования и ставки вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики, в исключительных случаях – прямые количественные ограничения на уровень и объемы отдельных видов операций

В целях  реализации денежно-кредитной политики Национальный Банк предоставляет займы, принимает депозиты, осуществляет валютные интервенции, выпускает краткосрочные  ноты, покупает и продает государственные  и другие ценные бумаги, в том  числе с правом обратного выкупа (операции РЕПО), переучитывает коммерческие векселя, а также может проводить  и другие операции по решению Правления  Национального Банка

Национальный  банк принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РК и  организует составление платежного баланса РК.

В сфере  обращения ценных бумаг: регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с  действующими законами

В целях  осуществления указанных функций  Национальный банк проводит анализ и  прогнозирование состояния экономики  РК в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РК В ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОМ  РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА  ЗА 2010-2012 ГОДЫ

 

2.1 Анализ системы деятельности  Национального Банка в Казахстане

 

       

Анализ деятельности Национального  банка Республики Казахстан показывает, что в 2010-2012 годах приоритетом денежно-кредитной политики Национального Банка является  обеспечение стабильности цен в стране и удержание годовой инфляции в пределах 6-8%.

В 2011 году в результате благоприятной  ценовой конъюнктуры на основные статьи казахстанского экспорта, экономического эффекта от мер господдержки по диверсификации экономики и расширения внутреннего  спроса, темп роста валового внутреннего  продукта несколько ускорился по сравнению с 2010 годом.

Расширению внутреннего  спроса  в 2011 году  способствовали  рост кредитования, а также повышение  на 30% размеров пенсий и заработных плат работников бюджетной сферы.

В результате,  по оперативным  данным,  за 2011 год валовой внутренний продукт Казахстана вырос в текущих  ценах до 27,3 трлн. тенге, увеличившись по сравнению с  2010 годом в реальном выражении на 7,5% (в 2010 году – рост на 7,3%) (рисунок 5).

 

 

Рисунок 5: Динамика реального ВВП

 

Рассматривая  темпы роста  инвестиций в основной капитал можно  сделать следующий вывод: после снижения инвестиций в основной  капитал в 2010 году на 0,5% в 2011 году ситуация улучшилась, и объем инвестиций повысился на 2,4% (рисунок 6). Данный рост был обеспечен увеличением поступления инвестиций в основной капитал в ряд отраслей, которые испытывали недостаток финансирования в 2010 году, таких как сельское хозяйство, транспорт, информация и связь, услуги по проживанию и питанию. 

 

 

Рисунок 6:Темпы роста инвестиций в основной капитал

 

Информация о работе Роль Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики