Роль центральных банков в экономике страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:26, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить сущность, функции, цели и задачи Банка России, его роль в экономике и банковской системе страны, денежно-кредитную политику, а также рассмотреть две модели развития центрального банка (Европейский центральный банк и Федеральную резервную систему США), которые имеют наиболее явные различия с деятельностью Банка России.
Задачи данной работы - чтобы достичь цели необходимо рассмотреть:
сущность Центральных банков;
функции и задачи Центральных Банков;
цели, задачи и функции Центрального Банка РФ;
денежно-кредитную политику Центрального банка;
деятельность Европейского Центрального банка и Федеральной Резервной системы США.

Работа содержит 1 файл

kursovaya_1.docx

— 96.83 Кб (Скачать)

Президент Европейского центрального банка одновременно является председателем всех трех его  руководящих органов: Совета Управляющих, Исполнительной Дирекции и Генерального Совета; при этом в двух первых случаях он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов.

Национальные  центральные банки стран-участниц являются неотъемлемой частью Европейской  системы центральных банков и  действуют в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ.

Совет Управляющих  ЕЦБ уполномочен разрабатывать  кредитно-денежную политику, а Исполнительная Дирекция – претворять ее в жизнь. В той мере, в какой это возможно и целесообразно, Европейский центральный  банк прибегает к использованию  возможностей Национальных центральных  банков.

 




Главной целью создания Европейской системы  центральных банков, в соответствии со статьей 2 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ, является поддержание стабильности цен, которое предусматривает возможность роста гармонизированного индекса цен на потребительские товары [28].

Для достижения основной цели ЕСЦБ решает следующие  конкретные задачи, определенные в  статье 3 его Устава: 

1 Определение и проведение единой денежно-кредитной политики. 
Совет управляющих ЕЦБ определяет единую денежно-кредитную политику, которую Национальные центральные банки внедряют децентрализованным и гармоничным образом. Оперативные рамки единой денежно-кредитной политики должны удовлетворять следующим принципам: соответствие рыночным принципам, равноправный режим для всех, простота, поиск наилучшего соотношения эффективности и стоимости, децентрализация, непрерывность, согласование и соответствие с управленческими решениями Европейской системы ЦБ.

  1. Хранение и управление официальными валютными резервами стран-участниц, а также осуществление валютных операций. Европейская система центральных банков осуществляет хранение и управление официальными золотовалютными резервами стран-участниц. Взнос каждого Национального центрального банка определен в соответствии с его долей в капитале Европейского центрального банка (Таблица 3). Валютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных банков, используются ими для выполнения их обязательств по отношению к международным организациям. Проведение иных операций с этими резервами, сверх лимита, устанавливаемого Советом Управляющих, должно быть согласовано с Европейским ЦБ.

 

Национальные центральные банки

Доля в капиталле

В %-ах

В эвро

Национальный банк Германии

15.3298

1394089825,35

Национальный банк Франции

14.2212

1,293,273,899

Национальный банк Италии

12.4966

1,136,439,021.48

Национальный банк Великобритании

12,4523

1132410385,79

Национальный банк Испании

8.3040

755,164,575.51

Национальный банк Нидерландов

3.9882

362,686,339.12

Национальный банк Бельгии

2.4256

220,583,718.02

Национальный банк Швеции

2,5129

218,387,536.67

Национальный банк Австрии

1.9417

176,577,921.04

Национальный банк Греции

1.9649

178,687,725.72

Национальный банк Португалии

1.7504

159,181,126.31

Национальный банк Дании

18.9373

1,722,155,360.77

Национальный банк Финляндии

1.2539

114,029,487.14

Национальный банк Ирландии

1.1107

101,006,899.58

Национальный банк Люксембурга

0.1747

15,887,193.09

Национальный банк Словакии

0.3288

29,901,025.10


(Таблица – 3 Доля Национальных ЦБ в капитале Европейского ЦБ)

Национальный банк Словении

0.6934

63,057,697.10

Национальный банк Мальты

0.0632

5,747,398.98

Национальный банк Эстонии

0.1790

16,278,234.47

Центральный банк Кипра

0.1369

12,449,666.48

Итого

69.9705

9093985735,93


(Окончани таблицы 3)

3. Обеспечение  правильного функционирования платежно-расчетных  систем. Для обеспечения успеха  новой валюты на третьем этапе  становления Европейской валютной системы крайне важно наличие эффективной технической базы платежей и расчетов. В частности, такая база полезна для содействия формированию общих краткосрочных межбанковских процентных ставок по всей «зоне евро». Это предполагает, в свою очередь, создание системы, при посредстве которой основные крупномасштабные трансграничные сделки могли бы обслуживаться в течение того же дня.

Помимо  решения вышеперечисленных задач, Европейская система центральных  банков в процессе своей деятельности осуществляет также следующие функции:

  1. эмиссия банкнот и монет. Европейский ЦБ является единственной организацией, имеющей право проводить эмиссию банкнот, выраженных в евро.
  2. сотрудничество в области банковского надзора. Роль Европейской системы в осуществлении банковского надзора достаточно ограничена. Система должна лишь вносить вклад в организованное проведение соответствующих мероприятий, и может предлагать свои рекомендации по сферам действия применимого здесь законодательства и порядку его применения.
  3. консультативные функции. Европейский ЦБ консультирует Совет Европы или правительства стран-участников по всем проектам в части, входящей в его компетенцию: по вопросам денежного обращения, платежно-расчетным средствам, национальным центральным банкам, статистическим данным, платежно-расчетным системам, стабильности кредитных организаций, финансовых рынков и т. д.
  4. сбор статистических данных. Для должного использования инструментов денежной политики они должны опираться на достоверную и сопоставимую статистику. Это в особенности касается финансовых и банковских данных, необходимых, например, для расчета базы резервных требований, а также статистики цен

В сферу  деятельности Европейского центрального банка входит:

  • предоставление кредитов, в том числе ломбардных, финансовым институтам;
  • операции на открытом рынке с различными финансовыми инструментами;
  • установление минимальных резервных требований для кредитных институтов стран-членов ЕЭВС.

Проведение  операций на открытом рынке играет важную роль в денежно-кредитной  политике ЕСЦБ с целью влияния  на величину процентной ставки, управления общей ликвидностью денежного рынка  и прогнозирования возможных  трудностей в проведении денежной политики. Для проведения операций на открытом рынке в распоряжении Европейкой системы ЦБ находятся четыре финансовых инструмента. Самым важным из них являются операции по рефинансированию, применяемые на основе соответствующих соглашений о перепродаже кредитов или заложенных займов [28].

В зависимости  от цели, повторяемости и принимаемых  шагов, операции на открытом рынке, осуществляемые Европейской системой ЦБ, можно подразделить на четыре основные категории:

1 Главные операции рефинансирования играют центральную роль в регулировании процентных ставок, управлении объемом ликвидности на рынке и разъяснении смысла проводимой Европейским ЦБ кредитно-денежной политики. Именно эти операции обеспечивают основную часть рефинансирования частного сектора. Отличительные черты главных операций рефинансирования состоят в следующем:

  • «работают» лишь в одном направлении, в сторону передачи частному сектору дополнительных ликвидных средств;
  • проводятся регулярно, каждую неделю;
  • имеют обычно срок погашения, составляющий две недели;
  • операции осуществляются децентрализовано, через Национальные центральные банки;
  • доступ к ним предоставляется на основе стандартных тендеров;
  • все контрагенты, отвечающие общим критериям участия в тендерах, могут представлять заявки на участие в них;
  • в качестве залога принимаются активы как первой так и второй категории.

2 Долговременные операции рефинансирования призваны обеспечить требуемый уровень рефинансирования долгосрочных операций. Они не служат средством регулирования процентных ставок и предоставляются на основе текущих рыночных ставок, поэтому обычно проводятся тендеры на основе варьируемых процентных ставок. Объем этих операций ограничен и относительно невелик. Отличительные чертами являются:

  • служат средством предоставления ликвидности;
  • проводятся регулярно, каждый месяц;
  • имеют обычно срок погашения, составляющий три месяца;
  • осуществляются децентрализовано, через Национальные центральные банки;
  • проводятся на основе стандартных тендеров;
  • все контрагенты, отвечающие общим критериям участия в тендерах, могут подавать заявки на участие в них;
  • в качестве залога могут приниматься активы и первой, и второй категорий.

3 Обратные операции «точной настройки» проводятся с использованием инструмента обратных трансакций (путем проведения дополнительных обратных сделок, продажи и покупки активов на условиях простых форвардных сделок). Цель данных операций – оказать воздействие на положение с ликвидностью на рынке и процентные ставки, в частности, чтобы сгладить влияние неожиданных изменений в объеме ликвидности на рынке на процентные ставки. Потенциальная важность быстрых действий обусловливает стремление сохранить высокую степень гибкости в выборе процедур и конкретных форм данного типа операций. 
Обратные операции «точной настройки» имеют следующие особенности:

  • могут применяться как для предоставления, так и для изъятия ликвидных средств;
  • могут быть как регулярными, так и не регулярными;
  • имеют срок погашения априори, который не регламентируется;
  • операции, имеющие целью предоставление ликвидности, обычно проводятся на основе быстрых тендеров, хотя при этом не исключена и возможность применения двусторонних процедур;
  • операции, имеющие целью поглощение ликвидности, как правило, проводятся через двусторонние процедуры;
  • обычно осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки (при исключительных обстоятельствах Совет Управляющих Европейского ЦБ может принять решение о проведении двусторонних обменных операций непосредственно Европейского ЦБ);
  • ЕСЦБ может отобрать ограниченное число контрагентов для проведения данного типа операций;
  • в качестве залога принимаются активы как первой, так и второй категории.

4 Структурные обратные операции осуществляются путем эмиссии долговых сертификатов, обратных сделок, покупки и продажи активов на условиях простого форварда. Эти операции проводятся на открытом рынке с целью корректировки структурного положения частного сектора. Они характеризуются следующими моментами:

  • осуществляются с целью предоставления ликвидности;
  • проводятся регулярно или не регулярно;
  • имеют срок погашения, который априори не регламентируется;
  • проводятся на основе стандартных тендеров;
  • осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки;
  • все контрагенты, отвечающие общим критериям, могут подавать заявки на участие в данном типе операций;
  • в качестве залога принимаются активы как первой, так и второй категории [6].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из курсовой работы видно, что Центральные банки являются ключевым звеном в банковских системах всех стран мира. Он осуществляет монопольный выпуск денег, является банком банков, главным расчётным центром и органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Центрального бнка определены законами каждой страны. Центральный банк интересуют в первую очередь состояние и устойчивость банковской системы. Правильное выполнение своих функций Центральным Банком России имеет огромное значение для страны.

Центральный банк России является также является ключевым элементом финансово-кредитной системы страны. Главной задачей, стоящей перед Банком России, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Основная функция ЦБ - эмиссия банкнот, проведение денежно-кредитной политики, рефинансирование банков, контроль за деятельностью кредитно-банковских учреждений, организация и контроль за функционированием системы платежей, проведение валютной политики, выполнение функций агента правительства. Выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации. Также он выступает проводником денежно-кредитной политики, которая призвана воздействовать на валютный курс, процентные ставки, общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих целей позволяет добиться стабильности экономического роста, снизить уровень безработицы и инфляции. А в результате проводимых Центральным банком операций на открытом рынке изменяется объём собственных ресурсов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечёт за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги. Кроме того, Центральный банк России проводит прямой и целостный контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков России. Это делается для того, чтобы обеспечить устойчивость отдельных банков и банковской системы в целом.

Информация о работе Роль центральных банков в экономике страны