Роль центральных банков в экономике страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:26, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить сущность, функции, цели и задачи Банка России, его роль в экономике и банковской системе страны, денежно-кредитную политику, а также рассмотреть две модели развития центрального банка (Европейский центральный банк и Федеральную резервную систему США), которые имеют наиболее явные различия с деятельностью Банка России.
Задачи данной работы - чтобы достичь цели необходимо рассмотреть:
сущность Центральных банков;
функции и задачи Центральных Банков;
цели, задачи и функции Центрального Банка РФ;
денежно-кредитную политику Центрального банка;
деятельность Европейского Центрального банка и Федеральной Резервной системы США.

Работа содержит 1 файл

kursovaya_1.docx

— 96.83 Кб (Скачать)

Разработка  и проведение денежно-кредитной  политики включает в себя:

  • проведение исследований по проблемам экономики и состоянию денежно-кредитной сферы, образующих основу денежно-кредитной политики;
  • определение направлений денежно-кредитной политики;
  • выбор основных инструментов денежно-кредитного регулирования: рефинансирование банков, нормативы обязательных резервов, депозитные операции, процентная политика, операции на открытом рынке;
  • создание и ведение базы статистических данных по объему денежной массы, кредитам и сбережениям;
  • составление денежных программ и контроль за их выполнением [10].

Основными инструментами денежно-кредитной  политики Центрального являются:

  • изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБР;
  • регулирование официальной учетной ставки;
  • проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой [26].

Все эти  методы используются в единой системе.

Центральный Банк, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную  политику коммерческих банков и состояние  денежной массы в обращении. В  результате повышения нормы обязательных резервов Центральный Банк сокращает  суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы  резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство [11].

Главными  особенностями техники денежно-кредитного регулирования, которое осуществляется в соответствии с рекомендациями, являются:

  • изменение официальной учетной ставки центрального банка;
  • ужесточение или ослабление прямого ограничения объема банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции;
  • использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижения цены государственного кредита [12].

Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики на 2012 год  и период 2013 и 2014 годов подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и информируют  общественность о целях, стоящих  перед Банком России в этой области  макроэкономического регулирования, инструментах и условиях достижения целей.

Приоритетной  целью    денежно-кредитной  политики является обеспечение ценовой  стабильности, то есть   поддержание  стабильно  низких  темпов  роста   цен.   Денежно-кредитная     политика, направленная на контроль над  инфляцией, будет способствовать   достижению более общих экономических  целей,  таких  как  обеспечение условий для устойчивого  и  сбалансированного  экономического  роста  и   поддержание финансовой стабильности.

     Реализация денежно-кредитной   политики  Банка  России   предполагает

установление  целевого значения изменения индекса  потребительских цен.   В качестве главной цели денежно-кредитной  политики Банка  России   ставится задача снижения темпов прироста потребительских  цен в 2013 году до  5-6%, в 2014 и 2015 годах - до 4-5% [8].

     Благодаря реализации Банком  России в последние годы комплекса   мер,

направленных  на  совершенствование  системы  инструментов,  а    также  на повышение гибкости,  валютного  курса  рубля,  была  достигнута   большая управляемость процентными  ставками  денежного  рынка.  В   среднесрочной перспективе  важной  стратегической  задачей  будет  выстраивание   более действенного трансмиссионного механизма  денежно-кредитной  политики,  а также повышение  доверия к Банку России как  органу, отвечающему за ценовую

стабильность, что создаст основу для  лучшего  управления   инфляционными ожиданиями субъектов экономики.

     В целях дальнейшего повышения  действенности процентной политики  Банк России в предстоящий  трехлетний период продолжит  постепенно   увеличивать гибкость  механизма  курсообразования  и  к  2015   году     предполагает осуществить  переход   к  плавающему  валютному   курсу,     отказавшись от  использования связанных с уровнем  курса операционных ориентиров  курсовой политики. Соответственно, в рамках данного режима проведение   регулярных валютных интервенций  с целью воздействия на динамику  курса  рубля   будет прекращено.

     Одной из основных задач Банка  России  в  среднесрочной   перспективе

будет оставаться обеспечение финансовой стабильности. Банковская система является основным звеном передачи сигналов процентной политики в реальный сектор  экономики.  Таким  образом,  финансовая  стабильность   выступает необходимым  условием  нормального  функционирования     трансмиссионного

механизма денежно-кредитной  политики. При этом от степени устойчивости и эффективности работы системы  финансового посредничества зависит  не только выполнение главной цели денежно-кредитной политики по поддержанию  ценовой

стабильности, но и состояние общего макроэкономического  равновесия. Банк России будет продолжать совершенствовать инструменты мониторинга  системы финансового посредничества (в том числе постоянный анализ движения цен на рынках активов, тенденций  в  динамике  денежных  агрегатов  и   кредитной активности), чтобы  при возникновении угрозы финансовой стабильности иметь

возможность  оперативно  принять   соответствующие   меры   в   области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора.

     Успешность реализации стратегии  денежно-кредитной политики во  многом будет   определяться   эффективностью   решения   задач по развитию

инфраструктуры  финансовых рынков и расширению их емкости. Одним из важных направлений деятельности Банка России останется содействие развитию рынка производных финансовых инструментов, предоставляющего субъектам экономики возможности по хеджированию курсового и процентного рисков, одновременно с формированием современных механизмов регулирования и надзора за рисками кредитных организаций на указанных сегментах финансового рынка.

 Банк  России  также  продолжит   уделять  внимание   совершенствованию

российской  национальной платежной системы, эффективная  работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым  условием  повышения  действенности  мер   денежно-кредитного регулирования и развития внутреннего финансового рынка.

     Важное  значение  с точки зрения  успешности  реализации    единой государственной денежно-кредитной политики имеет координация усилий Банка

России и  Правительства Российской  Федерации.  Высокая  степень   влияния  регулируемых  цен  и  тарифов  на  темпы  роста потребительских  цен обусловливает целесообразность принятия решений об их индексации с учетом целевых  ориентиров  по  инфляции.  Результативность    денежно-кредитной политики также  во многом зависит от состояния государственных   финансов. Последовательное  проведение  бюджетной   политики,  направленной на постепенное сокращение ненефтегазового дефицита  бюджета  и   обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы,   будет вносить   позитивный   вклад   в   поддержание финансовой и общей макроэкономической стабильности, создавая, таким образом,   благоприятные условия для экономического роста и  достижения  целей   денежно-кредитной политики.  Банк  России  продолжит   расширять   практику     регулярного разъяснения широкой общественности целей и содержания   денежно-кредитной политики,  приводить  оценки  макроэкономической  ситуации,   послужившие основанием для его решений. Развитие информационного взаимодействия Банка России  с   обществом   будет   способствовать   улучшению     управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения   доверия экономических агентов к Банку России  и проводимой   денежно-кредитной политике.

Банк   России   рассмотрел   три   варианта   условий   проведения денежно-кредитной  политики  в  2013  -  2015  годах,  один  из  которых соответствует прогнозу  Правительства  Российской  Федерации.  В   основу сценариев положена различная динамика цен на нефть.

В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в   2013 году среднегодовой  цены на российскую нефть  сорта  "Юралс"  на   мировом рынке  до 73 долларов США за баррель. В этих условиях в 2013 году реальные располагаемые  денежные   доходынаселения могут  сократиться на 0,4%, инвестиции в  основной капитал -   на 2,1%. Снижение ВВП может составить 0,4%.

В рамках второго  варианта  рассматривается  прогноз   Правительства Российской  Федерации,  положенный  в  основу   разработки     параметров федерального бюджета на 2013 - 2015 годы. Предполагается, что в 2013 годуцена на российскую нефть  может составить 97 долларов США за баррель. Подобный вариант отражает развитие экономики в условиях   реализации активной   государственной   политики,   направленной   на      улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а   также на повышение эффективности расходов бюджета. Согласно этому варианту,   в 2013 году увеличение реальных располагаемых денежных  доходов   населения прогнозируется на уровне 3,7%. Объем инвестиций в основной капитал может

повыситься  на 7,2%. В этих условиях объем ВВП  может возрасти на 3,7%.

В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2013 году цены на нефть сорта «Юралс» до 121 доллара США за баррель. В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров в 2013 году  ожидается повышение инвестиционной  активности.  Темп    прироста инвестиций  в основной  капитал может ускориться  до  7,6%,   реальных располагаемых денежных доходов населения - до 4%. Увеличение объема   ВВП предполагается на уровне 4% [7].

В зависимости  от того, какой из вариантов окажется верным к 2014 – 2015 годам возможны различные изменения в экономических показателях:

1 Прирост объема ВВП может составить 2 - 5%.

2 Дополнительный прирост импорта  товаров  в  результате  поэтапного  изменения   тарифной политики оценен в размере 2,5 - 5,0 млрд. долларов США.

 3 Согласно первому варианту прогноза, при  падении  средней  цены  на российскую нефть году ожидается резкое сокращение   положительного сальдо баланса торговли товарами и услугами - до 72,5 млрд. долларов США и профицита счета текущих операций -  до  11,9  млрд.  долларов    США. В соответствии со вторым вариантом прогноза  некоторое  ухудшение   ценовой конъюнктуры топливно-энергетического рынка обусловит уменьшение активного сальдо торговли товарами и услугами до 101,9 млрд. долларов США и   счета текущих операций до 31,0 млрд. долларов США. По  третьему  варианту   при улучшении ценовой  конъюнктуры  основных  товаров  российского   экспорта положительный итог как баланса торговли товарами и услугами, так и счетатекущих операций (172,0 и 94,7 млрд. долларов США соответственно)   будет выше показателей 2012 года.

 4 Дефицит баланса первичных и  вторичных  доходов  может составить от 60,5 до  77,4  млрд.  долларов  США.

 5 Отрицательное сальдо финансового счета в первом варианте оценивается в размере 22,2 млрд. долларов США. Во втором и третьем вариантах профицит финансового счета составит 2,8 и 13,2 млрд. долларов США соответственно.

 6 В среднесрочной перспективе (до 2015 года) баланс товаров и   услуг будет складываться  при опережающем росте импорта по     сравнению с экспортом. Одним из факторов, сдерживающих динамику экспорта товаров   во всех вариантах прогноза,  станет  отсутствие  роста физического   объема вывоза топливно-энергетических товаров.

 7 Во  всех  вариантах   прогнозируетсяпостепенное расширение дефицита баланса первичных и вторичных доходов (до 93,4 млрд. долларов США в 2015  году). 

 8 Сальдо   счета текущих операций в первом и втором вариантах перейдет от   положительного значения в 2014 году к отрицательному значению в 2015  году  и   составит 13,2 и 3,8 млрд. долларов США соответственно. В третьем варианте профицитсчета текущих операций сохранится,  однако  его величина  в 2015  годууменьшится по сравнению с 2012 годом почти на треть.

 9 Вероятный  объем   накопления резервных активов Банком России по первому варианту сократится на 7,1 млрд. долларов США. По второму и третьему  достигнет 91,9 млрд. и 22,1 млрд. долларов СШАсоответственно [27].

 

3 РАЗЛИЧНЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ

БАНКОВ ДРУГИХ СТРАН

 

Между центральными банками разных стран имеются  существенные различия, обусловленные  экономическими, историческими и  политическими особенностями государства. Выделяют три основные модели организации  центрального банка: традиционную (к  ней относится ЦБ России), европейскую (Европейский центральный банк, соединяющий  центральные банки государств –  членов Европейского экономического и  валютного союза), а также американскую систему организации центрального банка, которая существенно отличается от первых двух.

 

3.1 Место и роль ФРС в организации денежной и кредитной системы США

 

Важным  элементом американской банковской системы является Федеральная резервная система США. Важность её изучения состоит не только в её сложной организации. США является одной из ведущих стран, от экономической стабильности которой зависит стабильность и других государств. Цель данной курсовой работы состоит в определении особенности организации американской модели центрального банка и его роли в проведении денежно-кредитной политики в стране.

Информация о работе Роль центральных банков в экономике страны