Роль центральных банков в экономике страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:26, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить сущность, функции, цели и задачи Банка России, его роль в экономике и банковской системе страны, денежно-кредитную политику, а также рассмотреть две модели развития центрального банка (Европейский центральный банк и Федеральную резервную систему США), которые имеют наиболее явные различия с деятельностью Банка России.
Задачи данной работы - чтобы достичь цели необходимо рассмотреть:
сущность Центральных банков;
функции и задачи Центральных Банков;
цели, задачи и функции Центрального Банка РФ;
денежно-кредитную политику Центрального банка;
деятельность Европейского Центрального банка и Федеральной Резервной системы США.

Работа содержит 1 файл

kursovaya_1.docx

— 96.83 Кб (Скачать)

4. Принципы деятельности  Банка России – это основные правила реализации Банка России своих функций в процессе осуществления банковских операций:

  • Принцип осуществления деятельности без цели извлечения прибыли (ст. 3). Получение прибыли не является целью достижения Банка России. Следовательно, банк России не является коммерческой организацией.
  • Принцип соблюдения банковской тайны (ФЗ «о банках и банковской деятельности» и Гражданский кодекс РФ, ст. 857). Означает закрепление в действующем законодательстве перечня сведений, составляющих банковскую тайну и обязанность кредитных организаций и Банка России обеспечить сохранность этих сведений, а так же ответственность за их разглашение. Такими сведениями являются: сведения о клиенте и корреспонденте, сведения о заключённых договорах банковского счёта и банковского вклада, сведения об операциях по счёту. Конкретные данные по конкретным операциям также не подлежат разглашению [2,3].
  • Принцип парламентского контроля за деятельностью Банка России (ст. 1,5 ФЗ). Банк России независим от органов государственной власти при осуществлении возложенных на него функций, но подотчётен Государственной думе Федерального собрания РФ. Государственная Дума по представлению Президента назначает сроком на четыре года Председателя и членов  Совета директоров, рассматривает годовой отчет ЦБР и аудиторское заключение, определяет аудиторскую фирму для аудиторской проверки банка; заслушивает доклады Председателя о деятельности ЦБР дважды в год: при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики [4].

 

 

2.2 Цели, задачи и функции Центрального  Банка РФ 

 

В пункте 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации  указана лишь основная функция Банка  России ¾ защита и обеспечение устойчивости рубля. Ведь в такой огромной стране, как Россия, длительная устойчивость рубля (как экономической категории) немыслима без прочной экономики с хорошо организованной денежно-кредитной системой [1].

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Банк  России выполняет следующие функции:

1) во  взаимодействии с Правительством  Российской Федерации разрабатывает  и проводит единую государственную  денежно-кредитную политику, направленную  на защиту и обеспечение устойчивости  рубля;

2) монопольно  осуществляет эмиссию наличных  денег и организует их обращение;

3) является  кредитором последней инстанции  для кредитных организаций, организует  систему рефинансирования;

4) устанавливает  правила осуществления расчетов  в РФ;

5) устанавливает  правила проведения банковских  операций, бухгалтерского учета  и отчетности для банковской  системы;

6) осуществляет  государственную регистрацию кредитных  организаций; выдает и отзывает  лицензии кредитных организаций  и организаций, занимающихся их  аудитом;

7) осуществляет  надзор за деятельностью кредитных  организаций;

8) регистрирует  эмиссию ценных бумаг кредитными  организациями в соответствии  с федеральными законами;

9) осуществляет  самостоятельно или по поручению  Правительства Российской Федерации  все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных  задач Банка России;

10) осуществляет  валютное регулирование, включая  операции по покупке и продаже  иностранной валюты; определяет  порядок осуществления расчетов  с иностранными государствами;

11) организует  и осуществляет валютный контроль  как непосредственно, так и  через уполномоченные банки в  соответствии с Законодательством  Российской Федерации;

12) принимает  участие в разработке прогноза  платежного баланса Российской  Федерации и организует составление  платежного баланса Российской  Федерации;

13) в целях  осуществления указанных функций  проводит анализ и прогнозирование  состояния экономики Российской  Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных,  валютно-финансовых и ценовых  отношений; публикует соответствующие  материалы и статистические данные. 

14) осуществлять  иные функции в соответствии  с федеральными законами.

Возложенные на него полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов  власти. Детальный перечень функций  Центрального банка Российской Федерации  не противоречит международной практике работы центральных банков. Как и  центральные банки других стран, Банк России прежде всего осуществляет эмиссию банкнот, банковский надзор и денежно-кредитное регулирование экономики [4].

Для реализации возложенных на него функций ЦБР  участвует в разработке экономической  политики Правительства Российской Федерации. Банк России и Правительство  Российской Федерации информируют  друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. Банк России консультирует Министерство Финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных  ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия  на состояние банковской системы  и приоритетов единой государственной  денежно-кредитной политики.

Выполняя  функцию финансового агента правительства, Центральный Банк осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и  выдачу государственных бюджетных  средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета  положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные  доходы направляются на единый счет министерства финансов в Центральный Банк, с  которого черпаются средства для  осуществления государственных  расходов, таким образом, Центральный  Банк выступает кассиром правительства[13].

Единство  кассы предоставляет министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением  кассовой наличности; обеспечивает централизацию  государственных бюджетных средств  и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет  проводить операции по кассовому  исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения Центральным Банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию Центрального Банка. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

Кроме того, Банк России осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства  России все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для  выполнения функций Банка России.

Еще одной  особенностью деятельности Банка России является превалирование в денежно-кредитном  регулировании таких инструментов, как агрегат денежной массы М2 и валютных интервенций при недостаточно активном использовании процентной политики [17].

Также одним  из основных видов деятельности Центрального банка РФ является определение ставки рефинансирования, что означает размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Ставка рефинансирования Банка России выполняет роль важного индикатора денежно-кредитной политики (Таблица 1) [26].

Период действия

%

Нормативный документ

14 сентября 2012 г. –

8,25

Указание Банка России от 13.09.2012 № 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

26 декабря 2011 г. – 13 сентября 2012 г.

8

Указание Банка России от 23.12.2011 № 2758-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

3 мая 2011 г. –     25 декабря 2011 г.

8,25

Указание Банка России от 29.04.2011 № 2618-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

28 февраля 2011 г. – 2 мая 2011 г.

8

Указание Банка России от 25.02.2011 № 2583-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

1 июня 2010 г. –   27 февраля 2011 г.

7,75

Указание Банка России от 31.05.2010 № 2450-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

30 апреля 2010 г. – 31 мая 2010 г.

8

Указание Банка России от 29.04.2010 № 2439-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

29 марта 2010 г. – 29 апреля 2010 г.

8,25

Указание Банка России от 26.03.2010 № 2415-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

24 февраля 2010 г. – 28 марта 2010 г.

8,5

Указание Банка России от 19.02.2010 № 2399-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

28 декабря 2009 г. – 23 февраля 2010 г.

8,75

Указание Банка России от 25.12.2009 № 2369-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

25 ноября 2009 г. – 27 декабря 2009 г.

9

Указание Банка России от 24.11.2009 № 2336-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

30 октября 2009 г. – 24 ноября 2009 г.

9,5

Указание Банка России от 29.10.2009 № 2313-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

30 сентября 2009 г. – 29 октября 2009 г.

10

Указание Банка России от 29.09.2009 № 2299-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

15 сентября 2009 г. – 29 сентября 2009 г.

10,5

Указание Банка России от 14.09.2009 № 2287-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

10 августа 2009 г. – 14 сентября 2009 г.

10,75

Указание Банка России от 07.08.2009 № 2270-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"


(Таблица – 1 Ставка рефинансирования ЦБ РФ)    

 

13 июля 2009 г. –  9 августа 2009 г.

11

Указание Банка России от 10.07.2009 № 2259-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

5 июня 2009 г. –  12 июля 2009 г.

11,5

Указание Банка России от 04.06.2009 № 2247-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

14 мая 2009 г. –     4 июня 2009 г.

12

Указание Банка России от 13.05.2009 № 2230-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

24 апреля 2009 г. – 13 мая 2009 г.

12,5

Указание Банка России от 23.04.2009 № 2222-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г.

13

Указание Банка России от 28.11.2008 № 2135-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"


(Окончание таблицы 1)

Ежегодно  Банк России отчитывается за свою деятельность перед Государственной Думой (Таблица 2). В данный отчет входят: годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли, отчет о состоянии банковского дела в стране, аудиторское заключение по годовому отчету Банка России и др [25].

 

АКТИВ

ПАССИВ

1. Золото

1. Уставной капитал

2. Иностранная валюта

2. Резервы и фонды

3. Наличные деньги в кассах

3. Валютные счета

4. Кредиты МинФину РФ

4. Наличные деньги в обращении

5. Операции с ценными бумагами

5. Средства коммерческих банков

6. Кредиты

6. Средства клиентов и бюджетов

7. Межгосударственные расчеты

7. Средства в расчетах

8. Прочие активы

8. Прочие пассивы

Баланс

Баланс


(Таблица – 2 Годовой баланс  ЦБ РФ)  

В связи  с необходимостью приведения денежно-кредитной  политики в соответствие с приоритетами экономической политики государства  по преодолению кризиса, оживлению производства и переходу к экономическому росту Банк России совместно с Правительством РФ ежегодно разрабатывает «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики».

Этот  документ состоит из двух разделов. В первом разделе рассматриваются  итоги развития экономики и проведения денежно-кредитной политики за предыдущий год. Во втором разделе устанавливаются  цели денежно-кредитной политики на предстоящий год. Особое внимание уделяется перспективам макроэкономического развития страны в целом, а также бюджетной и валютной политике, развитию системы финансовых рынков [19].

 

2.3 Денежно-кредитная  политика Центрального Банка

 

Денежно-кредитная  политика Центрального Банка представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в  обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного  обращения и рынка ссудных  капиталов. Ее цель - регулирование  экономики посредством воздействия  на состояние совокупного денежного  оборота, повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами  макроэкономической политики правительства  обычно выступают обеспечение роста  ВВП и снижение инфляции.

Государственное регулирование денежно-кредитной  сферы может осуществляться сколько-нибудь успешно лишь в том случае, если государство через центральный  банк способно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так  как в развитой рыночной экономике  именно они являются базой всей денежно-кредитной  системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Государственный контроль над банковской системой имеет  целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е. их способности своевременно покрывать требования вкладчиков (прежде всего за счет учетной (дисконтной) политики), операций на открытом рынке, установления норм обязательных ресурсов.

Управление  государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов и огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы управления государственным долгом:

1.    покупает или продает государственные обязательства;

2.    изменяет цену облигаций, условия их продажи;

3.    различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов.

Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется прежде всего для воздействия на хозяйственную активность. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым направлениями. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок, банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, вне банковской системы — к ее сокращению [18].

Информация о работе Роль центральных банков в экономике страны