Рефоры конца 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Осенью 1991 года положение в экономике ухудшалось буквально на глазах и приближалось к катастрофическому. Потребительский рынок практически не существовал, прилавки магазинов в городах были пустыми, торговля проводилась по талонам и карточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Причем реальная угроза голода в крупных городах возникла не из-за плохого урожая и нехватки продовольствия в стране. Просто сельскохозяйственным предприятиям было невыгодно продавать государству урожай по официальным ценам и они выжидали роста закупочных цен.

Работа содержит 1 файл

курсач по дкб.docx

— 67.38 Кб (Скачать)

Введение

 

Осенью 1991 года положение  в экономике ухудшалось буквально  на глазах и приближалось к катастрофическому. Потребительский рынок практически не существовал, прилавки магазинов в городах были пустыми, торговля проводилась по талонам и карточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Причем реальная угроза голода в крупных городах возникла не из-за плохого урожая и нехватки продовольствия в стране. Просто сельскохозяйственным предприятиям было невыгодно продавать государству урожай по официальным ценам и они выжидали роста закупочных цен. А поскольку цены на «черном» рынке были в несколько раз выше, то хлеб скупался и вывозился контрабандой за рубеж. Так, к ноябрю 1991 года правительство закупило менее 20% урожая.  Дефицит бюджета составлял 20% ВВП и практически вышел из-под контроля. Иностранные кредиты были полностью исчерпаны, и зарубежные банки не хотели больше предоставлять их, поскольку в декабре 1991 года страна не могла выплатить по ним проценты. Золотовалютные резервы были исчерпаны и достигли небывало низкого уровня - всего 289,6 т, что было несопоставимо с неотложными финансовыми обязательствами и потребностями страны.1 В преддверии зимы города испытывали большие проблемы с энергоснабжением и теплоснабжением из-за неритмичных поставок топлива.

 

Состояние экономики  в конце 1991 года

 

В связи с ухудшающимся финансовым положением, требовалось  чрезвычайно быстрое принятие решительных мер. Ответственность за судьбу страны в ноябре—декабре 1991 года взяло на себя российское правительство во главе с президентом Российской Федерации Борисом Николаевичем Ельциным (1931—2007), предложившее два варианта дальнейших действий.

В соответствии с первым вариантом следовало сначала стабилизировать экономическую обстановку при помощи традиционных советских методов: ужесточения снабженческо-сбытовой системы, сбалансирования цен путем их очередного подъема, расширения сферы карточного распределения потребительских товаров. И только после этого можно было приступать к подготовке условий по либерализации экономики и проведению институциональных реформ. Такую последовательность действий предусматривала Программа 500 дней.

Второй вариант открывал перспективу быстрого проведения рыночных реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями, направленными на стабилизацию ситуации: ограничением бюджетного дефицита, рестриктивной кредитной политикой и т.д. При этом институциональные реформы дополняли бы макроэкономическую стабилизацию.

Первый вариант был  более понятен как для руководителей  всех уровней, так и для народа, ожидавшего от государства быстрейшего преодоления хозяйственных трудностей. Но реализация этого варианта упиралась в одну проблему: в стране на этот период не было политических и организационных механизмов, которые смогли бы осуществить «административную стабилизацию». Фактически распалась жесткая властная вертикаль, органы принуждения и правопорядка были основательно подорваны, т.е. Россия получила в наследство от СССР ослабленные государственные институты, которые надо было теперь создавать заново.

Второй вариант был  сложен и малопонятен как для  населения, так и для хозяйственных  руководителей. Этот вариант в любом  случае делал политиков, осуществлявших его, крайне непопулярными среди народа, так как был связан с болезненными шагами. Экономика страны должна была очень быстро переходить к совершенно новым методам хозяйствования, к чему никто не был подготовлен. Этот путь был сопряжен и с обязательным скачком цен, связанным с существованием огромного инфляционного «денежного навеса». Такие шаги сразу отбрасывали романтическую «перестроечную» иллюзию о всесильном и популярном правительстве.

Президент Б. Ельцин после  некоторого колебания сделал выбор  в пользу второго варианта, и в ноябре 1991 года было сформировано новое правительство. В этот период всем казалось, что основная политическая борьба в стране завершена и что все силы должны быть направлены на проведение экономических преобразований. Исходя из этого, Президент России приостановил реформу политической системы, сохраняя ее прежней, что, как оказалось позже, было большой ошибкой.

Ведь в советской Конституции не было четкого разграничения полномочий между ветвями власти (да этого и не требовалось в условиях тоталитарного строя). Этот фактор стал в скором времени одним из важнейших препятствий на пути экономических реформ.2

Кроме того, сохранялась  неопределенность в отношениях с  некоторыми бывшими союзными республиками, поскольку их руководители принимали решения, которые шли вразрез с курсом российского руководства, что непосредственно отражалось на состоянии экономики России. И лишь подписание договора о создании СНГ дало возможность правительству России взять под свой контроль финансовую и денежную систему, начать разработку и проведение независимой экономической политики.

 

Денежная «реформа» 1991 г. и последующее развитие.

 

Дальнейшее развитие денежных отношений в России отмечено рядом законодательных актов. Наиболее заметным является Указ Президента СССР от 22 января 1991 года "0 прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан". Этот указ преследовал цель усиления борьбы со спекуляцией, коррупцией, контрабандой, изготовлением фальшивых денег, нетрудовыми доходами.

Учреждения банков, и прежде всего Сберегательный банк СССР и  его филиалы, а также учреждения связи обеспечили прием от государственных, кооперативных, общественных и иных учреждений в установленные сроки денежных билетов, изымаемые из обращения. Этот период был чрезвычайно напряженным для кассовых работников банков, которые в короткий срок выполнили трудоемкую работу, объем которой в десятки раз превысил обычный уровень кассовых операций. Идея частичной денежной реформы со сменой только крупных купюр не нова. Возникла она несколько лет назад и была отвергнута из-за своей неэффективности. Тогда эксперты подсчитали, что акция "уберет" всего 5-7 млрд. рублей. А как известно, общий объем неудовлетворенного спроса населения оценивается в двести миллиардную сумму. То есть при самых благосклонных к правительству расчетах дисбаланс удастся понизить всего на процентов 5-10.3

Что касается "теневиков", то лишь небольшой их процент хранит основные капиталы в рублях. В рублях находятся лишь оборотные средства, необходимые для текущих сделок. Эти деньги частично были обменены предварительно (слухи о предстоящем обмене появились еще в декабре), частично же их обменяли уже в ходе реформы - уже на второй день неофициальный обмен купюр был вполне налажен по твердому курсу 20-25% от представленной к обмену суммы. Причем эти 20-25 % , естественно, остались в сфере "теневой" экономики, поменяв лишь конкретных владельцев.

Реформа на практике ударила  по средним слоям населения, что  не составляла никакого труда предположить заранее.

Что касается рублевых средств, находящихся за границей, то от этих 7 млрд. рублей удалось благополучно избавиться. Но цель в этом случае явно не соответствует средствам. По большинству  оценок, эти деньги не оказывали ни малейшего влияния на инфляционные процессы внутри страны. Эксперты предполагают, что обе названные Павловым причины имеют скорее характер политического прикрытия. С практической точки зрения, наиболее вероятной целью обмена можно считать задачу связать часть наличных средств. Однако и это выглядит не совсем убедительным.

По экспертным расчетам, оставшаяся сумма - те деньги, которые по разным причинам к обмену предъявлены не были и "вышли из игры" - составляют 10-15 млрд. рублей, которые собственно, и представляют собой результат обмена. Выигрыш не слишком значительный. Кроме того, еще 23.9 млрд. оказались временно замороженными на счетах в Сбербанке.

Наличный оборот, таким  образом, сократился более чем на 30 млрд. рублей. Проблема, однако в том, что этот результат носит временный  характер. Население страны приложит все мыслемые и немые лемые усилия к тому, чтобы снять свои сбережения с замороженных счетов и через некоторое время для обеспечения нормального товарооборота и выплат заработной платы потребуются более значительные денежные эмиссии.

Как показывают расчеты, суммы  наличных денег, оседающие на руках  у населения, увеличились не менее, чем в 1.5-2 раза, а индекс инфляции уже в первом квартале 1991 года возрос по различным оценкам до 30-45% (индекс инфляции на начало года составил 7-8% за квартал).4

Большинство специалистов сходятся во мнении, что проведенный обмен не решил тех задач, которые декларировались официально. Факт, что, например, в Москве практически не было заявлений на обмен крупных сумм, свидетельствует о том, что "миллионеры" благополучно преодолели незначительные препятствия в виде комиссий, созданных в соответствии с руководящими решениями, и обменяли свои накопления по неофициальным каналам.

Кроме того, люди, обладающие значительными средствами, как правило, вкладывают свое состояние в недвижимость, валюту, ценности, т.е. не хранят основные накопления в виде советских денег. Акция не только не принесла сколько-нибудь ощутимых результатов в борьбе с "теневым" капиталом, но и практически не изменила ситуацию с избыточной денежной массой.

В начальный период в обращение  было выпущено недостаточное количество крупных купюр нового образца. Их недостаток и слухи о предстоящем обмене купюр меньших номиналов привели к тому, что в начале февраля 100 рублей в купюрах нового образца по 50 и 100 рублей обменивались на черном рынке на 125 рублей в купюрах по 10 и 25 рублей, а к концу первой декады месяца - на 140 рублей.

Распространение слухов о  предстоящем обмене денег создавало  наиболее благоприятный фон для проведения обмена.

Так, навязчиво циркулирующие  слухи о возможном обмене крупных купюр в ноябре - декабре 1990 года привели к тому, что население активно стало сдавать деньги в сберегательную кассу и при рост вкладов за этот период составил 12.3 млрд. рублей, что на 36.5% выше, чем в ноябре -декабре 1989 года.

В результате этого большое  количество 50- и 100- рублевых купюр поступило в казну, и этими деньгами были осуществлены выплаты заработных плат и премий по итогам года в январе 1991 года и другие выдачи наличности в банковских учреждениях.

До тех пор, пока вопрос с наличными деньгами, сданными в  качестве выручки, не решится. Государственный банк разрешил отделениям специальных банков предоставлять обслуживаемым им предприятиям беспроцентные ссуды на выплату заработной платы.

В феврале ситуация на потребительском  рынке и в целом в сфере налично-денежного оборота определялась новым всплеском ажиотажа на рынке, вызванным приближающимся повышением государственных цен. Кроме того, с новой силой начали циркулировать слухи о продолжении обмена денежных знаков, на сей раз уже мелких номиналов.

Масштабная мобилизация  наличности за счет прироста вкладов  в совокупности с прямым конфискационным эффектом реформы позволила сократить январскую эмиссию против плановых показателей только на 250 млрд. рублей.

В первой половине февраля  усугубление дефицита и роста  цен черного рынка привели  к тому, что приток вкладов опять  замедлился. С 1 по 15 февраля он составлял только 3.5 млрд. рублей.

Таким образом, к концу  февраля вновь сложилась критическая  ситуация и резко повысилась вероятность паралича денежного оборота.

Представители почти всех западных фирм считали, что денежная реформа как средство изъятия из оборота денег, не обеспеченных товарной массой, безусловно оправдана. Но при этом методы проведения реформы вызывали их резкое осуждение.

Особенно резкие оценки давались правительству, которое заверяло свой народ в том, что никакой реформы не будет, а вслед за этим провело ее.

Черный валютный рынок  отреагировал на денежную реформу, столь  оперативно и неожиданно очередным ростом курса доллара по отношению к рублю - цена продажи валюты достигла 35 - 40 рублей за один доллар США, против 24 -25.5 в "предреформенный" период.

По данным Госкомстата  СССР, за 1986-1990 годы количество наличных денег в обороте увеличилось в два раза и составило на конец 1990 года 139 млрд. рублей, приросте за этот период товарооборота и платных услуг только в 1.4 раза.

Объем накопленного неудовлетворенного спроса за это время возрос с 60 до 238 млрд. рубле (почти в 4 раза), в том  числе его прирост за прошлый  год составил 55 млрд.рублей.

В результате обмена денежных знаков 50- и 100- рублевого достоинства удалось достичь некоторых результатов, впрочем весьма кратковременных и сомнительных

Распределение наличных сбережений в разрезе доходных групп на момент реформы было неравномерным, большая их часть скопилась у высокодоходных контингентов населения.

На момент обмена у обеспеченных слоев населения были заморожены суммы, более чем в тридцать раз превосходящие их среднемесячный доход.

В результате на короткое время  удалось привести наличный оборот в  более сбалансированное состояние. Темпы инфляции за январь стали отрицательными и составили -45%.

Тем не менее, такая, казалось бы, решающая победа над инфляцией была Одержана исключительно за счет того, что между принятием денег к обмену и собственно обменом возникла пауза.

В феврале население сняло  со счетов в Сберегательном банке  более 50 млрд. рублей.

В результате подрыва доверия  к сберегательным кассам отток денег  из них мог привести к тому, что  суммы наличных денег, оседающих на руках населения увеличился в 1.5-2 раза.

В последних числах января 1991 года часть населения старалась избавиться от купюр достоинством в 10 и 25 рублей из страха перед возможным продолжением обмена.

При этом давление избыточной денежной массы на цены черного и  колхозного рынка усилилось. Таким  образом, был спровоцирован значительный рост цен в свободных секторах экономики. В результате индекс инфляции в феврале - марте 1991 года в крупных городах мог вырасти до + 50%.  Соответственно, инфляция сохранилась в гиперстадии и товарный голод еще более обострился.

Поскольку эти последствия  должны были быть очевидны для правительства, по мнению специалистов, обмен крупных купюр - это только начало более крупной акции.

Информация о работе Рефоры конца 19 века