Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:24, курсовая работа
Сегодня рынок потребительского кредитования переживает настоящий бум, поэтому изучение российского рынка потребительского кредитования является важной и актуальной проблемой. Исходя из этого «Развитие рынка потребительских кредитов в РФ» выбрано темой данной курсовой работы.
Целью работы является оценка развития рынка потребительского кредитования в России.
Введение…………………………………………………………………………........3
Глава 1. Сущность и основные формы потребительского кредита………….........5
1.1. Сущность потребительского кредита……………………………………….5
1.2. Основные формы потребительского кредита………………………………12
Глава 2. Состояние рынка потребительского кредитования и условия предоставления кредита различными банками………………………………………………………..18
2.1. Анализ состояния и динамика развития рынка потребительского кредитования…………………………………………………………………………18
2.2. Условия предоставления кредита банками……………………………….24
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка потребительского кредитования в России………………………………………………………………………………….27
3.1. Проблемы развития рынка потребительских кредитов…………………27
3.2. Перспективы развития рынка потребительского кредитования………..30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………33
Несмотря на высокую процентную ставку и активное обсуждение раскрытия банками эффективной ставки, беззалоговые кредиты продолжают набирать обороты. По итогам первого полугодия 2007г. банками было выдано таких кредитов на сумму 583 млрд. руб. (Таблица №1.)
Таблица
№1.
Лидером по объёмам выданных потребительских кредитов стал «Сбербанк», с суммой в 173,3 млрд. руб. (Таблица №1). Таким высоким результатам (доля на рынке составила порядка 29%) госбанк отчасти обязан снижению своих ставок, которое сделало предлагаемые им продукты весьма привлекательными для заёмщиков. Второе и третье место занимают розничные банки «Русский Стандарт» и «ХКФ Банк», с показателями 85,2 и 32,4 млрд. руб., соответственно.
Наилучшую динамику прироста, среди банков, выдавших в первом полугодии 2006 года не менее 30 млн. руб., показал банк «Финсервис», который за год увеличил свои объёмы на 2186,12%, до 789,1 млн. руб. (Таблица №2). Столь впечатляющие результаты роста вполне объяснимы, так как банк активно занимается продвижением своих розничных продуктов через торговые центры и сети. Второе место занял «Русфинанс Банк», прирост которого составил 985.63% (Диаграмма №1)., а сумма выданных кредитов достигла 5,3 млдр. руб. Третье место - за банком «Легион» (859.52% и 876,3 млн. руб.).
Таблица
№ 2.
Диаграмма № 1.
Банки-лидеры
по увеличению объемов беззалоговых кредитов
в I полугодии 2007г.
Среднестатистическим
пользователем потребкредита
Основным событием на рынке кредитования в первом полугодии стало вступление в силу с 1 июля 2007 года указания Центрального Банка России, по которому банки обязаны сообщать своим клиентам эффективную процентную ставку по кредитам. Беззалоговые кредиты как раз в числе кредитных продуктов, на которые эти изменения могут оказать значительное влияние, ведь именно здесь скрытые комиссии наиболее значительны.
Банки отреагировали на это переориентацией в развитии своих предложений от экспресс-кредитования в торговых точках к продвижению своих карточных продуктов и кредитов на неотложные нужды. «Что касается пластиковых карт, то этот продукт становится более востребованным и постепенно вытесняет собой экспресс-кредиты в магазинах, – говорит заместитель председателя правления «Абсолют Банка» Олег Скворцов. - С развитием соответствующей инфраструктуры, которая сделает пластиковые карты удобным инструментом платежеспособности в регионах, спрос на пластиковые карты будет только расти».
Пластиковые карты действительно являются альтернативой экспресс-кредитованию в торговых точках, так как имеют соизмеримые с ними кредитные лимиты и позволяют оплачивать товары в тех же местах. При этом у карт ряд преимуществ, как для пользователей, так и для банков: они позволяют своим держателям приобретать товары не только в определённых торговых точках, а везде, где существует соответствующая инфраструктура по их приему к оплате, погашение же кредита также становится более комфортным с расширением сетей банкоматов, поддерживающих возможность приёма наличных. Банком при этом выгоднее держать заёмщиков в числе постоянных клиентов за счёт возобновляемого кредитного лимита по карте, снижая, таким образом, риски не возврата кредита.
Проблема
роста задолженности
2.2.
Условия предоставления
кредита банками
Сравнительная
таблица условий получения
Банк | Ставка, % годовых | Срок кредита | Сумма кредита | Примечание |
Русский стандарт | 0-19 | От 3 до 24 мес. | 3000-100000 руб. | Плата за ведение ссудного счёта-1,9% от суммы кредита ежемесячно, досрочное погашение кредита - 1,9% от суммы кредита. |
Хоум кредит энд ФинансБанк | 12-28,5 | от 4 до 24 мес | 3 000 - 200 000 руб. | плата за ведение ссудного счета - 1,99% от суммы кредита ежемесячно, досрочное погашение кредита - бесплатно |
Дельтабанк | 25 | 24 мес. | 10 000 - 90 000 руб. | плата за обслуживание пластиковой карты - 600 руб. в год, досрочное погашение кредита - бесплатно (не раньше, чем через 4 мес.) |
Альфабанк Экспресс | 34 | до 12 мес. | до 200 % от среднемесячного заработка | досрочное погашение кредита - бесплатно. |
Росбанк | 18 | до 18 мес | 3 000 - 200 000 руб. | плата за ведение ссудного счета - 0,9% от суммы кредита ежемесячно, досрочное погашение кредита - 1% от оставшейся суммы кредита. |
Финансбанк | 0,9 - 18 | от 4 до 36 мес. | 2 500 - 100 000 руб | комиссия за выдачу кредита - 0-20% от суммы кредита (единовременно), досрочное погашение кредита - бесплатно. |
Райффайзенбанк | 16,5 | до 36 мес. | 90000 - 450000 | Комиссия за предоставление кредита – 2% от суммы кредита, отсутствие залога и поручителей |
МДМ - Банк | 21
(на срок от 6 до 36 мес.)
22 (на срок от 3,5 до 5 лет) |
6 мес. – 5 лет* | 30000-750000 | Комиссия за предоставление кредита – 2% от суммы кредита, неустойка на просроченную задолженность – 0,5% от суммы просроченной задолженности |
* При кредитовании на срок свыше 3 лет минимальная сумма кредита 150 000 руб.
Таким
образом, рассмотрев данную таблицу
можно сделать ввод о том, что
самый высокий процент по кредиту
в Альфабанке, а самый низкий – в банках
Русский Стандарт, Финансбанк и Росбанк.5
Потребительский МДМ-Банка позволяет
получить крупную сумму до 750 000 рублей
на длительный срок до 5 лет при минимальном
пакете документов при отсутствии залога
и поручителей.6 Преимущество потребительского
кредитования в Райффайзенбанке заключается
в низкой процентной ставке и отсутствии
залога и поручителей. Кроме того, потенциальный
клиент может использовать кредит по своему
усмотрению без определения банком целевого
использования средств. 7
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка потребительского кредитования в России
Рост рынка потребительского кредитования в России сопряжен с решением текущих проблем, без решения которых невозможно добиться его поступательного развития.
Бурный процесс развития рынка потребительского кредитования сопряжен с множеством проблем, как старых, так и вновь образовавшихся.
Работу западных банков существенно упрощают базы данных кредитных историй за длительный период. В России законодательная и практическая работа по созданию кредитных историй ведется (например, принят и с 1 июня 2005 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ «О кредитных историях», создаются бюро кредитных историй), но больших массивов данных как таковых до сих пор нет. В силу хотя бы хронологического фактора. На Западе статистика по потребительскому кредитованию ведется десятилетиями (а в США, Канаде, Финляндии и ЮАР уже более века), что позволяет более точно оценивать риски, что упрощает выдачу кредиту и снижает процентные ставки. Такие эффекты на российском рынке очень желательны, но эту проблему (даже при условии наличия законодательной базы) способно решить только время.
Впрочем, даже наличие кредитных историй не отменяет некоторой нестабильности в стране, несовершенства судебной системы и связанных с этим проблем реализации обеспечения по «плохим» кредитам.
Значительная часть средств граждан остается в «серой» зоне экономики, а значит, продолжает быть недоступной для получения кредитов. В отсутствие реальной информации о доходах не может быть и речи о цивилизованном потребительском кредитовании.
Важной перспективой для банков является также налаживание долгосрочных отношений с потребителем. Огромная популярность одноразовых экспресс-кредитов – атрибут начального становления рынка. Можно предположить, что со временем будет развиваться рынок кредитных карт и овердрафтовых кредитов. Это также в интересах заёмщиков, так как при наличии долгосрочных отношений с банком ставка по кредиту будет ниже той, которую банк установит для заемщика, с которым познакомился час назад.
Кроме того, учитывая особую популярность экспресс-кредитов, со временм может проявить себя в полном объеме и проблема неплатежей по потребительским кредитам.
Рынок бурно растет, в ближайшее время ожидается дальнейшее расширения участия иностранцев, банки-новички стремятся как можно быстрее выйти на рынок и занять свою нишу, а первопроходцы упрочить свою позицию. В такой лихорадочной обстановке недавно вошедшие на рынок отечественные банки в силу отсутствия опыта могут выдать значительное количество недостаточно обоснованных кредитов. Иностранные банки, незнакомые с местными условиями тоже могут быть причиной появления большого числа кредитов, выплаты по которым не будут осуществляться.
Отдельно стоит сказать об участии на рынке иностранного капитала. Чувствуя большой потенциал российского рынка и в то же время испытывая некоторый застой на западном рынке потребительского кредита, крупные иностранные игроки стремятся войти на рынок, покупая доли в российских компаниях и создавая свои дочерние банки. Такие крупные западные банки как Societe Generale, GE Consumer Finance и Cetelem объявили о своих планах занять существенную долю российского рынка. С точки зрения потребителя это позитивные события, так как разнообразие кредитных продуктов будет расти, а ставки по кредиту падать. Но смогут ли выжить в таких условиях российские банки, с их относительно скромными ресурсами остается под вопросом.
Именно проблема низкой капитализации остается основным препятствием на пути развития отечественного потребительского кредитования (впрочем, это общая проблема для банков России). Большое количество средних и мелких банков рады были бы выйти на рынок, но им не хватает средств. Рынок развивается, в основном, за счет крупных игроков, которые раньше считали потребительское кредитование неперспективным для себя видом услуг.
Информация о работе Развитие рынка потребительских кредитов в РФ