Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 08:53, контрольная работа
В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов безналичным путем гораздо предпочтительнее наличных расчетов, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Так же существует ограничение расчета наличностью, не более 100 000 рублей по одному договору. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков и заинтересованность государства в них с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов. Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации, пяти операционных дней вне пределов Российской Федерации.
- применение
национальных денег в
- признание денег мировым сообществом в качестве всеобщих эквивалентов превращает деньги в валюту;
- статус
валюты придаёт деньгам
- в мировом сообществе должно быть доверие к валюте того или иного участника, уверенность в возможности обмена (конвертации) одной валюты на другие валюты.
Использование валюты предполагает развитие валютных отношений. Одной из важнейших задач финансовой политики любого государства является укрепление национальной валюты, её стабилизация - один из главных показателей финансовой устойчивости национальной экономики. Для устойчивости необходимы три основных элемента: валютная политика, валютное регулирование и валютный контроль.
Национальная валютная система характеризуется моментами:
во- первых, она является формой организации валютных отношений;
во-вторых, представляет собой совокупность элементов регулирования валютных отношений;
в-третьих, она включает конкретные механизмы валютного контроля;
в-четвёртых, основные её положения закреплены в национальном законодательстве;
в-пятых, она тесно связана с мировой, международной валютной системами, действующих в рамках межгосударственных соглашений.
При переходе к рыночной экономике валютная система складывается и развивается в результате глубокой реформы валютных отношений.
Как
экономическая категория
Валютные
отношения могут выступать в
системе экономических
В национальной хозяйственной системе страны валютные отношения находят своё отражение в такой экономической категории, как валютная система. Валютная система государства:
- является формой организации валютных отношений;
- представляет
собой совокупность элементов
регулирования валютных
- включает конкретные механизмы валютного контроля;
-закреплена
национальным
-тесно
увязала с международной
Основой
всех национальных валютных систем является
национальная
валюта, в России - это российский рубль.
Важнейшими элементами и функциями валютной
системы России являются:
-принципы
и порядок внутренней и
- выбор
и регулирование режима
-сфера
использования системы
- применение механизма валютного контроля;
- регулирование
международной валютной
- регулирование порядка использования Россией международных кредитных средств обращения;
- правовая регламентация и регулирование международных расчётов России;
- регулирование валютного рынка , рынка золота, золотовалютных резервов;
-институциональное элементы валютной системы, включающей органы валютного регулирования и валютного контроля, валютные биржи, банки.
Функционирование валютных отношений связано с системой институтов государства и рынка. Часть институтов национальной финансовой системы (Центробанк России, Минфин России и др.) формирует и реализует государственную экономическую политику в соответствующих областях. Другая часть институтов обслуживает деятельность финансовых рынков включающих: кредитные рынки и рынки межбанковских кредитов; рынки инвестиций, ценных бумаг, включая фондовые биржи; валютные рынки, включая валютные биржи. Большинство элементов валютной системы так или иначе связано с регулированием валютных отношений и валютным регулированием.
Основными направлениями валютной политики в России являются:
-укрепление валютно-финансового механизма;
- повышение
платёжеспособности и
- привлечение
на выгодных для страны
- противодействие
нежелательному вывозу за
- укрепление
национальной валюты
Становление в развитие валютной системы в Российской Федерации.
Всегда внешнеэкономические
Основой валютной системы СССР была валютная монополия государства, предполагавшая, что держателем иностранной валюты может быть лишь государство. В ноябре 1921 г. Государственному банку РСФСР было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой. Банк устанавливал официальный курс, регулируя разрешённые в 1992 г. частные сделки по купле-продаже на бирже золота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей выписанных в иностранной валюте.
В 60-70-гг. основным источником поступления валютных средств были доходы от экспорта продукции, суммы привлечённых валютных кредитов, а также накопленные внутренние резервы. Концентрация валютных доходов от экспорта, конверсионные операции с твёрдыми валютами осуществлялись в СССР тремя крупнейшими банками, связанными с внешнеэкономической сферой: Внешторгбанком СССР, Международным банком экономического сотрудничества (МВЭС), Международным инвестиционным банком (МИБ). Обладая значительными валютными ресурсами, эти банки были реальной силой на мировом валютном рынке, существенно воздействуя на движение валютных курсов.
Использование валютных ценностей осуществлялось на плановой основе - утверждались в составе народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Предприятия и организации получали выделенные им валютные средства через единую валютную кассу государства. Это снижало стимулы предприятий к повышению конкурентоспособности своей продукции и, вело к отставанию советской экономики от западных стран.
Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны преследовалось в уголовном порядке. Например, за валютные спекуляции Уголовным кодексом предусматривался расстрел.
Национальная валюта советский рубль была конвертируемой, на иностранную валюту она не разменивалась. Официальный курс рубля был фиксированным, завышенным и не отвечал паритету платёжеспособности валют. Во внешнеэкономических расчётах применялась специальная денежная единица - валютный рубль. В 60-е гг., например 1 валютный рубль равнялся 1,2 - 1,3 американского доллара.
Принятие в 1986г. постановления Совета Министров СССР позволило предприятиям получать в своё распоряжение часть валютной экспортной выручки и ограниченное право использовать её на собственные нужды, начинается процесс децентрализации внешнеэкономической деятельности. Банкротство Внешэкономбанка СССР в 1991г. повлекло за собой массовый переход клиентов в другие банки, что положило начало процессу формирования межбанковского валютного рынка.
На смену единственному валютному курсу пришла система множественных курсов. С осени 1989 г. введён специальный туристический курс, превышающий официальный почти в 10 раз. Затем с ноября 1989г. по апрель 1991 г. Внешэкономбанк СССР под контролем центральных государственных органов начинает проводить Национальные аукционы, на которых впервые начинает устанавливаться рыночный курс рубля к доллару. В 1990 г. вводится коммерческий курс рубля, превышающий официальный курс в З раза, который применяется во внешнеторговом обороте и для составления статистической отчётности. С апреля 1991 г. в рамках Госбанка СССР начала действовать Валютная биржа, где проводили операции по купле-продаже валюты крупнейшие банки. Там формировался единый рыночный курс рубля. К концу 1991 г. биржевой курс стал главным ориентиром для установления ЦБ РФ официального курса рубля.
Правила межбанковской торговли Валютной биржи пошли составной частью в валютное законодательство страны. ЦБ России, ведущие коммерческие банки, правительство Москвы и Ассоциация российских банков (АРБ) учредил в 1992г. независимое акционерное общество закрытого типа Московскую межбанковскую валютную биржу (АОЗТ «ММВБ»).
В 1992 г. вместо союзного закона был разработан и принят Закон Российской федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 9 октября 1992 г. № 3615-1).
В 1993-1994 гг. получает развитие внебиржевой межбанковский валютный рынок в РФ. Одним из факторов его укрепления стал высокий спрос населения на наличную валюту, служившую эффективным средством сбережения в условиях гиперинфляции. Резкий рост валютных сбережений населения (почти в 4 раза) в данный период произошёл во многом из-за ввоза наличной иностранной валюты,
С 1 июля 1995 г. в России был введён «валютный коридор», те, определены предельные границы колебаний обменного курса рубля. Эта мера позволяла сдерживать поступательное движение доллара СIIIА. С 17 мая 1996 г. Банк России отменил механизм привязки официального курса рубля к ММВБ и ввёл Механизм установления официального курса рубля на основе собственных котировок. По сути, это означало введение жёсткой курсовой политики в интересах государства.
Начиная со второй половины 1997 г. Государство теряет функцию гаранта стабильности национальной денежной системы. Доллар США занимает лидирующие позиции в сфере обращения внутри Росси.
Таким
образом, становление и развитие
валютной системы в России это
трудный неоднозначный и
Основные
нормы валютного
Основой валютного законодательства России является Закон РФ от 9.10.92 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (Закон). Кроме того, подтверждено действие на территории Российской Федерации Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР (далее - Основные положение), утвержденных письмом Госбанка СССР от 24.05.91 г. № 352, в части, не противоречащей Закону, которые должны применяться с учетом последующих изменений и дополнений. В рамках действующего валютного законодательства принят ряд нормативных документов по конкретным вопросам валютного регулирования. Законодательные и нормативные документы в области валютного регулирования устанавливают правила совершения операций в иностранной валюте как между российскими юридическими лицами (резидентами) и иностранными фирмами (нерезидентами), так и между российскими предприятиями на территории Российской Федерации, определяют формы и методы контроля за внешнеэкономической деятельностью, а также меры ответственности за нарушение валютного законодательства.