Пути совершенствования кредитной системы для бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определить сущность кредитной системы Республики Казахстан.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
- выявить общую характеристику значимости кредита в рыночной экономике;
- охарактеризовать сущность кредитной системы в целом и кредитной системы Республики Казахстан, в частности.

Содержание

Введение

1. Кредитная система

1.1 Сущность и формы кредита

1.2 Механизм функционирования кредитной системы

2 Развитие кредитной системы в РК

2.1 Становление кредитной системы Республики Казахстан

2.2 Современная тенденция развития кредитной системы в РК

3 Пути совершенствования кредитной системы для бизнеса

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая Ланы.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

Проводится работа по участию субъектов малого предпринимательства  в государственных закупках за счет бюджетных средств на тендерной основе.

Организуется работа с фермерскими, крестьянскими хозяйствами  и перерабатывающими предприятиями  по финансированию проектов по кредитной  линии Всемирного Банка Реконструкции  и Развития, Азиатского Банка Развития, Европейского Банка Реконструкции и Развития и др.

По кредитной линии  Всемирного Банка банками второго уровня профинансировано 8 проектов на сумму 1 млн. 660 тыс. долларов США, подготовлены на рассмотрение четыре проекта на сумму 611 тыс. долларов США.

По Программе второго  транша АБР за 1998-1999 годы Алматинской  областью было получено 3,2 млн. долларов США. Кредитные ресурсы в основном были направлены на производство новых  видов продукции, приобретение оборудования, строительство хранилищ.

В области одной из приоритетных направлений является борьба с бедностью и безработицей. Постановлением Правительства Республики Казахстан была утверждена "Программа микрокредитования наименее обеспеченных граждан Республики Казахстан на 1998-2000 годы", которая преследует следующие цели: обеспечение занятости, увеличение доходов, снижение бедности; развитие индивидуального и семейного предпринимательства среди трудоспособного незанятого населения.

Всего по области за 1998-1999 годы микрокредиты получили 3750 человек на общую сумму 119,6 млн. тенге. Они были использованы на: закупку, откорм и разведение всех видов скота; выращивание фруктов и овощей;

- организацию торговли, общественного питания; оказание услуг; производство товаров широкого потребления.

В целях производственной и инновационной поддержки продолжается работа по организации спирт винзаводов, табачных фабрик с использованием местного сырья. Принимаются меры по широкому развитию сети перерабатывающих производств с внедрением технологических линий по упаковке с современным дизайном, рекламирующих качественную и экологически чистую продукцию. Так, налажен выпуск молочной продукции в разовых полистирольных стаканчиках и полиэтиленовой пленке (финпак), запущена итальянская линия по упаковке томатных и фруктовых соков и детского питания; внедрена немецкая линия по разливу минеральной воды и напитков.

В соответствии с Программой импортозамещения готовится предложение  по созданию специализированных производств  малого предпринимательства на пустующих  производственных площадях предприятий с целью выпуска на них отдельных видов товаров, закупаемых из-за границы.

Субъектам малого предпринимательства  за истекший год передано 22 пустующих  и неиспользуемых объекта, продано 439 и передано безвозмездно 4597 земельных  участков.

Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства  включает такие направления деятельности как:

- создание общественных объединений предпринимателей, инфраструктуры народных промыслов и туризма. В рамках программы "Ремесла предков" составлена база данных о физических и юридических лицах, занятых ремеслами предков, народными промыслами; проведены выставки изделий народных умельцев; организованы мастерские (студии) по обучению ремеслу;

- возрождение исторических центров на трассе Великого Шелкового пути в рамках Соглашения со странами, находящимися на этой трассе;

- создание бизнес инкубаторов в районах и городах области;

- строительство турбаз на территории, прилегающей к озеру Иссык, Алаколь, Балхаш и Капчагайскому водохранилищу;

- расширение сети частных школ и дошкольных учреждений.

Совершенствование правовых условий развития малого предпринимательства  включает проведение региональных специальных  семинаров по освещению законодательства по защите прав предпринимателей; анкетирование  предпринимателей; разработку программ по трудовому и антимонопольному законодательству для фермеров, представителей малого и среднего бизнеса, руководителей хозяйствующих субъектов.

Обеспечивается информационная и кадровая поддержка малого предпринимательства. При бизнес-инкубаторах организовываются курсы по обучению молодежи и безработных основам бизнеса, оказана информационно-разъяснительная и методическая помощь, консультации по вопросам регистрации, финансирования и налогообложения.

Для поддержки отечественных товаропроизводителей, в первую очередь предпринимателей, с 1999 года проводится конкурс на лучшего товаропроизводителя области.

В целях выявления  основных причин, мешающих становлению  и совершенствованию форм поддержки  малого бизнеса, разработке рекомендаций по созданию условий для улучшения предпринимательского климата в области, Комитетом экономики Алматинской области было проведено комплексное обследование малых и средних предприятий.

Вопросы анкеты охватывали практически все сферы деятельности предприятий. Предприниматели в бизнесе сталкиваются с массой проблем. Тщательная их систематизация, анализ и выработка мер, которые способствовали бы активизации инновационного потенциала предпринимателей, создающих коммерчески реализуемые продукты, услуги и инновации, крайне необходимы в современных условиях Казахстана.

Проведенное исследование было направлено на оценку предпринимательской  среды, инвестиционного климата  в регионе, а также выявление  основных препятствий, сдерживающих интенсивное  развитие предпринимательства. В конечном итоге предполагалось выработать меры государственной поддержки развития предпринимательства на областном уровне.

В течение периода  с сентября 1998 г. по сентябрь 1999 г. половина предприятий действовала неполный год. Основными причинами простоев служили недостаток финансовых средств, низкий спрос, проблемы обеспечения сырьем, высокие цены на энергоносители.

Возможность получения  кредита для организации бизнеса  для большинства респондентов оказалась  проблематичной, только 18,3% руководителей смогли получить его в банках. Это говорит о том, что банки не заинтересованы предоставлять кредиты под производство, которое находится в сельской местности.

Кредиторами малых предприятий  выступают в основном коммерческие банки - 37%, частные заемщики, друзья и родственники - 21%, Фонд развития и поддержки малого предпринимательства - 18%, Национальный Банк -12%.

Значительное число  респондентов отметили трудности в  получении кредита, при этом для 60,6% из этого количества обращение  с запросами о предоставлении кредита в банки завершилось неудачей. Основными причинами отказа в выдаче кредита были названы следующие; отсутствие залога - 30,6%; высокая процентная ставка (19,5-30%) - 40,0%; отсутствие у заемщиков высоколиквидных залогов и гарантий или гарантеров - 8%.

Мнение респондентов относительно оценки предпринимательского климата следующее. Более половины опрошенных предпринимателей считают, что главной задачей государства  является поддержание стабильности национальной валюты, более трети - сокращение налогов и отчислений от зарплаты, каждый четвертый предприниматель улучшение предпринимательского климата связывает с возможностью получения кредита, каждый пятый - с сокращением бюрократического контроля. По данным опроса были рассчитаны рейтинговые оценки каждого фактора.

Рейтинговая оценка предпринимательского климата в стране: по мнению респондентов.

 

Таблица 1- Рейтинговая оценка предпринимательского климата

Рейтинг

Экономические и политические решения

0,302

Стабильность национальной валюты

0,193

Совершенствование налогообложения юридических и физических лиц

0,126

Повышение доступности  кредитования МСП

0,111

Сокращение бюрократического контроля

0,067

Улучшение инфраструктуры (дорог, сетей водоснабжения и  энергоснабжения и других коммуникаций)

0,052

Содействие организации  новых форм снабжения сырьем и  материалами

0.037

Стимулирование создания технологических центров

0,022

Разработка механизмов для помощи предприятиям, создающим  рабочие места с промышленной территорией и зданиями

0,015

Содействие развитию кооперации МСП с зарубежными партнерами

0,015

Улучшение образования  в области менеджмента, бизнеса  и планирования

0,015

Расширение возможностей получения информации в области  маркетинга

0,015

Создание условий для  развития лизинга




 
 

Большинство предприятий с уверенностью смотрят в будущее и надеются расширить производство, около четверти - намерены развиваться на прежнем уровне. Меньшая часть предпринимателей по-разному планируют будущее своей фирмы: слияние с другим предприятием, сокращение объемов производства, закрытие, изменение профиля деятельности предприятия. Часть предпринимателей вовсе не имеют инвестиционных планов. Это отрицательный момент, так как они не уверены в завтрашнем дне. Мнения респондентов о перспективах экономического состояния в том секторе малого и среднего бизнеса, в котором они работают, распределились следующим образом (рис. 1).

 

Каждый четвертый предприниматель  ожидает небольшой рост производства, каждый восемнадцатый - интенсивный рост.

Каждый второй отмечает повышение своего ежемесячного дохода по сравнению с тем, когда он не имел собственного производства.

Согласно результатам  опроса для стабильной работы предприятия  в среднем необходим кредит в  сумме 89 тыс. долл. США.

Основными причинами, замедляющими развитие предпринимательства, по мнению респондентов, являются несовершенство законодательной базы, налоговой системы, отсутствие финансовых средств - по 16% каждая;нестабильность экономической ситуации - около 7%; коррумпированность государственных чиновников - 5%; недоступность кредитных ресурсов и недобросовестная конкуренция - по 4%.

Анализ результатов  анкетирования свидетельствует  о том, что предпринимательством области пройден определенный этап развития.

 

Подавляющее большинство  МСП в Алматинской области  было создано самими предпринимателями в возрасте 35-45 лет. Бизнесом в основном занимаются мужчины. Две трети руководителей предприятий имеют высшее образование. Однако в настоящее время наметилась тенденция, к снижению числа руководителей предприятий с высшим образованием. Ни один руководитель предприятия не имеет ученую степень, и ни одно предприятие не было создано специалистом, пришедшим из науки. Специалисты с более высоким уровнем образования работают менеджерами, советниками и консультантами.

Положительным моментом в развитии малого и среднего бизнеса Алматинской области является поворот к производительным видам деятельности. Так, треть предпринимателей занимается производственными видами деятельности, более 20% работает в сельскохозяйственном секторе национальной экономики. Торгово-закупочная деятельность привлекает каждого десятого респондента, а всего торговлей, посреднической деятельностью и предоставлением услуг занято 40,9% предприятий.

Для большинства малых  и средних предприятий кредитные  ресурсы недоступны вследствие высоких процентных ставок, краткосрочности, отсутствия ликвидного имущества для залога, гарантий и неразвитости механизмов страхования и применения более доступных инструментов финансирования.

По мнению респондентов органы управления и общественные организации не в полной мере оказывают содействие малым и средним предприятиям.

Более половины опрошенных предприятий МСП прогнозируют увеличение объемов выпускаемой продукции (услуг), но в то же время они ожидают  сжатие спроса внутреннего рынка на продукцию малого предпринимательства, объясняя это сокращением госзаказов, дефицитом свободных финансовых ресурсов у партнеров, снижением покупательной способности населения, а также нарастанием конкуренции со стороны зарубежных поставщиков. При более низком качестве продукции отечественных товаропроизводителей возможен некоторый кризис сбыта. Поэтому предпринимателям необходимо будет обратить особое внимание на качество своей продукции, провести тщательные маркетинговые исследования, существенное внимание уделить рекламе продукта, направить усилия на максимальное снижение производственных и трансакционных издержек, а также поиск новых рынков сбыта.

В переходный период роль государственного регулирования малого бизнеса крайне важна. Она состоит  в формировании благоприятной институциональной среды для развития предпринимательства. Справедливости ради следует отметить, что многое уже в этом направлении сделано. Институциональные основы заложены, но существенным тормозом является конкретное воплощение и практическая реализация намеченных программ. Здесь многократно возрастает роль и значение бизнес центров, технопарков и бизнес - инкубаторов. От того, как каждый акимат сможет задействовать, имеющиеся на своей территории ресурсы, и активизировать интеллектуальный, творческий и производственный потенциал своего региона зависит экономическое развитие страны. Как показал опрос, респонденты считают, что развитие предпринимательства тормозится вследствие негативных моментов, вызванных следующими явлениями:

- жесткая фискальная и кредитно-денежная политика приводит к обострению проблем воспроизводства у отдельных субъектов малого предпринимательства, такие предприятия ощущают недостаток финансовых ресурсов для текущей деятельности и развития и, стесненные "стеклянным потолком", они вынуждены скрывать свои доходы в "теневой" экономике;

- несоизмеримый рост затрат субъектов малого бизнеса на закупку продукции и услуг естественных монополистов подводит эти предприятия к банкротству;

Информация о работе Пути совершенствования кредитной системы для бизнеса