Процентная политика Центрального Банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Практически во всех странах мира коммерческие банки прибегают к кредитным средствам центральных банков, которые предоставляются под определенные проценты. Дисконтная, или учетная, ставка, применяемая центральными банками в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций и переучету коммерческих векселей и других отвечающих требованиям центрального банка видов ценных бумаг, называется официальной учетной ставкой.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования процентной политики Центрального Банка
1.1. Сущностная характеристика процентной политики Центрального Банка
1.2. Методы процентной политики
1.3. Система рефинансирования в России и ее элементы
1. Процентная политика банка: ее цели и задачи………………3
1.1 Содержание процентной политики………….………………..3
1.2 Процентная политика Центрального банка
Глава 2. Международный опыт применения процентной политики Центральными Банками
2.1. Процентная политика Федеральной резервной службы
2.2. Процентная политика ЕЦБ
2.3. Процентная политика Банка Англии и Немецкого федерального банка
Глава 3. Российский опыт применения процентной политики Банком России и направления ее развития
3.1. Формирование и методы процентной политики Банка России
3.2. Применение процентной политики Банком России в условиях финансового кризиса и тенденции ее развития
3.3. Направления развития системы рефинансирования в России
3.4. Совершенствование организации межбанковского кредитного рынка
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Процентная политика Центрального Банка.docx

— 110.62 Кб (Скачать)

    В январе - июле 2011 года в условиях высокого уровня ликвидности в банковском секторе спрос кредитных организаций  на большинство инструментов рефинансирования был незначительным - кредитные организации  обращались к ним в отдельные  периоды, что преимущественно было обусловлено необходимостью осуществления  налоговых платежей. Однако начиная  с августа на фоне возобновления  оттока капитала, связанного с развитием  долгового кризиса в еврозоне, объемы рефинансирования кредитных  организаций существенно возросли. Валовой кредит Банка России кредитным  организациям в целом за январь - сентябрь 2011 года увеличился на 188,6 млрд. рублей. При этом задолженность кредитных  организаций по кредитам, обеспеченным ценными бумагами из Ломбардного  списка Банка России и нерыночными  активами, уменьшилась на 9,6 млрд. рублей, по операциям прямого РЕПО - увеличилась  на 199,0 млрд. рублей.

    В целях обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы  Банк России ежедневно предоставлял кредитным организациям внутридневные кредиты. За январь - сентябрь 2011 года их объем увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2010 года на 25,5% и на 1.10.2011 составил 25,1 трлн. рублей.

    Банк  России также предоставлял кредитным  организациям кредиты "овернайт" для завершения операционного дня. В январе - сентябре 2011 года их объем составил 167,9 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2010 года на 3,8%.

    Среднедневной объем задолженности по операциям  прямого РЕПО Банка России за январь - сентябрь 2011 года составил 11,6 млрд. рублей (27,7 млрд. рублей за аналогичный период 2010 года).

    Общий объем предоставленных кредитным  организациям ломбардных кредитов в  январе - сентябре 2011 года был равен 42,7 млрд. рублей (в январе - сентябре 2010 года - 57,4 млрд. рублей), из них 34,7 млрд. рублей составили ломбардные кредиты  по фиксированной процентной ставке на срок от 1 до 30 календарных дней.

    Существенно сократился по сравнению с предыдущим годом спрос кредитных организаций  на кредиты под залог нерыночных активов. В январе - сентябре 2011 года их объем составил 6,7 млрд. рублей (320,9 млрд. рублей за соответствующий период 2010 года).

    Операции "валютный своп" в январе - сентябре 2011 года Банком России не проводились  вследствие отсутствия спроса на них  со стороны кредитных организаций.

    В 2011 году Банк России завершил работу по созданию нового инструмента рефинансирования кредитных организаций - кредитов, обеспеченных золотом. По состоянию на 1 октября 2011 года возможность проведения операций в соответствии с указанным механизмом имеют кредитные организации  шести регионов России (Московского  региона, Самарской и Челябинской  областей, республик Бурятия и  Саха (Якутия), а также Краснодарского края). В октябре Банк России принял решение об увеличении до 180 дней срока предоставления кредитов, обеспеченных золотом, и установлении с 1 ноября 2011 года процентной ставки по указанным кредитам на срок от 91 до 180 дней в размере 7,25% годовых. 

Валовой кредит Банка России кредитным организациям и задолженность Банка России по операциям абсорбирования(млрд. рублей) 

 

    В рамках работы по свертыванию антикризисных  мер Банк России с 3 мая 2011 года приостановил заключение с российскими кредитными организациями генеральных соглашений о предоставлении Банком России кредитным  организациям кредитов без обеспечения. В соответствии с принятым в марте 2011 года решением Банк России с 1 июля 2011 года приостановил заключение сделок прямого РЕПО с кредитными организациями, обеспечением по которым являются акции  российских компаний. Советом директоров Банка России также были приняты  решения о приостановлении проведения других операций, о возврате к докризисным  подходам к формированию Ломбардного  списка Банка России. Вместе с тем, учитывая возросшие потребности  кредитных организаций в рефинансировании, Банк России в IV квартале 2011 года возобновил применение ряда мер, направленных на поддержание уровня ликвидности банковского сектора:

    - возобновил предоставление кредитов, обеспеченных поручительствами  кредитных организаций;

    - повысил поправочные коэффициенты, применяемые для расчета стоимости  "нерыночных" активов, принимаемых  в обеспечение по кредитам  Банка России, с 0,2 - 0,5 до 0,5 - 0,8;

    - возобновляет с 1.11.2011 предоставление  кредитов Банка России, обеспеченных  активами или поручительствами, на срок от 90 до 180 календарных  дней. 

2.2 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование

    Одной из ключевых задач Банка России на 2012 - 2014 годы является формирование необходимых  условий для повышения эффективности  проводимой процентной политики. Для  этого Банк России продолжит осуществление  мер, направленных на повышение гибкости курсообразования, совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сглаживание влияния автономных факторов на динамику банковской ликвидности. Это будет способствовать постепенному усилению воздействия канала процентных ставок трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики на достижение конечной цели по инфляции. В частности, для повышения действенности влияния процентной политики Банка России на краткосрочные ставки денежного рынка предстоит принятие решений по оптимизации системы инструментов денежно-кредитного регулирования, совершенствованию механизмов проведения операций Банка России на основе прогнозов показателей ликвидности банковского сектора.

    По  мере перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит  движение в сторону дальнейшего  сокращения вмешательства в процессы курсообразования, постепенно отказываясь от управления валютным курсом. При этом в зависимости от развития ситуации под воздействием внешних и внутренних факторов Банк России может проводить операции на внутреннем валютном рынке, приводящие как к предоставлению, так и к изъятию ликвидности.

    В зависимости от реализации различных  сценариев макроэкономического  развития, оказывающих влияние на динамику денежно-кредитных показателей, Банк России готов к активному  применению инструментов предоставления денежных средств банковскому сектору  или абсорбирования свободной ликвидности кредитных организаций для достижения целевых ориентиров денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе.

    В рамках всех вариантов прогноза, рассмотренных  выше, ожидается рост чистого кредита  банкам со стороны Банка России. При формировании дефицита банковской ликвидности Банк России обеспечит  применение необходимого набора инструментов рефинансирования на основе сочетания  операций по предоставлению средств  на аукционной основе и операций постоянного  действия.

    В целях повышения эффективности  инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования для кредитных  организаций, в частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным  операциям. Вместе с тем будет  продолжена работа по созданию единого  механизма рефинансирования банков под обеспечение активов, входящих в "единый пул обеспечения". Предполагается, что в его состав будут входить  такие активы, как векселя, права  требования по кредитным договорам, ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России, а также включенные в котировальные списки российских фондовых бирж, золото и иные виды активов.

    При развитии ситуации в банковском секторе, при которой формируется избыточное денежное предложение, Банк России в  качестве инструментов для его абсорбирования продолжит использование операций по размещению ОБР и депозитных операций с кредитными организациями. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности Банком России могут служить операции на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами.

    Банк  России предполагает использовать возможности, предоставляемые системой банковских электронных срочных платежей (БЭСП), для проведения расчетов по операциям  предоставления и изъятия ликвидности.

    Банк  России продолжит использование  обязательных резервных требований в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования и сдерживания  инфляционных процессов. В зависимости  от изменения состояния ликвидности  банковского сектора Банк России может принимать решения относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации с учетом соотношения рисков инфляции и рисков замедления экономического роста, а  также рисков, связанных с внешнеэкономическими факторами.

    В 2012 - 2014 годах Банк России продолжит  взаимодействие с Минфином России по вопросам, касающимся непосредственно  реализации денежно-кредитной политики и функционирования финансового  рынка. В частности, будет продолжено использование и развитие реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения свободных  бюджетных средств в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние ликвидности банковского сектора. Кроме того, Банк России совместно с Минфином России будет участвовать в разработке и реализации мер по развитию рынка государственных ценных бумаг. Повышение ликвидности и увеличение емкости рынка государственных ценных бумаг расширит возможности Банка России по регулированию денежного предложения и будет способствовать повышению эффективности трансмиссии процентной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

         Процентная политика находит  свое выражение в регулировании  уровня и динамики процентных  ставок. При открытой экономике  уровень и динамика процентных  ставок отражают степень деловой  активности в стране, темпы инфляции, напряженность кредитного рынка  и воздействие внешних факторов.

         Процентная политика является одним из важнейших и в то же время достаточно сложных инструментов регулирования банковской деятельности. Основные принципы построения шкалы процентных ставок должны исходить из состояния спроса и предложения на кредитные ресурсы, сроков хранения, величины депозитов, темпов инфляции и т.д.

        Рыночный процесс формирования  процентных ставок является достаточно  сложным. Средний уровень процента как и рыночная величина зависит от спроса и предложения денег, развитости денежного рынка, источников свободных денег (с точки зрения сроков их высвобождения), заемщиков средств (их кредитоспособности, надежности в возврате заемных средств) и других факторов.

         Политика процентных ставок содействует  в основном достижению трех  целей:

· благоприятствовать росту экономики путем установления умеренно низких процентных ставок на кредиты;

· сдерживать инфляцию;

· обеспечивать стабильность национальной валюты на валютных рынках посредством установления умеренно повышенных процентных ставок.

         Первая цель оправдывает понижение  процентных ставок на денежном  рынке, вторая и третья оправдывают  их рост. Разрешение данного противоречия  частично достигается путем проведения  селективной (выборочной) политики  процентных ставок в пользу  приоритетных производств и секторов  экономики. В данном случае  регулирующие функции политики процентных ставок проявляются как регулирование уровня сбережений и инвестиций, регулирование уровня деловой активности и воздействие на уровень инфляции.

         В настоящее время существует  множество видов процентных ставок  в зависимости от характера  и длительности кредита, объекта  кредитования, платежеспособности  заемщика и т.д. Можно, например, выделить официальную учетную  (дисконтную) ставку, ставку денежного  и финансового рынков, процент  на банковский кредит и на  ценные бумаги, дебиторские и  кредиторские ставки.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%20%D1%86%D0%B1%20%D1%80%D1%84%20%D0%B2%20%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F%D1%85%20%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81%D0%B0%20%D0%B8%20%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B5%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F&source=web&cd=19&ved=0CFoQFjAIOAo&url=http%3A%2F%2F4dk-consultant.ru%2Fdocs%2F09_11_11new1.doc&ei=PhjUTuCbLsft-gbuqoSYDw&usg=AFQjCNG3IACUKyN-Kwj217BpbobnNJ9xwQ&cad=rjt 2глава

Информация о работе Процентная политика Центрального Банка