Проблемы возвратов потребительских кредитов на примере Уральского банка Сбербанк России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе экономического развития кредит является важным элементом процессов, осуществляемых в национальной экономике Российской Федерации. Уровень и масштабы кредитной активности различных субъектов обеспечивают высокие темпы развития, повышение конкурентоспособности и эффективность деятельности производственного сектора, а также расширение сферы потребления благ в долгосрочной перспективе.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ!!!.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

1. Теоретические основы потребительского кредита 

       В рыночной экономике кредит рассматривается  как всеобщая форма движения ссудного капитала. Он  выражает экономические отношения между владельцами денежных средств (коммерческими банками) и субъектами рынка, то есть пользователями этих средств (юридическими и физическими лицами) по поводу использования денежных ресурсов на основе срочности,  возвратности и платности. Главная задача кредита - ускорение оборота денежных ресурсов с целью обеспечения дохода и устойчивого экономического роста.

       Материальной  предпосылкой развития кредита является кругооборот капитала в процессе расширенного воспроизводства. Временно свободные в результате кругооборота финансовые ресурсы могут быть на некоторое время отданы в ссуду  под определенный процент. С помощью кредита временно свободные денежные ресурсы превращаются в ссудный капитал и затем вновь вовлекаются в процесс производительного использования. Тем самым обеспечивается непрерывность процесса расширенного воспроизводства.

       Кредит  базируется на фундаментальных принципах: возвратности, срочности и платности.1 Они в полной мере отвечают принципам рыночной экономики. Вместе с тем отметим различные сферы действия кредитных отношений в зависимости от целей и субъектов этих отношений. Это обусловливает наличие разных форм кредита. Одной из важных и самых распространенных форм является потребительский кредит.

       В России к потребительским кредитам относят любые виды кредитов, предоставляемых  населению, в том числе кредиты  на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные кредиты, кредиты на неотложные нужды и прочие. При этом потребительский характер кредитов определяется целью (объектом кредитования) предоставления кредита.

       Потребительский кредит2 — это форма кредита, предоставляемого населению предприятиями торговли и сферы услуг при покупке предметов потребления, товаров длительного пользования, оплате бытовых услуг на условиях отсрочки платежа.

       Потребительский кредит3 определяется как розничная продажа товаров индивидуальным покупателям с предоставлением отсрочки платежа на определенную часть их стоимости.

       Основным  результатом от внедрения различных форм и видов потребительского кредитования становится повышение уровня жизни населения страны, ускорение товарооборота и создание условий для развития производства, а так же, как следствие этого - снижение социальной напряженности в обществе в результате доступности более высокого качества жизни для широких слоев населения.

       Важным  качеством потребительского кредита  является также тот факт, что он может предоставляться как в денежной, так и в товарной форме, т.е., по своей экономической природе сочетает качества как товарного, так и банковского кредита.

       Объектом потребительского кредита могут быть и товары, и деньги. В качестве заемщика выступает население, а предоставляют основную часть потребительского кредита банки. При получении потребительского кредита еще имеется, как правило, посредник – торговая фирма, продающая товары в кредит. Субъектами кредита, с одной стороны, выступают кредиторы - это коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины, сберкассы и другие предприятия, а с другой стороны - заемщики - люди.

       Классификация потребительских ссуд заемщиков  и объектов кредитования может быть проведена по ряду признаков, в том числе по типу заемщика, видам обеспечения, срокам погашения, методам погашения, целевому направлению использования, объектам кредитования, объему и т.д.

       По  направлениям использования (объектам кредитования) в России потребительский  кредит подразделяют на кредиты:

  • на неотложные нужды;
  • под залог ценных бумаг;
  • строительство и приобретение жилья;
    • капитальный ремонт индивидуальных жилых домов, их газификацию и присоединение к сетям водопроводам и канализациям;
    • на строительство надводных построек для содержания скота и птицы и приобретение средств малой механизации для выполнения работ в личном подсобном хозяйстве (гражданам, проживающим в сельской местности);
    • на приобретение или строительство садовых домиков и на благоустройство садовых участков (членам садоводческих кооперативов и товариществ).

       По  субъектам кредитной сделки (по облику кредитора и заемщика) различают:

  • банковские потребительские кредиты;
  • ссуды, предоставляемые населению торговыми организациями;
    • потребительские кредиты кредитных учреждений небанковского типа (ломбарды, пункты проката, кассы взаимопомощи, кредитные кооперативы, строительные общества, пенсионные фонды и т.д.);
    • личные или частные потребительские кредиты, предоставляемые частными лицами;
    • потребительские кредиты, предоставляемые заемщикам непосредственно на предприятиях и в организациях, в которых они работают.

       По  срокам кредитования потребительские  кредиты подразделяются на:

  • краткосрочные (сроком от 1 дня до 1 года);
  • среднесрочные (сроком от 1 года до 3-5 лет);
  • долгосрочные (сроком свыше 3-5 лет).

       По  способу предоставления потребительский  кредит делятся на целевой и нецелевой.

       По  обеспечению различают кредиты  необеспеченные (бланковые) и обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами, страхованием).

       По  методу погашения различают кредиты, погашение единовременно и кредиты с рассрочкой платежа.

       По  методу взимания процентов кредита  классифицируется следующим образом:

  • ссуды с удержанием процентов в момент ее предоставления;
  • кредиты с уплатой процентов в момент погашения;
    • кредиты с уплатой процентов равными взносами на протяжении всего срока пользования.

 

1.1. Проблемы потребительского кредитования в условиях кризиса и возможные пути для решения этих проблем

       Потребительское кредитование (или розничное кредитование) стало одним из приоритетных направлений розничного банковского бизнеса, поскольку его основой являются короткие деньги и диверсификация рисков невозвратов за счет распределения маленьких кредитов на большое количество заемщиков.

       Кризис  заставил многих россиян пересмотреть свою «потребительскую модель». До него частные лица, как и национальные компании, всегда имели возможность «перекредитоваться» в одном банке, чтобы за счет полученных денег погасить кредит в другом. Кризис эту возможность на время аннулировал. И в результате люди теперь все чаще предпочитают не приобретать на заемные средства товары долгосрочного пользования, а откладывать деньги либо на «черный день», либо до тех пор, пока они самостоятельно не наберут нужную им сумму для покупки.

       Итак, первый момент, который может воспрепятствовать развитию потребительского кредитования в 2010 году - это изменившаяся «потребительская модель» в российском обществе.

       Второй  момент - предсказания экспертов, о том, что как раз в этом году может прийтись пик невозврата по потребительским кредитам в России. Логика здесь простая: кризис корпоративных долгов, с которого все начиналось, неизбежно повлек за собой «замораживание» деятельности предприятий, сокращение их инвестиционных программ. Это, в свою очередь, привело к росту безработицы и снижению  зарплат оставшихся сотрудников. Наиболее «короткие» и «подъемные» кредиты, взятые в докризисный период, людям удалось погасить в этом году. На следующий год перейдут «длинные» потребительские кредиты и кредиты, взятые в прошлом году в самый разгар кризиса. Таких займов банки выдали довольно много, так как далеко не все финансово-кредитные структуры сразу осознали, что нынешний кризис будет носить затяжной характер. Кое-кто из участников рынка решил подзаработать, немного подняв процентные ставки по потребительским кредитам. Наиболее же легкомысленные или попавшие в сложное положение заемщики отреагировали на это, стремясь использовать полученные средства либо для срочной покупки дорогостоящих товаров, либо для привычного перекредитования.

       Рост  рынка заметно приостановился и  некоторые аналитики даже прогнозируют в недалеком будущем отрицательную динамику развития.

       Причин  несколько, самой важной, пожалуй, является насыщение рынка, практически все платежеспособное население уже имеет потребительские кредиты и не может, или по каким-либо причинам не хочет брать новые.

       Не  менее важной причиной является и  недобросовестность многих банков при раскрытии эффективной процентной ставки по кредитам, т.е. в кредитном договоре содержатся скрытые платежи, не указываемые банком во время рекламных компаний и не раскрываемые сотрудниками банка при оформлении банковского договора, в результате чего лицу, взявшему потребительский кредит, приходится выплачивать значительно большую сумму, чем ожидалось, что подрывает доверие к конкретному банку и системе потребительского кредитования в целом.

       Многие  банки сами замедляют рост сегмента потребительского кредитования. Для увеличения объема потребительских кредитов они снижают требования при выдаче кредита, что ведет к росту так называемых "безнадежных кредитов", которые, по мнению аналитиков, являются реальной угрозой для банков.

       Потенциальный кризис потребительского кредитования может принести ряду банков большие финансовые проблемы и замедлить рост всего сегмента. Поскольку в России нет эффективной системы взыскания долгов (независимые коллекторские агентства слишком малы и не проходили испытание кризисом), рост объема невозвратных кредитов может стать общей проблемой банковской системы.

       Прошедшие 3 года, 2007, 2008 и 2009, были очень сложными для банковского сектора нашей страны, и особенно для кредитных рынков, в виду сложившейся кризисной финансовой ситуации.

       Одной из самых важных проблем потребительского кредитования явилась проблема просроченной ссудной задолженности. Так по данным таблицы 1 видно, что её величина за период 2007-2009 гг. увеличилась с 19,9 млрд. руб. до 133,9 млрд. руб. на 114,0 млрд. руб. или 572,9 % или в 6,7 раза. В 2008 году у банков не было тревоги по поводу возможного увеличения числа просроченных кредитов, что нельзя сказать на конец 2009 г. 
 

     Таблица 1.1

     Динамика  потребительских кредитов банковского  сектора в целом по России за 2007-2009 гг.4

Показатель 01.01. 2007г. 01.01.

2008г.

01.01.

2009г.

01.07.

2009г.

01.08.

2009г.

01.09.

2009г.

01.10.

2009г.

01.11.

2009г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Кредиты всего млрд. руб. 6368,4 9438,0 14258,2 17320,0 17727,0 18445,0 19029,0 19531,0
Просроченная задолженность всего млрд. руб.      76,4    121,1 184,1 231,8      237,3       245,7     276,2     330,9
Кредиты физическим лицам млрд. руб.  1055,8  1882,7 2971,1 3 590,0    3 739,0    3 890,0 4 018,0 4 083,0
Просроченная  задолженность физ. лиц. млрд.  руб.      19,9    50,6 96,5 119,3       122,4       123,5     131,4     133,9
 

Динамика  просроченной задолженности по кредитам в целом и по потребительским  кредитам физическим лицам в Росси за 2007-2009 гг.5

     

Информация о работе Проблемы возвратов потребительских кредитов на примере Уральского банка Сбербанк России