Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 14:12, курсовая работа
На современном этапе экономического развития кредит является важным элементом процессов, осуществляемых в национальной экономике Российской Федерации. Уровень и масштабы кредитной активности различных субъектов обеспечивают высокие темпы развития, повышение конкурентоспособности и эффективность деятельности производственного сектора, а также расширение сферы потребления благ в долгосрочной перспективе.
1. Теоретические
основы потребительского кредита
В рыночной экономике кредит рассматривается как всеобщая форма движения ссудного капитала. Он выражает экономические отношения между владельцами денежных средств (коммерческими банками) и субъектами рынка, то есть пользователями этих средств (юридическими и физическими лицами) по поводу использования денежных ресурсов на основе срочности, возвратности и платности. Главная задача кредита - ускорение оборота денежных ресурсов с целью обеспечения дохода и устойчивого экономического роста.
Материальной предпосылкой развития кредита является кругооборот капитала в процессе расширенного воспроизводства. Временно свободные в результате кругооборота финансовые ресурсы могут быть на некоторое время отданы в ссуду под определенный процент. С помощью кредита временно свободные денежные ресурсы превращаются в ссудный капитал и затем вновь вовлекаются в процесс производительного использования. Тем самым обеспечивается непрерывность процесса расширенного воспроизводства.
Кредит базируется на фундаментальных принципах: возвратности, срочности и платности.1 Они в полной мере отвечают принципам рыночной экономики. Вместе с тем отметим различные сферы действия кредитных отношений в зависимости от целей и субъектов этих отношений. Это обусловливает наличие разных форм кредита. Одной из важных и самых распространенных форм является потребительский кредит.
В России к потребительским кредитам относят любые виды кредитов, предоставляемых населению, в том числе кредиты на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные кредиты, кредиты на неотложные нужды и прочие. При этом потребительский характер кредитов определяется целью (объектом кредитования) предоставления кредита.
Потребительский кредит2 — это форма кредита, предоставляемого населению предприятиями торговли и сферы услуг при покупке предметов потребления, товаров длительного пользования, оплате бытовых услуг на условиях отсрочки платежа.
Потребительский кредит3 определяется как розничная продажа товаров индивидуальным покупателям с предоставлением отсрочки платежа на определенную часть их стоимости.
Основным результатом от внедрения различных форм и видов потребительского кредитования становится повышение уровня жизни населения страны, ускорение товарооборота и создание условий для развития производства, а так же, как следствие этого - снижение социальной напряженности в обществе в результате доступности более высокого качества жизни для широких слоев населения.
Важным качеством потребительского кредита является также тот факт, что он может предоставляться как в денежной, так и в товарной форме, т.е., по своей экономической природе сочетает качества как товарного, так и банковского кредита.
Объектом потребительского кредита могут быть и товары, и деньги. В качестве заемщика выступает население, а предоставляют основную часть потребительского кредита банки. При получении потребительского кредита еще имеется, как правило, посредник – торговая фирма, продающая товары в кредит. Субъектами кредита, с одной стороны, выступают кредиторы - это коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины, сберкассы и другие предприятия, а с другой стороны - заемщики - люди.
Классификация потребительских ссуд заемщиков и объектов кредитования может быть проведена по ряду признаков, в том числе по типу заемщика, видам обеспечения, срокам погашения, методам погашения, целевому направлению использования, объектам кредитования, объему и т.д.
По направлениям использования (объектам кредитования) в России потребительский кредит подразделяют на кредиты:
По субъектам кредитной сделки (по облику кредитора и заемщика) различают:
По срокам кредитования потребительские кредиты подразделяются на:
По способу предоставления потребительский кредит делятся на целевой и нецелевой.
По обеспечению различают кредиты необеспеченные (бланковые) и обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами, страхованием).
По методу погашения различают кредиты, погашение единовременно и кредиты с рассрочкой платежа.
По методу взимания процентов кредита классифицируется следующим образом:
1.1. Проблемы потребительского кредитования в условиях кризиса и возможные пути для решения этих проблем
Потребительское кредитование (или розничное кредитование) стало одним из приоритетных направлений розничного банковского бизнеса, поскольку его основой являются короткие деньги и диверсификация рисков невозвратов за счет распределения маленьких кредитов на большое количество заемщиков.
Кризис заставил многих россиян пересмотреть свою «потребительскую модель». До него частные лица, как и национальные компании, всегда имели возможность «перекредитоваться» в одном банке, чтобы за счет полученных денег погасить кредит в другом. Кризис эту возможность на время аннулировал. И в результате люди теперь все чаще предпочитают не приобретать на заемные средства товары долгосрочного пользования, а откладывать деньги либо на «черный день», либо до тех пор, пока они самостоятельно не наберут нужную им сумму для покупки.
Итак, первый момент, который может воспрепятствовать развитию потребительского кредитования в 2010 году - это изменившаяся «потребительская модель» в российском обществе.
Второй момент - предсказания экспертов, о том, что как раз в этом году может прийтись пик невозврата по потребительским кредитам в России. Логика здесь простая: кризис корпоративных долгов, с которого все начиналось, неизбежно повлек за собой «замораживание» деятельности предприятий, сокращение их инвестиционных программ. Это, в свою очередь, привело к росту безработицы и снижению зарплат оставшихся сотрудников. Наиболее «короткие» и «подъемные» кредиты, взятые в докризисный период, людям удалось погасить в этом году. На следующий год перейдут «длинные» потребительские кредиты и кредиты, взятые в прошлом году в самый разгар кризиса. Таких займов банки выдали довольно много, так как далеко не все финансово-кредитные структуры сразу осознали, что нынешний кризис будет носить затяжной характер. Кое-кто из участников рынка решил подзаработать, немного подняв процентные ставки по потребительским кредитам. Наиболее же легкомысленные или попавшие в сложное положение заемщики отреагировали на это, стремясь использовать полученные средства либо для срочной покупки дорогостоящих товаров, либо для привычного перекредитования.
Рост рынка заметно приостановился и некоторые аналитики даже прогнозируют в недалеком будущем отрицательную динамику развития.
Причин несколько, самой важной, пожалуй, является насыщение рынка, практически все платежеспособное население уже имеет потребительские кредиты и не может, или по каким-либо причинам не хочет брать новые.
Не менее важной причиной является и недобросовестность многих банков при раскрытии эффективной процентной ставки по кредитам, т.е. в кредитном договоре содержатся скрытые платежи, не указываемые банком во время рекламных компаний и не раскрываемые сотрудниками банка при оформлении банковского договора, в результате чего лицу, взявшему потребительский кредит, приходится выплачивать значительно большую сумму, чем ожидалось, что подрывает доверие к конкретному банку и системе потребительского кредитования в целом.
Многие банки сами замедляют рост сегмента потребительского кредитования. Для увеличения объема потребительских кредитов они снижают требования при выдаче кредита, что ведет к росту так называемых "безнадежных кредитов", которые, по мнению аналитиков, являются реальной угрозой для банков.
Потенциальный кризис потребительского кредитования может принести ряду банков большие финансовые проблемы и замедлить рост всего сегмента. Поскольку в России нет эффективной системы взыскания долгов (независимые коллекторские агентства слишком малы и не проходили испытание кризисом), рост объема невозвратных кредитов может стать общей проблемой банковской системы.
Прошедшие 3 года, 2007, 2008 и 2009, были очень сложными для банковского сектора нашей страны, и особенно для кредитных рынков, в виду сложившейся кризисной финансовой ситуации.
Одной
из самых важных проблем потребительского
кредитования явилась проблема просроченной
ссудной задолженности. Так по данным
таблицы 1 видно, что её величина за период
2007-2009 гг. увеличилась с 19,9 млрд. руб. до
133,9 млрд. руб. на 114,0 млрд. руб. или 572,9 %
или в 6,7 раза. В 2008 году у банков не было
тревоги по поводу возможного увеличения
числа просроченных кредитов, что нельзя
сказать на конец 2009 г.
Таблица 1.1
Динамика потребительских кредитов банковского сектора в целом по России за 2007-2009 гг.4
Показатель | 01.01. 2007г. | 01.01.
2008г. |
01.01.
2009г. |
01.07.
2009г. |
01.08.
2009г. |
01.09.
2009г. |
01.10.
2009г. |
01.11.
2009г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Кредиты всего млрд. руб. | 6368,4 | 9438,0 | 14258,2 | 17320,0 | 17727,0 | 18445,0 | 19029,0 | 19531,0 |
Просроченная задолженность всего млрд. руб. | 76,4 | 121,1 | 184,1 | 231,8 | 237,3 | 245,7 | 276,2 | 330,9 |
Кредиты физическим лицам млрд. руб. | 1055,8 | 1882,7 | 2971,1 | 3 590,0 | 3 739,0 | 3 890,0 | 4 018,0 | 4 083,0 |
Просроченная задолженность физ. лиц. млрд. руб. | 19,9 | 50,6 | 96,5 | 119,3 | 122,4 | 123,5 | 131,4 | 133,9 |
Динамика просроченной задолженности по кредитам в целом и по потребительским кредитам физическим лицам в Росси за 2007-2009 гг.5