Проблемы и перспективы развития банковской системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:28, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение банковской системы России, проблем и перспектив развития для стабилизации ее функционирования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и структуру банковской системы;
раскрыть роль и значение Банка России в банковской системе;
выявить основные факторы, влияющие на развитие банковской системы;
провести анализ банковской системы России в условиях мирового финансового кризиса;
выявить перспективы развития банковской системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….2
1) Проблемы и перспективы развития банковской системы России……………………….4
1.1)Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора на период 2009-2011 годов…………………………………………….4
1.2)Проблемы развития банковской системы России…………………………................7
1.3)Перспективы развития банковской системы России…………………………………8
2) Практичекая часть…………………………………………………………………………..13
Задача 1………………………………………………………………………………………13
Задача 2………………………………………………………………………………………14
Задача 3………………………………………………………………………………………15
Задача 4………………………………………………………………………………………16
Задача 5………………………………………………………………………………………19
Задача 6……………………………………………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...........21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

КР.docx

— 91.20 Кб (Скачать)
 

     С 1 декабря 2008 года ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 13% годовых, ставки по операциям РЕПО поднимутся также на 1 п. п.: фиксированные - с 9% до 10%, минимальная аукционная - с 8% до 9%. Ставка рефинансирования с  начала 2008 года повышалась 7 раз (с 10% до 13%).  
 
 

1.2) Проблемы развития  банковской системы  России

     Центральный банк выступает за повышение роли денег в экономике. В реальности налицо рост значимости в современной  России бартера, квазиденег, существенных денежных потоков, идущих мимо банков. С этим же связана проблема инфляции и поиска точки равновесия на денежном рынке.

     Глобальная  задача экономической политики, ее важнейшего денежно-кредитного сегмента состоит в стимулировании роста  потребительского спроса и обеспечение  на этой основе устойчивого роста  ВВП. Можно констатировать, что в  последние годы произошла серьезная  эволюция в постановке целей денежно-кредитной  политики – от лобовой атаки на инфляцию до конструктивного подхода  в стимулировании потребительского спроса, роста ВВП, обеспечения занятости  и увеличения доходов населения. Преувеличение роли инфляции в системе  индикаторов стало очевидным  в 1998 г., когда снижение инфляции не смогло предотвратить финансовый кризис. Следует подчеркнуть, что наряду со снижением инфляции максимальные значения были достигнуты и по другому  важнейшему параметру денежно-кредитной  политики – золотовалютным резервам, увеличившимся до 24 млрд. долларов. И это тоже не спасло от кризиса.

     Большой проблемой для банков является проблема кредитоспособности предприятий. Существуют организации, которым нужны средства, но не у всех из них хорошая репутация. Иногда трудно найти предприятие, пользующееся репутацией надежного плательщика. К ней же добавляется неэффективность  юридической системы по защите прав заимодавцев, т.е. банков. Поэтому, выделяя  ссуды, банки учитывают, что не существует законодательно установленных эффективных  методов возврата ссуд в случае недобросовестности заемщика. В этой связи для обеспечения  надежности вложения банкам необходимо решение ряда проблем. Первая – закрепление  гарантий инвестиций на законодательном  уровне. Это не означает, что государство  берет на себя материальную ответственность  за инвестирование в промышленность. Прежде всего это подразумевает  выработку такой правовой базы, в  которой государство или частный  инвестор, физическое или юридическое  лицо нашли бы на законодательном  уровне подробно прописанные правила  защиты интересов против мошенничества  и правила страхования риска. Должна быть детально прописана договорно-правовая часть отношений, разработаны формы  страхования инвестиций, а судебная защита должна стать общедоступной, действенной, менее коррумпированной. Понятно, что бюджет не может нести  расходы по созданию такой системы, но это и не нужно. Во многих странах  институт гарантирования инвестиций имеет  собственные источники дохода, а  судебная система окупается за счет всевозможных пошлин.

     Практика  банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в России новой хозяйственной  системы. Построение нового банковского  механизма возможно лишь путем восстановления принципа функционирования кредитных  учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных банковских структур. Поэтому  столь важным представляется изучение зарубежной практики организации банковских систем, которые продемонстрировали свою высокую эффективность.

     С начала 90-х Россия практически с  чистого лиса начала построение своей  банковской системы. Неизбежны были все сделанные ошибки, так как  отсутствовал опыт банковской деятельности в рыночной экономике. Однако не стоит  забывать, что не мы первые идем по этому  пути. В мире уже достаточно примеров, чтобы присмотреться к ним  и избежать хотя бы части ошибок [10]. 

      1. Перспективы развития банковской системы России

     Вопрос  о роли банков в развитии экономики  неоднозначен. Для российской банковской системы, строящей систему рыночного  типа, он имеет особое значение. Идя  от распределительной к рыночной модели необходимо понять, в чем  состоит предназначение банка в  экономике? Центральный банк сконцентрировался  на темпах инфляции, валютном курсе, коммерческие банки долгое время были заняты лишь собственными проблемами. Интересы экономики – не их дело, главное – как можно больше заработать для себя. Все рассуждения воспринимались как идея, далекая от реальности, и, что совсем недопустимо, некоторые банки стали “карманными” не только в экономическом, но и политическом отношениях.

     Роль  банков не зависит от того, реализована  она или нет в России? Речь идет о назначении банка. Роль банка выражается в том, что он обеспечивает, во-первых, концентрацию свободных капиталов  и ресурсов, необходимых для поддержания  непрерывности ускорения производства; во-вторых, упорядочение рационализации денежного оборота. Реализуя общественное назначение, банки посредством денежных монетарных инструментов оказывают  существенное влияние на состояние  экономики и финансов, производство и обращение товаров.

     Первейшим приоритетом в развитии банковской системы считается подготовка кадров с более высокими квалификацией, банковской культурой, представлением о бизнесе, организаторскими способностями. Банкиры, слишком рано уверовавшие  в профессиональную силу, нуждаются  в серьезном изучении банковского  дела.

     Вторым  приоритетом следует признать формирование законодательного обеспечения банковской деятельности. Недостаток правил игры очевиден. Ярким примером этого является закон о гарантировании вкладов  граждан в банке. На очереди должен быть закон о кредитном деле, в  котором речь должна пойти об оздоровлении кредита в России, восстановлении его производительных качеств и  снижении инфляционных последствий  для экономики.

     Третьим приоритетом можно назвать формирование банковского сектора как системы, отрасли народного хозяйства. Сегодня  в ней отсутствуют целые блоки: нет учреждений мелкого кредита, кредитной кооперации, банков развития, банковской инфраструктуры, информационного, полного методического, научного, кадрового  обеспечения, без чего не обходится  ни одна отрасль современной экономики.

     Четвертым приоритетом считаем необходимость  скорректировать сложившиеся представления  о связи банка с производством, клиентами, ради которых они работают на рынке. У финансовых и банковских структур нет иного пути выживания  кроме поворота в сторону реальной экономики. Яркое подтверждение  тому состояние банковской системы  в посткризисный период. Именно банки, инвестировавшие неоправданно большой  объем заемных средств, в т.ч. вкладчиков в спекулятивные инструменты, и  при этом не проводившие анализ кредитных  рисков и ликвидности в погоне за сверхприбылями, потерпели серьезное фиаско [10].

     Ускоренный  рост банковской системы России в  последние годы (активы банковской системы возросли в 2006 и 2007 гг. на 44% при росте номинального ВВП на 24.3 и 22.7% соответственно) происходил за счет увеличения внешних заимствований  и скрывал накапливающиеся структурные  диспропорции банковской системы [9]:

  • нарастающий разрыв между потребностью в расширении объема банковских кредитов нефинансовому сектору и располагаемой внутренней ресурсной базой;
  • сегментация банковской системы одновременно с уже накопленными высокими рисками, порождающими вероятность возникновения кризиса ликвидности и банкротств отдельных банков;
  • низкий уровня развития системы рефинансирования и финансовых рынков;
  • снижение качества кредитного портфеля и управления рисками.

     Нынешний  кризис российских на финансовых рынках характеризуется как "кризис доверия" и "рыночная истерика". Несмотря на то, что ФСФР ввела запреты по ряду сделок (в частности, участникам рынка на время было запрещено  проводить маржинальные сделки и "короткие" продажи), а также разработала  новые правила ведения и приостановки торгов, вывод капитала с российского  фондового рынка продолжился. В  частности, к началу декабря этого  года индекс РТС упал до отметки 658 пунктов, а индекс ММВБ понизился до 611 пунктов  [1, с.406].

     Однако  очевидно, что для подобного поведения  должны существовать и фундаментальные  причины. Основа для кризисных проявлений формировалась в течение последних 12 месяцев (периода начала мирового кризиса), а основными тенденциями  выступали следующие [3, с.179]:

     1. Фактическое закрытие мировых  рынков для большинства российских  заемщиков, произошедшее с августа  2007 г. (начало глобального кризиса  ликвидности). Ключевым фактором  нестабильности при этом выступил  не отток капитала из России (хотя он и наблюдается периодически), а резкое сокращение притока  иностранного капитала в страну. Данный факт обусловливает сложности  для многих банков и корпораций  по рефинансированию прошлых  долгов.

     2. Высокая инфляция, приведшая к  сокращению сбережений населения.  По итогам 2008 г. объем недополученных  розничных депозитов в результате  высокой инфляции и отрицательных  реальных процентных ставок мы  оцениваем в 440 млрд. руб. (17.5 млрд. долл.), что вполне сопоставимо  с чистым притоком иностранного  капитала в банковскую систему.

     3. Ужесточение денежной политики  в 2008 г., результатами которого  явились рост процентных ставок, снижение денежного предложения,  падение уровня ликвидности. Доля  наиболее ликвидных активов (денежных  средств в кассах банков, счетов  в Банке России и вложений  в ОБР) составила на 01.09.2008 всего  4.5%. (Минимальный уровень прошлой  осени (по состоянию на 1 ноября 2008 г.) составлял 4.9%, летом 2004 г. (локальный  банковский кризис) этот показатель  не опускался ниже 5.9%.) Очевидно, что с таким низким уровнем  ликвидности может функционировать  лишь пятерка крупнейших банков.

     4. Низкий уровень управления рисками  и рискованные стратегии отдельных  банков, которые активно привлекали  ресурсы на внешних рынках  и направляли их на кредитование  нефинансового сектора, использовали  ценные бумаги в качестве залогов  и проч. Но даже при резком  снижении ликвидности темпы роста  кредитования населения и предприятий  оставались на высоком уровне: по состоянию на 01.09.2008 кредиты  предприятиям выросли на 46% (год  к году), кредиты населению - на 50% (год к году).

     Таким образом, в последние 12 месяцев темпы  роста банковских кредитов существенно  превышали темпы роста депозитов, а в финансировании данного разрыва  возникли проблемы, связанные как  с изменениями на мировых рынках капитала, так и с внутренней инфляцией. Непродолжительное время разрыв финансировался за счет снижения уровня ликвидности, продажи ценных бумаг  и рефинансирования Банком России.

     Стабилизация  ситуации в банковской сфере и  на финансовых рынках в среднесрочной  перспективе, по мнению большинства  аналитиков, невозможна без решения  перечисленных структурных проблем; при этом проблема разрыва между  объемами кредитования и внутренних сбережений является определяющей. Разрыв этот настолько велик (3.5 трлн. руб.), что решение задачи его преодоления  не может быть осуществлено только за счет инструментов рефинансирования (даже при его максимальном расширении). И особенно тревожным сигналом является то, что разрыв каждый месяц нарастает.

     По  оценке экспертов, рост ставок на 1 % эквивалентен увеличению издержек в целом по экономике  и в обрабатывающей производствах  на 0,26 %, что эквивалентно снижению прибыли  в годовом выражении на 1,9-2,0%. Таким  образом, можно констатировать, что  рост ставок по итогам 2008 года приведет к дополнительному увеличению издержек компаний не менее чем на 1,6%, эквивалентному снижению прибыли на 11% [5, с.145].

     Так, при сохранении текущих темпов роста  кредитов и депозитной базы разрыв между кредитами и внутренними  депозитами может вырасти еще  на 0.3 трлн. руб. к концу года и  почти на 1 трлн. руб. - за первый квартал 2009 г.

     Если  же ситуация на рынке внешних займов для российских банков будет развиваться  по наиболее пессимистичному сценарию - полное закрытие рынков и прекращение  рефинансирования старых долгов новыми займами, - то на уже запланированные  выплаты банкам потребуется до конца  первого квартала 2009 г. еще до 1.5 трлн. руб.

     Кроме того, для нормализации деятельности банковского сектора при его  нынешней структуре необходимо, чтобы  уровень ликвидности составлял  не менее 7% активов на 1 января 2009 г. и 5.5-6.0% на 1 апреля 2009 г. В конце года ликвидность банковского сектора  традиционно находится на относительно высоком уровне; выполнение этого  условия подразумевает отвлечение в ликвидность до конца 2008 г. еще  около 0.7 трлн. руб., почти половина из которых, правда, может быть возвращена в оборот в течение первого  квартала 2009 г. [2, с.6].

     Задолженность банковского сектора перед федеральным  бюджетом по размещенным депозитам  превышает 650 млрд. руб. Если вся эта  сумма будет погашена до конца  года, то обещанные банкам 950 млрд. руб. субординированных кредитов пойдут преимущественно на переоформление задолженности перед бюджетом из краткосрочной в долгосрочную. Однако представляется, что при необходимости  требуемый объем бюджетных средств, размещенных в банках, может быть перенесен и на следующий финансовый год. При этом общий лимит размещения депозитов в комбанках пока ограничен  размером в 1.5 трлн. руб.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития банковской системы России