Проблемы денежного обращения в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 08:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение денежной массы, денежных агрегатов и денежной базы.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

дать понятие денежной массы, агрегатов и денежной базы;
определить основные функции денег, состав и особенности;
изучить нормативно-правовое регулирование денежной массы;
проанализировать факторы, влияющие на денежную массу и воздействующие на объем денежной массы;
повести анализ динамики объема денежной массы во взаимосвязи с кредитно-денежной политикой;
охарактеризовать проблемы денежного обращения в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Понятие денежной массы, агрегатов и денежной базы………………………5

1.1 Функции денег, состав и особенности…………………………………….5

1.2 Денежные масса и денежная база………………………………………….7

1.3 Нормативно-правовое регулирование денежной массы………………...10

2 Факторы, влияющие на денежную массу…………………………………….14

2.1 Динамика объема денежной массы во взаимосвязи

с кредитно-денежной политикой……………………………………………..14

2.2 Факторы, воздействующие на объем денежной массы…………………17

3 Проблемы денежного обращения в Российской Федерации……………….24

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованных источников…………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Курсовая Денежная масса, агрегаты, база.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     Очевидно,  что  такой  перекос  ускорил   развитие   двух   встречных процессов: падения экономического роста,  с  одной  стороны,  и  восполнения недостающей денежной массы различными суррогатами -  с  другой.  Возникающие на местах средства расчетов (векселя и прочее), а также неплатежи,  которые, по сути, являются вынужденным коммерческим кредитом, выдаваемым  со  стороны продавца неплатежеспособному покупателю,  и  фактически  представляют  собой стихийную эмиссию,  не  поддающуюся  контролю  со  стороны  ЦБ,  -  все  это значительно затрудняло проведение эффективной денежно-кредитной политики.

     При этом интенсивный рост неплатежей стал отмечаться в 2008-2009 гг. сразу же вслед за наибольшим реальным сжатием денежной массы. ЦБ РФ  в  2009 г. справедливо отмечал, что ограничительные меры в денежно-кредитной сфере «привели к  лавинообразному  росту  неплатежей  предприятий». 

     Отсутствие  денег усилило и натурализацию  обмена - бартерные операции. Поэтому предположения о том, что  предприятия добровольно отказываются  от использования  "живых"  денег  для  минимизации   расходов   или   налоговых платежей,   представляется   односторонним.   Как    показывает    практика, использование бартера вынуждает оценивать товары  по  более  высоким  ценам, что  увеличивает  налогооблагаемую  базу,  приводит  к  недоимкам,  ведет  к потерям и удорожанию денежных ресурсов для продавцов, которые в  большинстве случаев предпочли бы «живые» деньги в качестве платежа  за  свои  товары.  И хотя,  конечно,  сложившаяся  ситуация  создавала  благоприятную  почву  для нарушений, и действительно можно найти  немало  примеров  злоупотреблений  и преднамеренного использования бартера, в целом речь идет о  его  вынужденном использовании из-за отсутствия "живых" денег.

     Когда же после ликвидации рынка ГКО-ОФЗ  в  результате  августовского кризиса финансовые ресурсы стали возвращаться  в  реальный  сектор,  то  это  сразу  привело  к  увеличению  доли  расчетов  в  этом   секторе   денежными средствами - с 37% в июне 2008 г. до 47% в июне 2009 г. и более чем до  50% - на начало  2010  г.  Если  бы  речь  шла действительно о преднамеренных злоупотреблениях при помощи  бартера  и  о  его  "системном"  характере,  то приток дополнительных денежных ресурсов не привел бы  к  столь  значительным изменениям и бартер продолжал бы использоваться в прежних объемах.

     В условиях необходимости «живых»  денег и  невозможности  получить  их внутри страны регионы,  предприятия  и  банки  были  вынуждены  выходить  на внешние рынки, где ресурсы были  дешевле  и  доступнее.  Привлекаемые  таким образом средства частично восполняли недостающую внутреннюю  денежную  массу в масштабах экономики в  целом  (при  этом,  однако,  рос  внешний  долг  на федеральном, региональном и корпоративном уровнях). Более того, к  2008  г., по сути, весь дефицит бюджета финансировался из внешних  источников,  что  и предопределило августовский кризис.

     В связи с этим давайте критически посмотрим на тезис, предполагающий, что все увеличение ресурсов в экономике должно идти  в  жесткой  привязке  к золотовалютному обеспечению и лишь  на  величину  поступающей  валюты  можно увеличивать денежную массу.

     Отметим,  что  данный  подход  основывается  на   давно   переставшем выполняться многими странами  принципе,  когда  эмиссия  осуществлялась  под соответствующее золотое или золотовалютное обеспечение.

     В  настоящее  время  для  США   соотношение   резервы/денежная   база составляет около  35%  (в  России  -  свыше  100%).  Если  учесть  при  этом государственный внутренний долг  Соединенных  Штатов,  который  потенциально может быть превращен его держателями  в  доллары,  то  величина  обеспечения такого «расширенного долларового навеса» составляет  менее  5%.  Это  лишний раз подчеркивает, что принципы и критерии пополнения ликвидности в  развитых странах давно модифицировались и исходят из иных экономических ориентиров.

     В современных условиях центр тяжести  при проведении денежно-кредитной политики и  привлечении  дополнительных  ресурсов  переместился  в  развитых странах с  объема  имеющихся  золотовалютных  резервов  на  денежный  спрос, формирующийся реальными операциями в экономике,  для  осуществления  которых требуются деньги, а также на создание  условий  для  удержания  ресурсов  на соответствующих сегментах рынка.

     В этой связи реальные операции, которые  обслуживаются суррогатами или валютой  в  России,  -  это  неиспользованный   потенциал   для   расширения капитальной базы и одна из  форм  опосредованного  обеспечения  национальной валюты.

     При этом пополнение ликвидности в экономике должно  осуществляться  в первую очередь на внутренней основе, с использованием возможностей  ЦБ,  как это происходит  во  многих  ведущих  странах  (так,  объемы  государственных казначейских обязательств,  находящихся  на  балансе  Федеральной  резервной системы США - т.е., по сути, накопленная эмиссия, - составляли к концу 2009 г. около 500 млрд. долл.).  И  вопрос  состоит  в  том,  какие  механизмы следовало бы  использовать,  для  того  чтобы  обеспечить  поступление  этих ресурсов в реальную экономику и их удержание  там,  минимизировав  при  этом негативные последствия  для  наиболее  чувствительных  сегментов,  таких,  в частности, как валютный рынок.

     При этом также есть большой международный  опыт и уже  накапливающийся российский опыт подходов к данному вопросу. В тех же  Соединенных  Штатах  и Японии до сих пор действуют законы, которые стимулируют финансовые  компании и банки к участию в различных  целевых  программах,  поощряют  инвестиции  в регионы с  отстающими  темпами  роста.  Применяются  рычаги,  способствующие удешевлению инвестиционных ресурсов.

     Естественно, следует вести  речь  о  комплексном  подходе,  создающем благоприятные предпосылки на всех этапах движения финансовых  средств  -  от первоначального привлечения ресурсов до их  конечного  инвестирования.  Так, начинать следует с набора мер по  удешевлению  формируемой  ресурсной  базы.

     Стимулами и для вкладчиков, и для банков  могут  быть  более  низкие  ставки налогообложения по начисляемым процентам  в  случае  размещения  средств  на длительные  сроки.  Эти  меры  могут  сочетаться  с  более   низкой   нормой резервирования по «длинным» ресурсам, что даст возможность устанавливать  по таким вкладам и более высокие проценты, повышая их привлекательность. То  же самое касается и последующих этапов движения ресурсов.

     В  целом  монетизацию  российской  экономики  и   предшествующие   ей мероприятия целесообразно осуществлять в увязке  с  нормализацией  денежного оборота, структуры денежной массы и с политикой валютного контроля. В  более долгосрочном  плане  необходимо  рассматривать  монетизацию  как   системную проблему во взаимосвязи с приоритетами промышленной политики.

     Таким образом, с учетом тех подходов, которые  используются  в  других странах и, принимая во внимание специфику нынешней  ситуации  в российской экономике, можно говорить о возможности  увеличения  ее  ресурсной  базы  на основе внутренних рычагов при минимизации негативных последствий. Это  будет способствовать устранению  препятствий  для экономического  роста,  которые создаются перекосами в денежно-кредитной сфере, а  также  в  целом  уменьшит зависимость от конъюнктуры мировых финансовых рынков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

     Деньги  это неотъемлемая и существенная часть финансовой системы каждой страны.

     Функции денег рассматриваются как проявление их сущности, они стабильны и мало подвержены изменениям. В большинстве  случаев осуществляются лишь деньгами и могут выполняться только при  участии людей.

     Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству.

     Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами прежде всего наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменочную монету.

     Изменение объема денежной массы может быть результатом как изменения массы денег в обращении, так и ускорения их оборота. Скорость обращения денег - показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа. Он трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета используются косвенные данные.

     Устойчивость  российской финансовой системы зависит  от определения границ и критериев  правового, финансово-экономического и информационного пространства. Часто нормативные положения финансово-экономического и информационного характера поспешно включаются в правовые акты или так же быстро исключаются из них. Пример, вторая часть НК РФ, не раз изменяемая сразу после вступления в силу.

     Изменение скорости обращения денег и, соответственно, объема денежной массы, зависит от многих факторов. как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто монетарных.

     Стабильный  и умеренный рост денежной массы, при соответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство уровня цен. Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую систему самым эффективным и выгодным образом. Задача кредитно-денежной политики сводится еще и к обеспечению, по возможности, полной занятости .

     В современных условиях проводимой в России политики ограничения объёмов кредитных вложений - кредитной рестрикации - особое значение придаётся такому инструменту регулирования денежного и кредитного рынка, как официальная учётная ставка по кредитам Банка России.

     Посредством манипуляции с официальной учётной ставкой Центральный Банк РФ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учётной ставки влечёт за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь обуславливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

  1. Деньги  и кредит в рыночной экономике. Учебное пособие СПб. Изд-во Университета экономики и финансов, 2009. – 386 с.
  2. Деньги, кредит, банки. Справочное пособие. Под редакцией Г. И. Кравцовой, 2008. – 425 с.
  3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Москва, Манускрипт, 2008. – 349 с.
  4. Колесников В. И. Банковское дело -М. : Финансы и статистика, 2008. – 355 с.
  5. Курс экономической теории. Под общей ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров, 2009. – 374 с.
  6. Основы экономики. Л. Л. Любимов, И. В. Липсиц. М. 2008. – 320 с.
  7. Лаврушин О. И. Банковское дело -М. : Финансы и статистика, 2008. – 307 с.
  8. Маневич В. Е. Национальный кризис ликвидности. Вексельный кредит: Бизнес и банки от 28. 07. 2009. № 28. - С. 8-11.
  9. Мэнкью Н. Г. Макроэкономика. Москва, изд-во МГУ, 2008.
  10. Общая теория денег и кредита. Под редакцией Жукова Е. Ф., Москва, изд-во “ЮНИТИ”, 2008. – 408 с.
  11. Поляков В. П. , Московина Л. М., Структура и функции Центральных банков: зарубежный опыт -М. : Инфра-М, 2010. – 211 с.
  12. Система цен и эффективность хозяйствования/ Под ред. Тарасова В. И., 2007. – 317 с.
  13. Хейне П. "Экономический образ мышления" М., 2008. – 343 с.
  14. Ценообразование и рынок/ Пер. с англ. Под ред. Пунина Е. И., Рычкова. С. Б. - М. – 2008. – 357 с.
  15. Цены и ценообразование в рыночной экономике/ Под ред. В. Е. Есипова. 2009. – 201 с.

Информация о работе Проблемы денежного обращения в Российской Федерации