Проблемы денежного обращения в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 08:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение денежной массы, денежных агрегатов и денежной базы.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

дать понятие денежной массы, агрегатов и денежной базы;
определить основные функции денег, состав и особенности;
изучить нормативно-правовое регулирование денежной массы;
проанализировать факторы, влияющие на денежную массу и воздействующие на объем денежной массы;
повести анализ динамики объема денежной массы во взаимосвязи с кредитно-денежной политикой;
охарактеризовать проблемы денежного обращения в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Понятие денежной массы, агрегатов и денежной базы………………………5

1.1 Функции денег, состав и особенности…………………………………….5

1.2 Денежные масса и денежная база………………………………………….7

1.3 Нормативно-правовое регулирование денежной массы………………...10

2 Факторы, влияющие на денежную массу…………………………………….14

2.1 Динамика объема денежной массы во взаимосвязи

с кредитно-денежной политикой……………………………………………..14

2.2 Факторы, воздействующие на объем денежной массы…………………17

3 Проблемы денежного обращения в Российской Федерации……………….24

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованных источников…………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Курсовая Денежная масса, агрегаты, база.doc

— 162.50 Кб (Скачать)
 
 

    2.2 Факторы, воздействующие на объем  денежной массы 

     В современных условиях проводимой в  России политики ограничения объёмов  кредитных вложений - кредитной рестрикации - особое значение придаётся такому инструменту регулирования денежного  и кредитного рынка, как официальная  учётная ставка по кредитам Банка России.

     Официальная учётная ставка - выступает как  плата, взимаемая Центральным Банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. В тоже время данная ставка является ориентиром, как для  ставок по другим видам кредитов Банка России, так и для рыночных ставок. Устанавливая официальную учётную ставку, Центральный Банк РФ определяет стоимость привлечённых кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень учётной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования Банка России. Отсюда следует, что политика изменения учётной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.

     Посредством манипуляции с официальной учётной ставкой Центральный Банк РФ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учётной ставки влечёт за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь обуславливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, так и со стороны кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официальной учётной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость.

     Таким образом, учётная политика Банка России представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидности кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

     Повышая или понижая официальную учетную  ставку, центральный банк оказывает  воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении  кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

     В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможность предоставлять ссуды клиентам уменьшается. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

     Анализ  двух методов кредитного регулирования показывает, что установление и изменение нормы обязательных резервов имеют свои достоинства и недостатки по сравнению с методами рефинансирования банков. Следует отметить, что принудительное установление обязательных резервов для коммерческих и других банков является сугубо административным методом, в отличие от операций на открытом рынке, относящимся к рыночным методам регулирования.

     Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам - как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

     Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

     В настоящее время в развитых странах наблюдается снижение роли центрального банка как главного органа денежно-кредитного регулирования. Это объясняется появлением и развитием новых форм небанковского кредита, падением эффективности интервенций на денежном рынке зависимостью центрального банка от правительства.

     В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных денег  в кассе банков, либо в виде депозитов  в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

     Минимальные резервы выполняют две основные функции.

     Во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

     Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для  регулирования объема денежной массы  в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций”.

     . Повышение нормы обязательных  резервов не означает, что большая  часть банковских средств “заморожена” на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.

     Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой хранение части  резервов коммерческих банков в центральном  банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент, или норму, обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой ими политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу.

     Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение  прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. К прямому ограничению страхования банки прибегают к этому методу обычно в период усиления инфляции.

     Суть  этого метода регулирования: коммерческий банк не может превышать норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые темпы роста выдачи кредитов. Эффективность кредитной политики при этом повышается, так как государственные органы оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру.

     Политика  центрального банка распространяется непосредственно на объекты его  контроля - кредиты прочих банков, а  не их ликвидность, как в случае использования  косвенных методов регулирования. Этим также объясняется большая  эффективность кредитных ограничений.

     Возможность интенсивного роста денежной массы  при удержании инфляции на достаточно низком уровне - зиждется на неявном  предположении о притоке иностранного капитала. Именно приток капитала из-за рубежа обеспечивает рост международных  резервов Центробанка как базы уверенности в национальной валюте. Действительно, можно финансировать бюджетный дефицит неинфляционным способом за счет внешних заимствований и снизить процентную ставку. Однако нельзя надеяться на постоянный приток иностранного капитала - последние события на нашем финансовом рынке подтверждают этот нерадостный тезис.

     Заметим, что устойчивый приток зарубежного  капитала - лишь одна из возможных подпорок в конструкции безынфляционного роста денежной массы. Аналогичный  эффект может быть достигнут, например, в условиях активной дедолларизации хозяйства или быстрого (особенно экспортно-ориентированного) роста национальной промышленности. К несчастью, и эти сценарии приходится признать не слишком адекватными действительности.

     Проводя денежно-кредитную политику Центральные банки сами определяют инструмент регулирующий наилучшим образом денежную массу в обращении. Если политика направлена на укрепление производства, занятости на расширение выдачи кредитов и увеличение денежной массы, то её называют экспансивной. Преимущество - удешевление денег путём уменьшения процентных ставок по кредитам Центральных банков; производители и инвесторы могут получать кредиты уже через коммерческие банки на финансирование производства. Но не всегда экономическая система готова к использованию таких льготных средств и они могут быть не задействованы на укрепление производственной деятельности, а денежная масса может уйти только на повышение цен. Вот здесь Центральные банки должны проводить ре-стрикционную денежно-кредитную политику (сдерживать выпуск дополнительных денег), с целью предотвращения инфляции настаивать на сокращении дефицита бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Проблемы  денежного обращения в Российской  Федерации 
 

       В настоящее время после решения проблемы  выхода  российской  экономики  из финансового кризиса 2008 г. -  возобновление устойчивого экономического   роста,   уменьшение неплатежей,   осуществление   инвестиций,   нормализация    финансового    и банковского секторов и целый ряд  других  вопросов  -  в значительной  мере упираются  в  низкий  уровень  капитализации  экономики,  в  недостаточность ресурсов.

     Либерализация цен привела к тому, что  их  рост  значительно  обогнал рост денежной массы. Это вызвало ее реальное сжатие. Так,  за  период  2008-2009 гг. индекс потребительских цен и индекс-дефлятор ВВП возросли  примерно в 6000-6500 раз, тогда как агрегат денежной массы М2 увеличился  за  тот  же период примерно в 530 раз. В результате реальная денежная масса  сократилась более чем в 10 раз.

     При этом не произошло адекватного увеличения скорости оборачиваемости денег, которая могла бы компенсировать сжатие. Более того, с  учетом  частых задержек перевода средств, осуществления платежей и  т.д.  скорость  оборота для экономики в целом даже несколько замедлилась.

     Ситуация еще более усугубилась тем, что на денежную массу, которая до этого   традиционно   обслуживала   текущие   операции,    стала    ложиться дополнительная  нагрузка   по   обслуживанию   и   обеспечению   ликвидности принципиально нового сегмента рынка - акций,  облигаций  и  т.д.,  ранее  не являвшихся объектами сделок, а потому не обслуживавшихся денежной массой.

     По  оценке  журнала  "Эксперт"  монетизация  хозяйства  в  России   в преддверии августовского кризиса составила 16 процентов, в то  время  как  в Южной Корее в прошлом году она составляла 47 процентов,  а  в  Китае  -  все 100.  Вице-президент РАЕН  и директор  центра  финансовых   и   банковских исследований Института экономики РАН профессор Вячеслав  Сенчагов  оценивает существующий уровень денежной массы в 12 процентов от ВВП, в  то  время  как необходимый  уровень  для  российской  экономики,  по  его  мнению,   должен составлять от 30 до 60 процентов. При этом для реальной  экономики  проблема выглядела еще более остро, поскольку при нехватке денег они стали  настолько дорогими (процентная ставка иногда превышала 100%), что  их  окупаемость  по такой  цене  можно  было  обеспечить  только  на   краткосрочных   операциях финансового  рынка,  где  и  сконцентрировалась  большая  часть   финансовых ресурсов, оголив тем самым реальный сектор (к середине 1998 г.  объем  рынка ГКО составил свыше 300 млрд. руб. при денежной  массе  М2  около  370  млрд. руб. в тот же период).  Кроме  того,  часть  денег  утекла  на  обслуживание теневого оборота.

Информация о работе Проблемы денежного обращения в Российской Федерации