Проблемы денежного обращения в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 08:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение денежной массы, денежных агрегатов и денежной базы.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

дать понятие денежной массы, агрегатов и денежной базы;
определить основные функции денег, состав и особенности;
изучить нормативно-правовое регулирование денежной массы;
проанализировать факторы, влияющие на денежную массу и воздействующие на объем денежной массы;
повести анализ динамики объема денежной массы во взаимосвязи с кредитно-денежной политикой;
охарактеризовать проблемы денежного обращения в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Понятие денежной массы, агрегатов и денежной базы………………………5

1.1 Функции денег, состав и особенности…………………………………….5

1.2 Денежные масса и денежная база………………………………………….7

1.3 Нормативно-правовое регулирование денежной массы………………...10

2 Факторы, влияющие на денежную массу…………………………………….14

2.1 Динамика объема денежной массы во взаимосвязи

с кредитно-денежной политикой……………………………………………..14

2.2 Факторы, воздействующие на объем денежной массы…………………17

3 Проблемы денежного обращения в Российской Федерации……………….24

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованных источников…………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Курсовая Денежная масса, агрегаты, база.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     В промышленно развитых странах в  основном исчисляются два показателя скорости роста оборота денег:

     показатель  скорости обращения в кругообороте доходов - отношение валового национального  продукта (ВНП) или национального  дохода к денежной массе, а именно к агрегату М-1 или М-2, этот показатель раскрывает взаимосвязь между денежным обращением и процессами экономического развития;

     показатель  оборачиваемости денег в платежном  обороте - отношение суммы переведенных средств по банковским текущим счетам к средней величине денежной массы.

     В РФ в практике статистической работы в зависимости от полноты охвата оборота наличных денег различают: во-первых, скорость возврата денег в кассы учреждений Центрального банка России как отношение суммы поступлений денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении; во-вторых, скорость обращения денег в налично-денежном обороте, исчисляемую путем деления суммы поступлений и выдачи наличных денег, включая оборот почты и учреждений Сбербанка, на среднегодовую массу денег в обращении. 
 
 

1.3 Нормативно-правовое  регулирование денежной массы 
 

     Денежная  система представляет собой совокупность отношений, связанных с обращением национальной валюты в стране.

     Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах. В настоящее  время создана денежная система, включающая официальную денежную единицу (банкноты Банка России, а также металлическую монету); эмиссию наличных денег; организацию наличного денежного обращения. В соответствии с гл. VI Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из ста копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

     Банкноты  и монеты являются безусловными обязательствами  Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей.

     Банкноты  и монеты Банка России не могут  быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца.

     Правовой  основой денежного обращения  выступают нормы Конституции РФ, Закон о Банке России, Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности», различные нормативные акты Президента и Правительства РФ.

     В сфере регулирования денежного  обращения в стране только Банк России наделен правом осуществления эмиссии  наличных денег, т.е. дополнительно  выпускать в обращение денежные знаки.

     Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

     Денежная  реформа – полное или частичное  преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

     Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

     Ведение кассовых операций на предприятиях и организациях регулирует Положение от 4 октября 1993 г. № 18 «Порядок ведения кассовых операций в РФ», основные моменты которого предписывают следующее.

     Предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее – банках).

     Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как  правило, в безналичном порядке  через банки или применяют  другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Для осуществления расчетов наличными  деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием  наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

     Наличные  деньги, полученные предприятиями в  банках, расходуются на цели, указанные  в чеке.

     Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

     Предприятия обязаны сдавать в банк всю  денежную наличность сверх установленных  лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

     Наличные  деньги могут быть сданы в дневные  и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при  предприятиях для последующей сдачи  в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

     Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем – оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

     Выдача денег из выручки одних предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается в отдаленных местностях, где нет банков, на основе договора между предприятиями по согласованию с банками, обслуживающими эти предприятия.

     Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, – до 5 дней), включая день получения денег в банке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Факторы, влияющие на денежную массу 
 

2.1 Динамика  объема денежной массы во взаимосвязи

с кредитно-денежной политикой 

     Изменение скорости обращения денег и, соответственно, объема денежной массы, зависит от многих факторов. как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке и т. д.).

     Ускорению обращения денег способствуют замена металлических денег кредитными, развитие системы взаимных расчетов. внедрение ЭВМ в банковское дело, применение электронных средств  денежных расчетов.

     При обесценении денег потребители  увеличивают покупки товаров  для того чтобы оградить себя от падения покупательной способности  денег, что ускоряет денежный оборот. При прочих равных условиях ускорение  скорости обращения денег равнозначно  увеличению денежной массы и является одним из факторов инфляции.

     Применяемые кредитными институтами методы покрытия бюджетного дефицита обычно вызывают рост денежной массы в обращении  сверх реальных потребностей экономического оборота, обесценение денег.

     Расширение масштабов кредитования ведет к росту эмиссии кредитных денег и платежеспособного спроса. В этом заключается активная роль кредитной системы в инфляционном процессе.

     В условиях нормально развивающейся  экономики денежно-кредитное регулирование  обеспечивает расширение кредитов и увеличение денежной массы (в обращении и на счетах в банках). Денежно-кредитное регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами и валютой.

     Все денежные средства - наличные и безналичные - должны иметь кредитную основу. Выдача кредита увеличивает количество денег или денежную массу, погашение  кредита уменьшает количество денег (наличных и безналичных), поэтому предоставление ссуд должно осуществляться на макроуровне с учетом действия денежно-кредитных законов. На основе бюджетных денежных доходов и расходов населения и плана кассовых оборотов.

     На  уровне конкретных коммерческих банков обязательно надо учитывать данные кредитных планов, т. к. там определены ресурсы кредитования (кредитный потенциал коммерческого банка), складываемые из собственных средств банка, привлеченных средств в виде депозитов вкладчиков и средств коммерческого банка на межбанковском рынке, эмиссии. Другая часть кредитного плана - направление (размещение) ресурсов.

     Коммерческие  банки осуществляют депозитно-кредитную  эмиссию - денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда ссуды возвращаются. Эти банки являются кредитным орудием обращения. Предоставляемая клиенту ссуда зачисляется на его счет в банке, т. е. банк создает депозит (вклад до востребования) , при этом увеличиваются долговые обязательства банка. Владелец депозита может получить в банке наличные деньги в размере вклада, вследствие чего происходит увеличение денег в обращении. При наличии спроса на банковские кредиты современный эмиссионный механизм позволяет расширить денежную эмиссию, что подтверждается ростом денежной массы в развитых странах. Вместе с тем, экономика нуждается в необходимом, но не в чрезмерном поступлении денег, “основной психологический закон”, смысл которого состоит в том, что по мере роста дохода, увеличения богатства склонность к потреблению снижается. Отмечаются мотивы поведения людей, подталкивающие их к некоторому сдерживанию расходов, направляемых на покупки, расширение потребления (скупость, предусмотрительность, расчетливость и др., всего восемь мотивов).

     Стабильный  и умеренный рост денежной массы, при соответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство  уровня цен. Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую  систему самым эффективным и  выгодным образом. Задача кредитно-денежной политики сводится еще и к обеспечению, по возможности, полной занятости (в идеале на свободном рынке должен быть какой-то резерв рабочей силы) и роста реального объема производства. Недостаточная организация банковской системы и контроль могут исказить результаты проведения кредитно-денежной политики.

     С другой стороны, избыточная денежная масса  имеет свои недостатки: обесценение  денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного  положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

     С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

     Косвенные факторы включают:

    1. регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”.
    2. регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком.
    3. обязательные денежные резервы коммерческих банков.
    4. операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

     Косвенные факторы не могут работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной “рыночности”. Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а, соответственно, Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.

     Прямое  регулирование покупательной способности  денежной единицы включает в себя такие методы, как:

    1. прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством.
    2. государственное регулирование цен.
    3. государственное регулирование пределов заработной платы.
    4. государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом.
    5. государственное регулирование валютного курса.

Информация о работе Проблемы денежного обращения в Российской Федерации