Правовое регулирование валютного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:09, реферат

Описание работы

Государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство. Государственное регулирование в РФ осуществляется как экономическими, так и административными методами.

Содержание

Правовое регулирование валютного контроля
Глава 1. Валютный контроль: понятие, цели, нормативное закрепление.
1.1 Проблемы валютного регулирования
1.2 Виды валютного контроля
1.3 Система органов валютного контроля
Глава 2. Основные нормы валютного законодательства и валютные ограничения.
2.1 Валютный контроль над экспортными поставками
2.2 Валютный контроль над импортными поставками
2.3 Санкции за нарушение правил валютного контроля

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование валютного контроля.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

    В настоящее время порядок совершения валютных операций, помимо Закона от 9.10.92, определяется: действующими с изъятиями  на территории России Основными положениями о регулировании валютных операций на территории СССР, утвержденными письмом Госбанка СССР от 24.05.91 No. 352; Инструкцией ЦБР от 20.01.93 No. 11 "О порядке реализации гражданами товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями); Положением о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.94 No. 756 и другими актами.

    Осуществление валютных операций с нарушением установленных правил является незаконным. Преступление считается оконченным с момента совершения незаконной сделки.

    Субъектами  преступления, предусмотренного ст. 162-7 УК, могут являться как частные  лица, достигшие 16-летнего возраста, так и руководители предприятий, должностные лица.

    Данный  состав преступления характеризуется  наличием прямого умысла.

    К квалифицирующим признакам относится  повторность совершения незаконных сделок с валютными ценностями, совершение их по предварительному сговору группой лиц или должностным лицом с использованием служебного положения, а также в крупном размере. Под крупным размером, согласно примечанию к статье, понимается сумма сделки, в 50 раз превышающая минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством.

    Статья 162-8 УК предусматривает наказание  за сокрытие в крупных размерах руководителями предприятий, учреждений, организаций (независимо от формы собственности) средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

    В данном случае необходимо учитывать, что  к иностранной валюте относятся  не только денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и  являющихся законным платежным средством  в соответствующем иностранном государстве или группе государств, но и изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки, а также средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

    Согласно ст. 5 Закона от 9.10.92 предприятия, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны полученную ими иностранную валюту зачислять на свои счета в уполномоченных банках. Уполномоченными являются банки, имеющие лицензию Центрального Банка России. Открытие предприятиями счетов в иностранной валюте в банках за пределами России также допускается только с разрешения главного банка страны.

    Таким образом, под сокрытием средств  в иностранной валюте следует  понимать незачисление иностранной валюты на счета в уполномоченных банках, а также несанкционированное зачисление ее в банки, находящиеся за пределами России. Например, преступлением является невозврат валютной выручки от экспорта товаров, совершенной в нарушение положений Инструкции ЦБ РФ от 12.10.93 No. 19 и ГТК РФ No. 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров".

    Субъект преступления - специальный, то есть им может являться только руководитель предприятий, распоряжающийся валютными средствами.

    Субъективная  сторона преступления, предусмотренного ст. 162-8 УК, предполагает наличие только прямого умысла. Иными словами, руководитель предприятия понимает, что средства в иностранной валюте подлежат обязательному зачислению на соответствующие счета, однако не делает этого, желая их скрыть.

    К квалифицирующим признакам относится  размер сокрытых валютных средств. Так, крупным признается сокрытие иностранной  валюты на сумму, превышающую 50 тыс. долларов США, а особо крупным - 250 тыс. долларов США.

    По  части 2 этой статьи наказываются действия, совершенные повторно, либо группой  лиц, в особо крупных размерах.

 

    Как упоминалось выше валютные операции подразделяются на текущие и связанные  с движением капитала. Последние требуют получение лицензий ЦБ РФ. Юридические последствия несоблюдения правил о лицензировании валютных операций двойственны.

    Общегражданско-правовые последствия закреплены в Гражданском  кодексе РФ. В соответствии со ст. 173 ГК сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску государственного органа, осуществляющего контроль (в данном случае - валютный) за деятельностью этого юридического лица.

    Специальная норма о нарушении правила о лицензионном порядке совершения капитальных валютных операций имеется в Законе о валютном регулировании, в соответствии с п. 1 ст. 14 которого нерезиденты и резиденты, включая уполномоченные банки, за нарушение лицензионного порядка совершения валютных операций несут ответственность в виде:

    а) взыскания в доход государства  всего полученного по недействительным сделкам;

    б) взыскания в доход государства  необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

    Помимо  этого субъекты, на которых распространяется валютный контроль, за отсутствие учета  валютных операций, ведение учета  валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное  представление органам и агентам  валютного контроля документов и информации в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона о валютном регулировании несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается Центральным банком РФ в соответствии с законами Российской Федерации.

    Основной  санкцией за нарушение законодательства о валютном регулировании является взыскание в доход государства всего полученного по недействительным сделкам либо необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий. Однако ее применение на практике весьма проблематично по следующим причинам.

    Основанием  применения указанных санкций является нарушение порядка совершения капитальных  валютных операций, то есть их осуществление  без лицензии. Но в том случае, когда валютная операция не выступает  самостоятельной сделкой, а включена во внешнеторговое правоотношение в качестве одного, не всегда важнейшего, из его элементов (имеются в виду международные расчеты во внешнеэкономической деятельности), представляется маловероятным признание арбитражными судами всей сделки недействительной лишь потому, что одна из ее сторон не получила предварительного разрешения Центрального банка РФ на осуществление расчетов в валюте. Осознавая это, органы валютного контроля применяют в случаях, подобных анализируемому, подп. "б" п. 1 ст. 14 - взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Итак,  на сегодняшний день в Российской Федерации сформирована система  валютного регулирования и валютного  контроля. Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции.

      Так как по роду объекта регулирования  сфера валютного регулирования  и валютного контроля затрагивает  многие отрасли права, довольно часто из-за несоответствия норм права возникают правовые коллизии, которые тем более опасны, что ответственность слишком высока.

      Существуют  различные мнения законодателей  в отношении дальнейшего развития валютного регулирования, однако развитие законодательства в этой области пока движется по пути ужесточения («закручивания гаек»). Однако, суть валютного регулирования и валютного контроля не может остановить экспорт капитала из России, если финансовый климат страны не располагает к инвестициям.

      Таким образом, рассмотрев систему валютного регулирования и валютного контроля, можно сделать вывод о том, что указанная система не является основообразующим институтом финансового права и ее развитие целиком зависит от финансового и инвестиционного климата страны

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон РФ  «О валютном регулировании и валютном контроле», Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, № 45., ст.2542
  2. «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР».
  3. Письмо ВАС РФ от 11.01.1993, № ВЯ-7-С-13/ОС3-5
  4. «Положение об изменении порядка проведения в РФ некоторых валютных операций», приказ ЦБ РФ от 24.04.96 № 02-94, Экономика и жизнь, 1996, №23, с.18.
  5. Все использованные в работе нормативные документы получены благодаря правовой системе «Консультант Плюс, версия ПРОФ»
  6. И.О.Хлестова «Валютные операции и российской законодательство», БЕК, Москва 1997.
  7. Таможенный брокер, АО «Нева-Терминал», Санкт-Петербург 1998.

Информация о работе Правовое регулирование валютного контроля