Правовое регулирование валютного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:09, реферат

Описание работы

Государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство. Государственное регулирование в РФ осуществляется как экономическими, так и административными методами.

Содержание

Правовое регулирование валютного контроля
Глава 1. Валютный контроль: понятие, цели, нормативное закрепление.
1.1 Проблемы валютного регулирования
1.2 Виды валютного контроля
1.3 Система органов валютного контроля
Глава 2. Основные нормы валютного законодательства и валютные ограничения.
2.1 Валютный контроль над экспортными поставками
2.2 Валютный контроль над импортными поставками
2.3 Санкции за нарушение правил валютного контроля

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование валютного контроля.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

      Издание Инструкции от 13 октября 1999 г., безусловно,  создает благоприятные условия для изменения практики применения ответственности за непоступление валютной выручки с целью приведения этой практики в соответствие с принципами справедливой и обоснованной административной ответственности. Однако необходимость в совершенствовании Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и иных актов валютного законодательства в части ответственности по-прежнему остается. Такая ответственность должна, с одной стороны, соответствовать Конституции РФ, с другой - надежно обеспечивать применение государственных мер по борьбе с незаконной утечкой капитала.

    1. ВИДЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
 

    Перечислим  основные направления валютного  регулирования и валютного контроля:

    1. Таможенно-банковский  контроль за поступлением валютной выручки от экспортных операций:

    Первой  задачей, поставленной правительством РФ перед Центральным Банком России (ЦБ РФ) и ГТК России в 1993 году , было обеспечение возврата валютной выручки  по экспортным операциям. Правовой поддержкой этого мероприятия было утверждение 12.10.1993 г. совместной инструкции ЦБ РФ № 19 и ГТК России № 01-20-10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» ( далее Инструкция). В инструкции установлен порядок осуществления и механизм реализации валютного контроля за поступлением валютных средств на счета предприятий, организаций-резидентов, осуществляющих экспорт товаров, на основе организации обмена информацией между таможенными органами и уполномоченными банками.

    В совместном письме ЦБ РФ № 73 и ГТК  РФ № 01-20/746 от 21.01.1994 «О некоторых вопросах организации валютного контроля  и применения инструкции» уточнена сфера применения инструкции. Действие последней распространяется на все  сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта, по которым:

  • расчеты между резидентами РФ и нерезидентами осуществляются в валютах иных чем валюта Российкой Федерации;
  • хотя бы часть требований российского экспортера к иностранному покупателю будет удовлетворена платежами в иностранной валюте, т.е контроль предусматривает компенсацию экспортируемого товара частично платежом в иностранной валюте и частично встречными поставками товаров либо платежами в рублях;

    В инструкции определен перечень учетной документации, с помощью которой обеспечивается контроль как за прохождением товаров через таможенную границу, так и за поступлением валютной выручки на счета экспортера.

    В перечень обязательных документов входит:

  • паспорт сделки (ПС) – базовый документ валютного контроля, оформляемый экспортером в уполномоченном банке, по стандартизованной форме;
  • учетная карточка (УК) – возвратный документ, составляемый таможенными органами на основании ГТД и направляемый ими для контроля в уполномоченные банки;
  • реестр – документ, объединяющий УК и включающий информацию об отгрузках товаров на экспорт, ожидаемых сроках и суммах поступления выручки;
  • досье – специальная подборка документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

    2. Валютный контроль  за обоснованностью  платежей в иностранной  валюте по импортным  товарам.

    Необходимость введения таможенно-банковского контроля за импортными операциями была вызвана  широким применением отечественными импортерами при расчетах – предоплаты, завышением импортных цен по сравнению с мировыми и т.п., что привело к значительным переводам валютных средств за рубеж, не подтвержденных поставками товаров.

    Методическое  и техническое решение задачи организации валютного контроля при импорте товаров базировалось на опыте, приобретенном таможенными органами и уполномоченными банками при осуществлении контроля за поступлением валютной выручки от экспорта.

    Правовой  основой для создания эффективной  системы валютного контроля по импортным  операциям явилось создание совместной инструкции ЦБ РФ №30 и ГТК России № 01-20/10538 от 26.07.95 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары», далее инструкция. Действие инструкции распространяется на все сделки, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт» по которым:

  • расчеты осуществляются в валютах иных, чем валюта РФ;
  • контракт предусматривает передачу российским резидентом компенсации за поставленных товар хотя бы частично в виде денежных средств в иностранной валюте;

    Инструкция  жестко предписывает в обязанности  отечественным предприятиям и организациям-импортерам в обеспечение ввоза в Россию товара, эквивалентного по стоимости уплаченными за него средствами в иностранной валюте, а в случаях непоставки товара должны добиться возврата этих средств в установленные контрактом сроки.

      Указом  Президента Российской Федерации от 21.11.93 № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» предписано: в случаях, когда импортеры-резиденты не обеспечили или не полностью обеспечили ввоз уже оплаченного товара или не добились возврата средств в иностранной валюте в установленные контрактом сроки, то они должны нести ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее произведенной в оплату товаров.

      В Постановлении Правительства России от 26 февраля 1996 года №206 «О мерах по усилению и развитию  валютного  контроля в Российской Федерации» указано импортерам-резидентам, что в случаях, когда они по объективным причинам не могут обеспечить возврат денежных средств в иностранной валюте, переведенных из России за границу в целях приобретения товаров, что подтверждается соответствующими документами, представляемыми указанными импортерами-резидентами, рассмотрение этих документов осуществляет МВЭС РФ.

      3. Осуществление валютного  контроля при бартерных  оперециях

      Следующим шагом в деле создания эффективной  системы валютного регулирования и контроля ВЭД в России стало принятие в 1996 г. ряда законодательных и нормативных документов, устанавливающих действенный контроль за бартерными сделками. Необходимость в принятие мер по упорядочению бартерный операций диктовалась стремлением сократить неоправданно высокий их удельный вес во внешнеторговом обороте страны, приносящий большие косвенные валютные потери, особенно из-за неэквивалентного обмена и несбалансированности экспорта и импорта бартерных товаров.

      Правовой  основой создания эффективной системы валютного контроля за бартерными операциями явились Указ Президента России от 18.07.96 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и постановление Правительства России от 31.10.96 № 1300 «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок»

      Во  исполнение Указа Президента РФ и  постановления Правительства РФ по регулированию внешнеторговых бартерных  сделок 03.12.96 Минфином РФ (№01-14/197)МВЭС РФ (№10-83/3225) и ГТК РФ (№01-23/2197) введен в действие «Порядок оформления, учета паспортов бартерных сделок».

      Под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении  внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

      Российские  лица, заключившие бартерную сделку, обязаны в сроки, установленные  законодательством для исполнения текущих валютных операций, обеспечить ввоз в Российскую Федерацию эквивалентных  по стоимости товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подтвердив это соответствующими документами.

      Экспорт товаров, работ , услуг, результатов  интеллектуальной деятельности производится только после оформления паспорта бартерной  сделки (ПСб), который является основным документом контроля и учета бартерных операций. Оформление и переоформление ПСб осуществляет МВЭС РФ или его региональные отделения(представительства).

    4. Осуществление валютного  контроля в неторговом  обороте.

    Таможенные органы осущствляют валютный контроль в неторговом обороте с целью обеспечения соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через границу Российской Федерации юридическими и физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг в валюте РФ, драгоценных металлов и камней.

    При перемещении иностранной валюты физические лица могут ввозить иностранную  валюту без ограничений, при условии  заполнения таможенной декларации.

    Вывоз из РФ наличной иностранной валюты физическими лицами в размере  до 500 долларов США осуществляется без ограничений при условии письменного или устного декларирования ее наличия таможенным органам.

    При вывозе из РФ наличной иностранной  валюты физическими лицами в сумме  свыше эквивалента 500 долларов США  в таможенный орган представляется справка по форме № 0406007, в противном случае валюта может быть сдана на хранение в таможенный орган и получена при въезде в РФ.

    Перемещение валюты РФ через таможенную границу  РФ осуществляется в соответствии с  «Положением о порядке вывоза и пересылки из РФ и ввоза и пересылки в РФ валюты РФ, принятым в совместной редакции ЦБ РФ, Минфина и ГТК РФ от 06.09.96 и письмом ЦБ РФ от 19.09.96 «О нормах вывоза и ввоза наличной валюты РФ физическими лицами.

    Вывоз из РФ валюты России физическими лицами разрешен в пределах суммы, не превышающей 500 МРОТ.

    Ввоз  российской валюты на территорию РФ разрешен свыше 500 МРОТ при подтверждении  документами источников образования  этих сумм, заверенной консульской  службой МИД РФ.

    Вывоз из РФ памятных монет из драгоценных  металлов, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством в РФ, физическими лицами разрешается в количестве не более 10 штук на одно лицо и на одну поездку без обязательства об обратном ввозе. В иных случаях вывоз и пересылка из РФ таких монет запрещается за исключением вывоза на основании спец.разрешения ЦБ РФ. (Письмо ГТК РФ от 08.04.94 №01-13/3784 «О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ памятных монет из недрагоценных и драгоценных металлов.

    1.3. СИСТЕМА ОРГАНОВ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

    В соответствии с законодательством Российской Федерации валютный контроль осуществляется органами валютного контроля.

    К органам валютного контроля относятся  Правительство Российской Федерации, Центральный банк России, ГТК России и Федеральная служба по валютному  и экспортному контролю. Правительство России руководит подотчетными ему  органами валютного контроля: ГТК России, Федеральной службой по валютному и экспортному контролю.

    Агентами  валютного контроля в России являются подотчетные соответствующим органам  валютного контроля организации осуществляющие свои функции в соответствии с законодательством.

    Уполномоченные  банки  являются агентами валютного  контроля, подотчетными Центральному Банку России.

    Таким образом, организационная структура  системы валютного контроля может  быть представлена в виде следующей схемы:

      

    Правительство России    Центральный банк России

    

      

    

    Агенты  валютного контроля

      
 

    Рис.1 Организационная  структура схемы  валютного контроля
 

    Исключительно важное место среди субъектов  валютного контроля занимают таможенные органы.

    Функции и полномочия таможенных органов  в области валютного контроля определены Таможенным Кодексом РФ (ст.199).

Информация о работе Правовое регулирование валютного контроля