Правовое положение иностранных инвестиций в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 03:39, контрольная работа

Описание работы

Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики - привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала.

Работа содержит 1 файл

проблемы инвестиций в россии реферат интернет.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

     Правовой основой  деятельности  МКАС служит Закон РФ о Международном коммерческом арбитраже от 7 июля 1993 года, а 8 декабря 1994 года был утверждён новый Регламент МКАС ( с Приложением ), который вступил в силу с 1 мая 1995 года.

     Особенностями нового Регламента явились гибкость  арбитражной  процедуры и предоставление сторонам широких возможностей по самостоятельному  выбору  арбитров  для  разрешения спора.  Стороны вправе избирать арбитрами любых лиц, обладающих необходимой квалификацией, в том числе и иностранных граждан.  Все усилия арбитражного суда должны сводиться к повышению эффективности арбитражного разбирательства, недопущению  необоснованного  затягивания  дела и чёткости при защите прав сторон, участвующих в споре.

     Круг проблем, возникающих в ходе рассмотрения арбитражным судом того или иного дела,  чрезвычайно многообразен,  но попытаться  рассмотреть самые распространённые из них необходимо в целях дальнейшего совершенствования  правовой  базы  в сфере регулирования иностранных капиталовложений.

 

 

Проблемы страхования некоммерческих рисков иностранных инвесторов.

 

     Следствием недостатков российского национального законодательства об иностранных инвестициях стало то, что иностранные  инвесторы,  а также российские предприниматели,  заинтересованные в привлечении иностранного капитала, пытаются создать систему дополнительных гарантий, защищающих инвесторов от так называемых некоммерческих рисков. Под этим понимаются, главным образом, риски политического характера, вытекающие из нестабильности политической обстановки,  а также связанные с репрессивными мерами органов государства по отношению к лицам, осуществляющим иностранные инвестиции.

     В качестве одного из элементов дополнительных гарантий прав иностранных инвесторов предлагается создать систему страхования  некоммерческих рисков.  Выступая с предложениями об учреждении этого института в России,  отечественные предприниматели вполне справедливо мотивируют введение системы страхования инвестиций следующими соображениями: высокой степенью такого рода рисков, удерживающих иностранных инвесторов от помещения капитала в экономику РФ; потребностями России в дополнительных источниках привлечения капитала.

     Во многих зарубежных странах страхование некоммерческих рисков иностранных инвесторов осуществляют различные организации.  Организации, выступающие в роли страховщиков можно подразделить на следующие группы:

     а) негосударственные организации

     б) государственные организации, осуществляющие страхование инвестиционных  рисков  национальных   предпринимателей, выступающих в роли иностранных инвесторов за рубежом

     в) Межгосударственная организация,  осуществляющая страхование инвестиционных рисков

     Участие в договоре страхования в качестве страховщика организаций,  относящихся к различным из  перечисленных  выше групп,  имеет различные правовые последствия. Поэтому следует различать страхование, осуществляемое:  негосударственными (частными) организациями,  национальными государственными организациями и международной организацией, т.е. страхование в системе MIGA. При этом следует учитывать, что все три разновидности страхования, имея различия в правовых последствиях, могут осуществляться параллельно, взаимодействовать друг с другом и тем самым обеспечивать более высокую степень  защиты интересов инвесторов.

     Применительно к России три вида страхования инвестиционных рисков может подразумевать как создание негосударственной организации с обособленным имуществом, принадлежащем ей на праве собственности (или группы таких организаций), так и учреждение российской государственной организации по  страхованию  инвестиционных  рисков. Наконец, при cоздании системы страхования некоммерческих рисков иностранных инвесторов одну из главных  ролей будет играть возможное вступление России в MIGA и решение этой проблемы на международном уровне.

     Принимая во внимание  стремление  России  соответствовать современным требованиям международных экономических отношений и выступать в  роли  равноправного  партнёра с другими государствами, её вступление в MIGA стало  одним  из  ключевых моментов создания отечественной системы страхования иностранных инвестиций.

     Таким образом, становится очевидно, что для создания в России системы организаций, способных осуществлять страхование инвестиционных рисков как зарубежных, так и отечественных предпринимателей, скорее всего, следует пойти на создание:

     а) Частной коммерческой страховой компании - страховщика иностранных инвесторов.

     б) Российской государственной структуры для защиты интересов российских предпринимателей за рубежом.

      в) Условий для участия России в системе MIGA, а также сотрудничества с государственными организациями других стран, осуществляющими страхование инвестиционных рисков в том числе и путём заключения международных двусторонних соглашений о

взаимной защите капиталовложений.

     Остаётся заметить, что эта огромная работа должна проходить лишь при условии внесения существенных изменений (если не полного пересмотра) в отечественное законодательство об иностранных инвестициях. Также, немаловажным представляется и вопрос о точной регламентации деятельности органа государства, уполномоченного представлять интересы РФ в правоотношениях, возникающих в связи с осуществлением иностранных инвестиций.

     Особенностью правоотношений, возникающих в связи с инвестированием капитала, является то, что их субъектом является иностранный инвестор, как правило, субъект частного права, т.е. физическое или юридическое лицо, с одной стороны, и принимающее государство - с другой. Учитывая специфику такого рода правоотношений,  представляется вполне очевидной заинтересованность иностранного инвестора в том,  чтобы абстрактное принимающее государство было персонифицировано в лице определённого законом уполномоченного органа с зафиксированным статусом, полномочиями и компетенцией.

     Всё же, следует отметить,  что на сегодняшний день регулирование процесса привлечения иностранных инвестиций  приобретает  всё  более  упорядоченные  формы,  и  с целью усовершенствования  этого  механизма  при  Министерстве   экономики России создан ряд органов:

     1 Государственная регистрационная палата,  которая занимается регистрацией предприятий с иностранным капиталом и аккредитацией представительств иностранных компаний;

     2 Российский федеральный центр проектного финансирования и консультационно-технического содействия,  который выполняет следующие функции:

       осуществляет экспертизу заявок и предложений в области международного инвестиционного  сотрудничества, в том числе и по использованию кредитов,  предоставляемых под гарантии Правительства Российской Федерации;

       выполняет  предынвестиционные исследования;

       разрабатывает схемы финансирования и осуществляет экспертно-консультационное сопровождение инвестиционных проектов.

Центр является представителем (агентом) Правительства РФ по координации деятельности, направленной на реализацию оказываемого России  консультационно-технического содействия;

     3 Бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейского союза;

     4 Российский центр содействия  иностранным  инвестициям. Центр содержит банк данных по законодательной и нормативной базе, инвестиционным проектам, рынкам капиталов как в России в целом, так и в регионах.

     Координация работы этих организационных структур  возложена на Министерство экономики РФ и в его составе на Департамент международного инвестиционного сотрудничества.

     Несомненно, передача вышеуказанных полномочий Министерству экономики РФ явилась шагом вперёд в ходе становления структуры государственных органов,  представляющих Россию в отношениях с иностранными инвесторами, но тем не менее, в целях дальнейшей стабилизации этих отношений в будущем законе об иностранных инвестициях статус этих организаций  должен быть закреплён окончательно.

 

 

Положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.

 

     Для привлечения иностранных инвесторов в свободных экономических зонах устанавливается льготный режим деятельности, что представляет собой : упрощённый порядок регистрации; льготы при налогообложении (однако, не менее 50% действующих в РФ ставок для предприятий с иностранными инвестициями);пониженные ставки за пользование землёй и право долгосрочной аренды (до 70 лет) с правом субаренды; особый таможенный режим и др.

     Необходимо отметить, что кроме данной главы в Законе «Об иностранных инвестициях», существует некоторое количество нормативных актов, принятых в разное время и регулирующих положение иностранных капиталовложений в СЭЗ, таких как : Постановления Совмина РСФСР, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и Федеральные законы РФ. Такая множественность регулятивных актов вызвана тем, что до сегодняшнего времени основополагающий закон «О свободных экономических зонах в РФ» находится лишь в стадии проекта, вследствие чего при образовании каждой новой СЭЗ приходится индивидуально регулировать её деятельность, издавая нормативные акты всех уровней. Без всякого сомнения, каждая из СЭЗ имеет свои особенности (выгодное территориальное расположение, запасы природных ресурсов и т.д.), что и является отправной точкой для её создания, однако, представляется целесообразным отражать такие особенности на уровне Администраций СЭЗ, опираясь на базовый закон.

     Особому рассмотрению подверглись положения о правовом и таможенном режиме деятельности предприятий с иностранными инвестициями. В первом случае оговаривается возможность создания, регистрации, деятельности и ликвидации коммерческих организаций любого профиля как полностью, так и частично принадлежащих иностранным инвесторам, разумеется в рамках, оговоренных в законодательстве. Также указывается, что лицензирование данной деятельности требуется лишь когда это установлено в законодательном порядке, полномочия по выдаче таких лицензий могут быть переданы Федеральными органами Администрации за установленными изъятиями (оборонная промышленность, производство и передача электроэнергии, СМИ и др.). Что касается таможенного режима, то на территории СЭЗ устанавливается режим свободной таможенной зоны в отношении ввоза и вывоза товаров, товары, произведённые или переработанные в СЭЗ, в том числе и на предприятиях с инвестированным иностранным капиталом, освобождаются от таможенных пошлин и иных платежей, взимаемых при таможенном оформлении (кроме таможенных сборов). То, что товар был произведён в СЭЗ подтверждается сертификатом о его происхождении, порядок определения происхождения находится в совместном ведении местной администрации и Государственного таможенного комитета РФ (ГТК РФ).

    Последняя статья Закона посвящена ликвидации СЭЗ, которая возможна при невыполнении поставленных в Законе целей и задач, либо при функционировании СЭЗ в ущерб жизненно важным интересам РФ, причём в случае такой ликвидации хозяйствующие субъекты, в том числе и иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями, созданные в период действия СЭЗ, сохраняют в течение трёх лет прежние условия хозяйственной деятельности.

     Проанализировав данный, типичный для законодательства о СЭЗ Закон, можно сделать два вывода :

     Во-первых, в законодательном порядке на территории СЭЗ создан режим наибольшего благоприятствования иностранным инвестициям (по сравнению с национальным режимом на остальной территории страны), что выражается, например : в освобождении произведённых и переработанных на территории СЭЗ товаров от таможенных пошлин, неприменении к ним мер государственной экономической политики; в льготах при налогообложении, включая налог на переводимую за границу прибыль; в беспрепятственном переводе дивидендов и репатриации капитала, а также в освобождении от обязательной продажи 50% поступлений в иностранной валюте на внутреннем валютном рынке РФ.

     В то же время, в Законе прослеживается соблюдение и защита государственных интересов, что явствует, например, из того, что «право землепользования иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям с участием российских и иностранных физических и юридических лиц на территории СЭЗ предоставляется исключительно на основании договоров аренды (без права выкупа)» ст.5 Закона.

     Во-вторых, возвращаясь к теме несовершенства существующего законодательства, хотелось бы отметить, что гораздо рациональнее было бы использовать общий Закон «О свободных экономических зонах», учитывая особенности каждой отдельной создаваемой СЭЗ в соглашении, заключаемом между Правительством РФ и Администрацией региона, что позволило бы избежать однообразного декларирования одних и тех же гарантий и постоянных ссылок на регулирование в соответствии с законодательством РФ.

     На настоящий момент на территории РФ создано и действуют более 10 свободных экономических зон . Причины их возникновения различны, однако едина цель - возрождение экономики этих регионов с помощью иностранных и отечественных капиталовложений. Не думаю, что сейчас стоит надеяться на обширные отечественные инвестиции, к сожалению, российские предприниматели предпочитают вывозить деньги из страны, но привлечение иностранных инвесторов в СЭЗ - реальность.

      Сегодня Совет Европы даёт нашей стране за содержание законодательства - «4», а за его исполнение - «1» по пятибалльной шкале. Совершенствование законодательной базы (и, не в последнюю очередь, принятие Закона «О свободных экономических зонах в РФ») и неукоснительное соблюдение и исполнение законов - единственная возможность привлечения больших объёмов иностранных, и, возможно, отечественных инвестиций.

Информация о работе Правовое положение иностранных инвестиций в России