Правовое положение иностранных инвестиций в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 03:39, контрольная работа

Описание работы

Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики - привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала.

Работа содержит 1 файл

проблемы инвестиций в россии реферат интернет.doc

— 149.00 Кб (Скачать)


«Правовое положение

иностранных инвестиций в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

     Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики - привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.

     Главной причиной чрезмерной осторожности зарубежного капитала была и  остаётся нестабильность в России.  Иностранные инвесторы постоянно сетуют на то, что в России сохраняется опасность негативных перемен в политике,  экономике и праве. Тревога за будущее вложенного капитала подпитывается экстремистскими лозунгами  отдельных политических группировок и партий, требованиями национализации приватизированной собственности. Имидж России также ухудшается вследствие роста преступности,  отсутствия спокойных бытовых условий для семей лиц,  занятых в сфере иностранных инвестиций.

     Негативное влияние оказывает  запаздывание  модернизации экономики,  низкий уровень управления ею. Немало недовольства у иностранных инвесторов вызывает и жёсткая налоговая политика,  к тому же постоянно подвергающаяся непредсказуемым изменениям,  высокий уровень инфляции,  наличие правовых препятствий  в  виде слабости и несовершенства действующих норм российского законодательства об иностранных инвестициях.

     Становление законодательства  об иностранных инвестициях - составная часть процесса формирования правового государства в  России.  Предстоит сделать ещё очень многое для того, чтобы наше государство стало действительно правовым. Пока что такое его определение,  закреплённое в Конституции,  воспринимается больше как идея,  чем как осязаемая реальность.  Таким  образом,  наступила  пора нового поколения законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции.  Для того, чтобы уровень правового  регулирования  не отставал от развития экономики и всего российского  общества  в  целом  необходимо  обновление действующего  законодательства.  Здесь можно говорить практически о формировании второго  поколения  законодательства  об иностранных  инвестициях.  Возможности дополнений и изменений существующих законов,  в сущности, оказались исчерпанными, не случайно  разработка  проекта Закона о поправках к Закону "Об иностранных инвестициях в РФ" так затянулась.  Последние проекты  Закона о поправках больше говорят в пользу принятия нового самостоятельного закона.[1]

     Многие вопросы,  касающиеся  иностранных  инвестиций уже разрешены более общими законами. Это прежде всего Гражданский Кодекс РФ. Правила, установленные ГК применяются к отношениям с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц, если иное не установлено федеральным законом. Характерным для Гражданского Кодекса России является последовательное закрепление в нём принципов частного права.  Это, в первую очередь, равенство правового режима субъектов гражданских правоотношений, неприкосновенность частной собственности, недопустимость произвольного вмешательства государства в экономическую  жизнь  общества,  обеспечение  беспрепятственного осуществления права собственности и  гарантии  восстановления нарушенного права.  ГК нацелен на то, чтобы развивать свободу предпринимательства,  создавать благоприятные условия для его развития в России.

     Немаловажная роль в регулировании иностранных инвестиций отводится  и другим общим законам.  В новом Земельном Кодексе должен быть полностью решён вопрос о праве  собственности  на землю, что крайне важно для становления рыночной экономики.

     Стимулирование зарубежных капиталовложений тесно связано и  с  принятием Налогового Кодекса.  Многие проблемы деятельности иностранных банков в РФ уже сняты новым Законом "О банках  и банковской деятельности".  Этот перечень можно продолжить, поскольку он охватывает большую часть законов, в настоящее время находящихся на стадии разработки.

     Для понимания особенностей современного подхода российского законодателя к регламентации иностранных инвестиций, следует иметь в виду,  что он является результатом эволюции регулирования порядка создания и деятельности на территории бывшего СССР так называемых совместных  предприятий. Главным  источником регулирования статуса совместного предприятия являлись постановления Совета министров СССР от 13.О1.87.  "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий,  международных объединений и организаций СССР  и других  стран-членов СЭВ" и "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных  предприятий  с  участием  советских  организаций  и фирм из капиталистических и развивающихся стран".[1]

     Согласно постановлениям  Правительства,  касающимся  СП, под  последними следует понимать правосубъектные организации, учреждённые на основании  договора,  заключённого  между  советскими  государственными предприятиями и иностранными партнерами,  и действующие в соответствии с уставом.  Причем доля иностранного  партнера вначале была ограничена 49%  от общего капитала (в дальнейшем это ограничение было снято).  Содержащееся  в  упомянутом  постановлении Правительства определение совместного предприятия в значительной степени предопределило характер  законодательства  об  иностранных инвестициях как в бывшем СССР, так и в современной России.

     Дальнейшей вехой  в развитии советского законодательства об иностранных  инвестициях  стал  Указ  Президента  СССР  от 26.10.90 г. "Об иностранных инвестициях в СССР".[1] Этот акт в силу своего характера не содержал  детального  регулирования, но давал определенные направления для его развития. В основном Указ предусматривал:  создание как  совместных  предприятий, так и предприятий со 100-процентным участием иностранного капитала;  возможность портфельных  инвестиций;  долгосрочную аренду имущества и земли иностранными инвесторами;  предоставления иностранным инвестициям не менее благоприятного  режима,  чем  для инвестиций советских юридических и физических лиц.

     После принятия  Указа Президента СССР последовала разработка и принятие Основ законодательства  об  иностранных  инвестициях  в СССР,  которые в значительной степени восприняли уже сложившийся подход в регулировании  иностранных  инвестиций,   получивший   отражение  в  Указе  Президента  СССР  от 26.10.90 г.  Основами  было  установлено,  что правовой режим иностранных инвестиций на территории СССР не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав,  а  также  инвестиционной  деятельности  советских предприятий и граждан за изъятиями,  предусмотренными законодательными актами Союза ССР и республик об  иностранных инвестициях.

     Российский "Закон об иностранных инвестициях",  принятый       4 июля 1991 года, разрабатывался параллельно с Основами и содержит значительное число заимствований из союзного законодательства,  что отражает сложившуюся в СССР систему  законодательного  регулирования.  После  распада  СССР  Закон  РФ "Об иностранных   инвестициях"    продолжает    сохранять    своё действие, неизменной  остаётся и концепция правового регулирования иностранных инвестиций в России. 

     В настоящее время в Государственной Думе рассматривается проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон  РСФСР  "Об иностранных инвестициях", в котором предусматривается обеспечение необходимых условий для привлечения иностранных  инвестиций в экономику России.

 

Общая характеристика Закона «Об иностранных инвестициях»

 

     Закон Российской Федерации "Об иностранных  инвестициях" является  основным источником права в рассматриваемой области отношений, это следует из названия самого закона, очерченного в нём круга регулируемых отношений, а также из того, что этот акт принят высшим органом законодательной  власти. В то же время, следует отметить, что на практике роль упомянутого акта не столь уж велика. Причиной тому являются недостатки самой концепции регулирования, заложенной в Законе, а также недостатки в формулировке отдельных его положений.

     Из недостатков  действующего в РФ Закона "об иностранных инвестициях" необходимо отметить следующие:

     Во-первых -  чрезвычайную декларативность многих его положений. В частности, раздел "Государственные гарантии защиты иностранных инвесторов" является скорее декларированием общих принципов, нежели собранием норм, чётко определяющих последствия принятия органами государства мер, нарушающих или ущемляющих права иностранных инвесторов.

     Во-вторых - многие положения Закона оказались устаревшими практически в момент его принятия. Так, Закон предписывает регистрацию  предприятий  в  Министерстве Финансов РФ,  или в "ином,  уполномоченном на то государственном органе".  Ст 16. Сама идея правовой нормы,  предписывающей регистрацию "там, или в другом месте" исключает возможность её использования в целях, предусмотренных в законе. Присутствие её может свидетельствовать лишь о том, что в момент принятия Закона законодатель не представлял, или имел неправильное представление о возможных способах регулирования  данной  области  отношений. Эта  формулировка привела в последствии к некоторой неопределённости в процессе практической  регистрации  предприятий с иностранными инвестициями. Разрешить сложившуюся проблему было призвано постановление  Правительства  РФ  "О регистрации предприятий  с  иностранными  инвестициями"  от  28.11.91 г., предписывающее осуществление регистрации предприятий с иностранными инвестициями сначала в местных органах власти,  а затем и в уполномоченном органе. Разумеется, что если бы на момент принятия Закона законодатель чётко представлял себе, каким должно быть регулирование деятельности совместных предприятий,  и как это регулирование должно соотноситься с регламентацией  предпринимательской деятельности на территории России,  то, возможно указанного недостатка можно было бы избежать.

     В-третьих - Закон лишь только касается вопросов, связанных с учреждением  и  деятельностью филиалов и представительств иностранных юридических лиц, приобретением ценных бумаг, заключением концессионных договоров и т.д. В то же время, каждая из перечисленных  форм  организации  предпринимательской деятельности  требует подробной регламентации,  или хотя бы соответствия с ранее принятыми в этой сфере отношений нормативными актами.

     За пределами регулирования Закона  "Об  иностранных инвестициях" остаются некоторые весьма распространённые формы осуществления иностранных инвестиций, такие, как договор целевого долгосрочного займа, вопросы, связанные с функционированием так называемых договорных форм совместных  предприятий, соглашений о разделе продукции и т.д.  Эти правовые формы  не рассматриваются  в Законе, хотя из перечня видов иностранных инвестиций, содержащегося в законе, можно сделать вывод о возможном подчинении их действию рассматриваемого закона.

     Кроме того, очевидно, что закон об иностранных инвестициях может  действовать  только в пакете с другими законами, прежде всего о частной собственности на землю,  о  приватизации, банкротстве,  валютном регулировании,  налогообложении. Вместе они должны формировать единую государственную инвестиционную политику.

      Статья 2 Закона РФ под иностранными инвестициями понимает "все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода)."

     Обобщая это определение можно сказать,  что  иностранные инвестиции  являются иностранным капиталом - собственностью в различных видах и формах,  вывезенным из одного государства и вложенным  в  предприятие (или  дело) на территории другого государства.

     Дающийся в законодательных актах и международных договорах перечень видов (форм) иностранных инвестиций обычно является примерным, а не исчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей страны.

     В этот перечень входят: недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, включая право залога; денежные средства; акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах, предприятиях, в том числе и в совместных; право требования по денежным средствам, которые вкладываются для  создания  экономических  ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность; права на осуществление хозяйственной деятельности,  предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов;  права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на  интеллектуальную ( в том числе промышленную ) собственность.  Под  интеллектуальной  собственностью следует понимать авторские права,  права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки или знаки обслуживания,  а также "good will"  (это  понятие  означает  репутацию предприятия,  состав, стоимость его деловых связей). В эту же группу  включаются  права   на   технологию,   информацию   и "ноу-хау".

     Международные соглашения распространяются как на капиталовложения,  так и на доходы, получаемые в результате капиталовложений, в частности, в качестве прибыли или доли прибыли, дивидендов,  процентов,  лицензионных  и иных вознаграждений, платежей за техническую помощь и техническое обслуживание, а также других вознаграждений.

Информация о работе Правовое положение иностранных инвестиций в России