Прававой статус Банка России как участника бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы и действующего законодательства комплексно исследовать актуальные вопросы правового положения Банка России в бюджетном процессе Российской Федерации.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: - определить правовое положение Центрального банка Российской Федерации;

- рассмотреть структуру, функции и задачи Центрального банка Российской Федерации;

- определить принципы деятельности Центрального банка Российской Федерации;

- рассмотреть цели деятельности Банка России на современном этапе. Методологические основу исследования составили широко применяемые в работе общенаучные и частнонаучные методы познания.

Работа содержит 1 файл

начало.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

    Основополагающие нормы бюджетного права определены Конституцией Российской Федерации. Бюджетное законодательство, кроме того, состоит из Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, и принимаемых в соответствии с ним ежегодных законов о бюджетах различного уровня, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих отношения, указанные в ст.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

    В последние годы приняты федеральные законодательные акты по регулированию бюджетных отношений - например, отменен Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15 августа 1996 года, и внесены существенные изменение в Бюджетный кодекс.

    Право местного самоуправления иметь свой бюджет основано на ст.132 Конституции Российской Федерации. Важным правовым актом является Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Бюджетный кодекс Российской Федерации конкретизировал компетенцию органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений. В частности, органы местного самоуправления определяют порядок составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, составляют, исполняют его и т. д.

    В сфере бюджетных отношений действуют  также правовые акты Министерства финансов РФ, которым принадлежит важная роль в практической организации бюджетной  деятельности государства

    Значение  бюджетного права обусловлено важной ролью государственного и местного бюджета в решении экономических и социальных задач страны. Для федеративного государства, каковым является Россия, оно особенно велико. С помощью бюджетного права регулируются внутри федеральные отношения по распределению финансовых ресурсов, необходимых для осуществления полномочий федерального уровня и субъектов федерации.

    Таким образом, следует отметить, что правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральным законом от 2 декабря 1990 года № 395-1 "О банках и банковской деятельности", другими федеральными законами и нормативными актами Банка России. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России: обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти.

    Основополагающим  актом, регулирующим бюджетный процесс  является Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, помимо этого важные нормы бюджетного права определены Конституцией Российской Федерации и принимаемых в соответствии с Бюджетным кодексом ежегодных законов о бюджетах различного уровня, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих отношения, указанные в ст.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Органы управления Банком России.

    Высшим  органом Банка России является Совет  директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

    Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.

    Члены Совета директоров назначаются на должность  сроком на 4 года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Члены Совета директоров освобождаются от должности до истечения указанного срока также Государственной Думой.

    Совет директоров выполняет следующие функции:

     1) Во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

     2) Утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

     3) Рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

     4) Определяет структуру Банка России;

     5) Принимает решения:

     -     о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

     - об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;

     -   о величине резервных требований;

     -   об изменении процентных ставок Банка России;

     -   об определении лимитов операций на открытом рынке;

     -   об участии в международных организациях;

     -   об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

           - о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

     -    о применении прямых количественных ограничений;

     - о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;

     -    о порядке формирования резервов кредитными организациями;

     6) утверждает внутреннюю структуру  Банка России;

     7) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

    В целях совершенствования денежно-кредитной  системы Российской Федерации при  Банке России создается Национальный банковский совет. Этот орган в отличие от Совета директоров является консультативным. Национальный банковский совет состоит из представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов.4

    Министр финансов Российской Федерации и  министр экономики Российской Федерации  входят в Национальный банковский совет  по должности.

    Национальный  банковский совет выполняет следующие  функции:

     - рассматривает концепцию совершенствования банковской системы Российской Федерации;

           -рассматривает проекты основных направлений единой государственной, денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, дает по ним заключения и анализирует итоги их выполнения;

     - осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области банковского дела;

     - рассматривает наиболее важные вопросы регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;

     - участвует в разработке основных принципов организации системы расчетов в Российской Федерации.

     Председателем Национального банковского совета является Председатель Банка России.

    Итак, из вышесказанного следует, что высшим органом управления Банком России является совет директоров. Закон определяет состав, полномочия и порядок назначения, основные функции и вопросы организации работы высшего управляющего органа Банка России. Также в целях совершенствования денежно-кредитной системы Российской Федерации при Банке России создается Национальный банковский совет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Структура Банка России.

    Центральный банк Российской Федерации образует единую централизованную систему с  вертикальной структурой управления. В соответствии с Федеральным  законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в систему Банка России входят центральный аппарат (ЦА), территориальные учреждения (ГУ (НБ)), расчетно-кассовые центры (РКЦ, ГРКЦ), вычислительные центры (ВЦ), полевые учреждения (ПУ), учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России.

    Центральный аппарат Банка России включает департаменты и главные управления, являющиеся функциональными подразделениями по основным направлениям деятельности.

    В настоящее время в структуре  Центрального банка Российской Федерации  функционируют 25 департаментов: сводный  экономический департамент; департамент  исследований и информации; департамент наличного денежного обращения; департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России; департамент регулирования расчетов; департамент бухгалтерского учета и отчетности; департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций; департамент банковского регулирования и надзора; департамент финансовой стабильности; департамент операций на финансовых рынках; департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках; департамент финансового мониторинга и валютного контроля; департамент платежного баланса; департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; юридический департамент; департамент полевых учреждений; департамент информационных систем; департамент кадровой политики и обеспечения работы с персоналом; финансовый департамент; департамент внутреннего аудита; департамент международных финансово-экономических отношений; департамент внешних и общественных связей; административный департамент.5

    Подразделения Банка России: главное управление безопасности и защиты информации; главное управление недвижимости; главное управление экспертизы и планирования капитальных затрат Банка России; главная инспекция кредитных организаций; представительство Банка России в Федеральном Собрании Российской Федерации.

    Все эти подразделения составляют центральный  аппарат Банка России.

    Функции Банка России реализуются через  функции его департаментов, а  также территориальных учреждений. Банк России осуществляет свои функции главным образом через свои многочисленные подразделения, расположенные на всей территории России.

    Территориальные учреждения Банка России, не имея статуса  юридического лица, не вправе принимать  решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.

    Территориальное учреждение имеет внутреннюю структуру  и функции, во многом повторяющие  структуру и функции центрального аппарата Банка России. Но в связи с иным масштабом деятельности здесь есть некоторые отличия. Главное из них в том, что объем компетенции подразделений территориального учреждения значительно уже, если окончательное решение по тому или иному вопросу принимает Банк России. В этих случаях подразделения территориальных учреждений, как правило, только подготавливают решение. Например, функция государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности осуществляется и в центральном аппарате, и в территориальных учреждениях. В последних имеются управления или отделы, которые подготавливают документы, а затем отсылают их в центральный аппарат, где они попадают в департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности. Затем начинается процесс согласований с другими департаментами и только после этого председатель Банка России или один из его заместителей подписывает лицензию. Как правило, департаменты курируют соответствующие подразделения в территориальных учреждениях. Однако эти подразделения подчиняются только руководству самого территориального учреждения. Структура территориального учреждения зависит от той территории, на которой оно расположено, от количества обслуживаемых им кредитных организаций.

    Таким образом, Центральный банк РФ является верхним уровнем двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (и других кредитных организаций). Он подотчетен Государственной Думе Российской Федерации, которая назначает его Председателя, по представлению Президента России, и независим от исполнительных и распорядительных органов государственной власти. Центральный банк Российской Федерации образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Основными элементами системы Банка России являются центральный аппарат и территориальные учреждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Прававой статус Банка России как участника бюджетного процесса