Прававой статус Банка России как участника бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы и действующего законодательства комплексно исследовать актуальные вопросы правового положения Банка России в бюджетном процессе Российской Федерации.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: - определить правовое положение Центрального банка Российской Федерации;

- рассмотреть структуру, функции и задачи Центрального банка Российской Федерации;

- определить принципы деятельности Центрального банка Российской Федерации;

- рассмотреть цели деятельности Банка России на современном этапе. Методологические основу исследования составили широко применяемые в работе общенаучные и частнонаучные методы познания.

Работа содержит 1 файл

начало.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

    Введение.

    В многочисленных государствах гарантируется  создание, развитие и регулирование  финансово - кредитного рынка. Для координации государственного регулирования этой составляющей экономической сферы деятельности создаются специальные государственные органы, в систему входит и Банк Российской Федерации.

    Создание  в стране центрального банка обусловливается  необходимостью осуществления целенаправленного  воздействия и контроля отношений  в сфере распоряжения частными финансовыми  средствами и означает формирование двухуровневой банковской системы.

    Центральный банк выступает в качестве регулятора денежных и кредитных потоков  в государстве, осуществляя такое  регулирование через банки. Сочетая  в себе черты собственно кредитного учреждения и органа государства, центральный банк в строгом смысле не является ни тем, ни другим.

    Правовой  статус Центрального банка в большинстве  случаев закрепляется в конституции  страны и раскрывается в специальном  законе. Конституционно-правовой статус Банка России включает следующие элементы: цели создания, основные задачи и функции, порядок формирования руководящих органов центрального банка, отдельные основополагающие предметы ведения и полномочия, основы взаимоотношения центрального банка с другими органами государства.

    Преобразования в начале 90-х гг. прошлого века существенно изменили ход общественной жизни и привели к созданию принципиально новых основ построения банковской системы Российской Федерации. Характер проводимой властями экономической политики оказывает существенное влияние на функционирование денежно-кредитной системы. Попытка обеспечить финансовую стабильность посредством ужесточения монетарной и фискальной политики привела к конфликту целей: некоторое улучшение ситуации в борьбе с инфляцией и стабилизация валютного курса рубля конца 90-х гг. сопровождались усилением инвестиционного кризиса, угрозой снижения эффективности экспортной деятельности, сужением внутреннего спроса при наличии значительных производственных мощностей. Количество действующих кредитных организаций сократилось почти в два раза.

    Скоротечность экономических преобразований, переход  от государственной экономики к  экономике, построенной на различных  формах собственности, стало причиной для воспроизводства той конструкции Центрального банка, которая закреплена в современном законодательстве.

    Именно  в связи с тем, что банковская система Российской Федерации претерпела значительные преобразования и в  настоящее время банк России играет немаловажную роль в бюджетном процессе, анализ правового статуса банка  Российской Федерации является актуальным для исследования.

    Степень научной разработанности. Вопросы, связанные с правовым положением банка России, так или иначе, нашли отражение в работах многих советских и российских ученых - правоведов, таких как А.Г. Братко, П.Д. Баренбойм, А.В. Белов, А.В. Викулин, Я.А. Гейвандов, Ю.С. Голиков, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева, Л.Г. Ефимова, А.А. Жданов, И.В. Игнатовская, В.И. Лафитский, В.О. Лучин, В.В. Невинский, Ю.А. Тихомиров, Г.А. Тосунян, Н.И. Химичева, Н.Д. Эриашвили и др. За последнее время российской правовой наукой были детально исследованы вопросы правового статуса Банка Российской Федерации как органа государственной власти, с одной стороны, и юридического  лица, с другой, его полномочий в сфере разработки и реализации денежно - кредитной политики, банковского регулирования и надзора.

    Из  специальной литературы практической направленности мне хотелось бы выделить изданный в 2010 году постатейный комментарий к Федеральному закону «О Центральном банке (Банке России)», автором которого является А.И.Чалов.

      Нормативную базу исследования составляет Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993 г. 25 декабря, Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.

        Вопросы правового регулирования деятельности Банка России затрагиваются в ряде других федеральных законов. В частности, взаимоотношения Банка России и кредитных организаций регламентируется Федеральным законом Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» в ред. от 03.02. 1996 г. № 17- ФЗ и Федеральным Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173- ФЗ.

    Цель  исследования состоит в том, чтобы  на основе анализа научной литературы и действующего законодательства комплексно исследовать актуальные вопросы правового положения Банка России в бюджетном процессе Российской Федерации.

    Объектом  исследования являются общественные отношения, связанные с деятельностью Центрального банка Российской Федерации как высшего звена банковской системы России.

    Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие правовое положение Центрального банка Российской Федерации в банковской системе России.

    Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:   - определить правовое положение Центрального банка Российской Федерации;       

    - рассмотреть структуру, функции и задачи Центрального банка Российской Федерации; 

    - определить принципы деятельности  Центрального банка Российской  Федерации; 

    - рассмотреть цели деятельности Банка России на современном этапе.  Методологические основу исследования составили широко применяемые в работе общенаучные и частнонаучные методы познания. Среди них диалектический, системно-правовой и другие методы, системный анализ изучаемых явлений и результатов, понятия конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации, его конституционно-правовых основ, полномочий и юридической ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Характеристика правового положения  и структура Центрального банка Российской Федерации.

  1. Общая характеристика правового положения  Центрального банка РФ как участника бюджетного процесса.

    Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — верхний уровень двухуровневой  банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка  России и коммерческих банков (и  других кредитных организаций).

    Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.1

    Ключевым  элементом правового статуса  Банка России является принцип независимости который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем, его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотрены конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 75 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

    Согласно  принципу независимости федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России.

    В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную  Думу и Президента РФ.

    Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

    Проблема  независимости центрального (национального) банка существует в каждой стране и встает особенно остро в периоды  экономических потрясений.

    Таким образом, в России при всей ограниченности действия принципа независимости за Банком России должно быть закреплено неизменное право контроля за денежной массой, определение инструментов регулирования денежно-кредитного механизма исходя из основных тенденций его развития.

    Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией РФ не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

    Банк  России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество  Банка России являются федеральной  собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом о Банке России. 2

    Государство не отвечает по обязательствам Банка  России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства  или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

    Банк  России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно - кредитной системой, и юридическим лицом, может совершать гражданско - правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, с государством в лице Правительства Российской Федерации.

    Заключая  гражданско-правовые сделки с кредитными организациями в целях реализации своего хозяйственного интереса и получения  прибыли (продажа государственных  облигаций, переучет векселей и т.д.), он, прежде всего, оказывает тем самым соответствующее целенаправленное воздействие на развитие системы кредитных учреждений и определяет кредитную политику в государстве.

    Условия, на которых заключаются такие  сделки, вырабатываются Банком России в рамках обшей государственной денежно-кредитной политики.

      Управление денежно-кредитной системой Российской Федерации Банк России производит двумя способами: во-первых, с помощью властных предписаний, во-вторых, экономическими методами, то есть путем совершения различных сделок с коммерческими банками, другими организациями.

    Главной особенностью правового положения  Банка России в настоящее время  является то, что осуществление его  административных прав и хозяйственной  деятельности подчинено решению одной и той же задачи - управлению кредитной системой.

    В статье 151 Бюджетного кодекса РФ определена система органов, обладающих бюджетными полномочиями, в которую входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. При этом каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах своей компетенции. Как участник бюджетного процесса Банк России выполняет функции денежно-кредитного регулирования.

    В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. 3

    Непосредственным  актом, регулирующим бюджетный процесс  является Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, который включает в себя пять частей. Первая часть устанавливает общие положения, вторая - основы функционирования, принципы и устройство бюджетной системы РФ, третья посвящена бюджетному процессу, четвертая - ответственности за нарушение бюджетного законодательства, пятая содержит заключительные положения. Третьей частью Бюджетного кодекса описываются участники бюджетного процесса и их полномочия, а также формы государственного и муниципального контроля и этапы бюджетного процесса - составление проектов бюджетов, рассмотрение и утверждение бюджетов, исполнение бюджетов.

Информация о работе Прававой статус Банка России как участника бюджетного процесса