Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:08, курсовая работа
В настоящее время проблеме потребительского кредитования уделяется большое внимание в связи с тем, что в условиях мирового финансового кризиса кредитным организациям пришлось поменять политику предоставления потребительского кредита. Ужесточились требования к заемщикам, повысились процентные ставки по кредитам, означающие теперь практический отказ в выдаче кредита, прекратилась выдача кредитов с нулевым или минимальным первоначальным взносом, увеличился размер первоначального взноса до 30 % от суммы кредита, сократились, а некоторыми банками и вовсе прекратились, ипотечные программы и программы автокредитования.
Целью данной курсовой работы является изучение организации и оформления кредитования физических лиц.
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА
1.1 Понятие и сущность потребительского кредита
1.2 Виды потребительского кредитования
1.3 Состояние потребительского кредитования в России
2. АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ЗАО «ВТБ 24»
2.1 Организация потребительского кредитования
2.2 Анализ динамики и структуры кредитного портфеля
2.3 Анализ качества портфеля потребительских кредитов
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
1. Теоретические основы потребительского кредита
1.1 Понятие и сущность потребительского кредита
1.2 Виды потребительского кредитования
1.3 Состояние потребительского кредитования в России
2. Анализ потребительского кредитования в ЗАО «ВТБ 24»
2.1 Организация потребительского кредитования
2.2 Анализ динамики и структуры кредитного портфеля
2.3 Анализ качества портфеля потребительских кредитов
3. Проблемы и перспективы развития потребительского кредита
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Потребительский кредит занимает особое место в общей банковской системе и играет немаловажную роль в современной рыночной экономике. Он служит средством удовлетворения различных потребительских нужд населения и способствует выравниванию потребительских групп населения с различным уровнем доходов.
В последние годы потребительское кредитование динамично развивалось. Расширялась география потребительского кредита, снижались процентные ставки по кредитам и т.д.
В настоящее время проблеме потребительского кредитования уделяется большое внимание в связи с тем, что в условиях мирового финансового кризиса кредитным организациям пришлось поменять политику предоставления потребительского кредита. Ужесточились требования к заемщикам, повысились процентные ставки по кредитам, означающие теперь практический отказ в выдаче кредита, прекратилась выдача кредитов с нулевым или минимальным первоначальным взносом, увеличился размер первоначального взноса до 30 % от суммы кредита, сократились, а некоторыми банками и вовсе прекратились, ипотечные программы и программы автокредитования.
Целью данной курсовой работы является изучение организации и оформления кредитования физических лиц.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
-
изучить сущность
-
проследить виды
-
раскрыть технологию и схему
предоставления
-
проанализировать кредитный
-
выявить проблемы и
- разработать предложения для совершенствования организации потребительского кредитования.
Объектом исследования выбран коммерческий банк ЗАО «ВТБ 24».
Предметом исследования является процесс кредитования физических лиц коммерческим банком.
В первой главе изучается сущность потребительского кредита, приводится классификация потребительских кредитов, дается анализ современного состояния потребительского кредитования. В аналитической части работы рассматриваются особенности организации потребительского кредитования, раскрывается технология и схема предоставления кредитов физическим лицам, порядок погашения по выданным кредитам, а также дается анализ кредитного портфеля банка.
В заключительной главе курсовой работы рассмотрены проблемы и перспективы развития потребительского кредита в России.
При
написании курсовой работы использовались
законодательные и нормативно-
1. Теоретические основы
Процесс кредитования представляет собой передачу денег или материальных ценностей одной стороной (заимодавцем или кредитором) другой стороне (заемщику) на условиях возвратности, платности и срочности. Кредит является договором займа по поводу предоставления денежных средств или товарно-материальных ценностей на определенных условиях (плата процентов, срок возврата) с целью обеспечения хозяйственной деятельности, удовлетворения потребностей в предоставляемых вещах и т.п.
Потребительский кредит, является одной из форм кредита и служит средством удовлетворения различных потребительских нужд населения. В определенной степени он содействует выравниванию потребления групп населения с различным уровнем доходов [10].
В России потребительским кредитом называют – любые виды ссуд, предоставляемые населению, в том числе ссуды на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды и др.
В отличие от других кредитов объектом потребительского кредита могут быть и товары, и деньги. Товарами, продаваемыми в кредит, как и оплачиваемыми за счет банковских ссуд, являются предметы потребления длительного пользования. Субъектами кредита, с одной стороны, выступают кредиторы – коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины и другие учреждения, имеющие право на осуществление кредитной деятельности, а с другой стороны – заемщики-люди. Но поскольку последние получают необходимые им средства в большей мере за счет банковских ссуд, то фактически 90% всей суммы потребительского кредита предоставляется банками. Погашается потребительский кредит в разовом порядке или с рассрочкой платежа.
Кредитная организация должна осуществлять кредитование населения при соблюдении важнейших принципов, т.е. главных правил, которые позволяют обеспечивать возвратное движение средств, а именно: принципы срочности, возвратности, обеспеченности, платности и дифференцированное. Применение всех принципов кредитования позволяет соблюсти интересы обоих субъектов кредитной сделки: банка и заемщика [23].
Рассмотрим значение вышеуказанных принципов кредитования:
Принцип срочности означает, что кредит должен быть, не только возвращен, а возвращен в строго определенный срок, то есть срок кредитования является предельным временем нахождения заемных средств у заемщика.
Принцип возвратности заключается в том, что по окончании срока кредитного договора заемные деньги должны быть возвращены кредитору в полной сумме (основной долг) плюс проценты. При этом подразумевается не только возврат кредита в конечный срок, но и промежуточные платежи.
Принцип обеспеченности предполагает наличие у заемщика юридически оформленных обязательств, гарантирующих своевременный возврат кредита: залогового обязательства, договора-гарантии, договора-поручительства
Принцип платности означает, что каждый заемщик должен внести банку определенную плату за временное пользование денежными средствами. Реализация этого принципа осуществляется через механизм банковского процента. Банку платность кредита обеспечивает покрытие его затрат, связанных с уплатой процентов за привлеченные средства, затрат по содержанию своего аппарата, а также обеспечивает получение прибыли для увеличения ресурсных фондов кредитования.
Дифференцированность кредитования означает, что коммерческие банки не должны однозначно подходить к вопросу о выдаче кредита. Кредит должен предоставляться только тем заемщикам, которые в состоянии его своевременно вернуть. Поэтому дифференциация кредитования должна осуществляться на основе показателей кредитоспособности, под которой понимается финансовое состояние заемщика, дающее уверенность в его способности и готовности возвратить кредит в обусловленные договором сроки.
Классификация
потребительских ссуд может быть
проведена по ряду признаков, в том числе
по типу заемщика, видам обеспечения, срокам
погашения, методам погашения, целевому
направлению использования, объектам
кредитования, объему и т.д. (см. табл. 1).
Таблица
1 – Классификация
1. По направлениям использования (объектам кредитования) | - кредиты на
неотложные нужды;
- автокредиты; - кредиты
на строительство и - кредиты на платные услуги (медицина, туризм, образование); - кредиты на покупку товаров. |
2. По субъектам кредитной сделки | - банковские
потребительские кредиты;
- кредиты,
предоставляемые населению - потребительские
ссуды кредитных учреждений - потребительские ссуды, предоставляемые заемщикам непосредственно на предприятиях и в организациях, в которых они работают. |
3. По обеспечению | - кредиты необеспеченные
(бланковые)
- обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами, страхованием). |
4. По срокам кредитования | - краткосрочные
(сроком от 1 дня до 1 года);
- среднесрочные (сроком от 1 года до 3-5 лет); - долгосрочные (сроком свыше 3-5 лет) |
5. В
зависимости от порядка |
- выданные наличными
деньгами,
- выданные безналичным путем |
6. По способу предоставления | - кредиты разовые
- кредиты возобновляемые (револьверные, ролловерные) |
7. По методу погашения | - кредиты, погашаемые
единовременно;
- кредиты
с рассрочкой платежа ( |
8. По методу взимания процентов | - с удержанием
процентов в момент предоставления ссуды;
- с уплатой процентов в момент погашения кредита; - с уплатой
процентов равными взносами на
протяжении всего срока |
Существует такой вид потребительского кредитования как доверительный кредит или кредит для добросовестных заемщиков. Он предоставляется гражданам, ранее обращавшимся к тому или иному банку за получением потребительского кредита и добросовестно выполнившим свои обязательства по его погашению [7].
Выгода от участия в подобной программе очевидна для обеих сторон: банк минимизирует риск невозврата кредитуемых средств (поскольку предоставляет их заемщику с заведомо благонадежной репутацией), а заемщик получает кредитные средства на максимально выгодных условиях. Эта выгода обычно заключается для заемщика в следующем:
1.3
Состояние потребительского кредитования
в России
Объемы кредитов, выданных населению в 2010г., снизился почти на 50% по сравнению с 2009г. Причины данной тенденции, по мнению аналитиков, в нежелании лишний раз связываться с кредитованием. Если у потребителей это связано с неопределенностью в отношении своего дальнейшего финансового положения, то для банкиров актуальной остается проблема «плохих» долгов и необходимость создания под них резервов.
Как
видно из таблицы 2, у значительного
количества участников данного рэнкинга
произошло снижение объемов беззалоговых
кредитов в 2010 году. Так, объем кредитов
«ВТБ 24» (1 место) за истекший год снизился
почти на 28% и составил порядка 75 млрд руб.
На второй строчке находится «ХКФ-Банк»
с показателем 53.5 млрд руб., тогда как в
2009 данным банком было выдано беззалоговых
кредитов на сумму 79.5 млрд руб. – снижение
на 33%. Меньшие потери, всего 14% от объема
2009 года, понес «Альфа-Банк», занимающий
третье место (44.6 млрд руб.). Объемы беззалоговых
кредитов у «ОТП Банк», «Россельхозбанк»
и «Русфинанс Банк», занимающих четвертое,
пятое и шестое места, соответственно,
упали менее чем на 10%.
Таблица 2 – Самые потребительские банки в 2010 году (РБК. Рейтинг)
№ | Банк | Выдано беззалоговых кредитов в 2010 году (тыс. руб.) | Выдано беззалоговых кредитов в 2009 году (тыс. руб.) | Изменение (%) |
1 | ВТБ 24 | 74 666 135.06 | 103 453 970.03 | -27.83 |
2 | ХКФ-Банк | 53 497 019.85 | 79 512 597.97 | -32.72 |
3 | Альфа-Банк | 44 584 436.45 | 51 908 479.65 | -14.11 |
4 | ОТП Банк | 31 245 945.79 | 33 220 288.06 | -5.94 |
5 | Россельхозбанк | 27 249 928.82 | 28 474 731.95 | -4.30 |
6 | Русфинанс Банк | 25 318 418.41 | 28 090 017.45 | -9.87 |
7 | Восточный Экспресс | 24 745 397.00 | 14 959 629.00 | 65.41 |
8 | Росбанк | 12 914 192.40 | 34 602 106.06 | -62.68 |
9 | Совкомбанк | 11 529 639.00 | 12 163 197.00 | -5.21 |
10 | Уралсиб | 7 456 778.24 | 13 687 823.46 | -45.52 |
Информация о работе Потребительское кредитование и перспективы его развития