Понятие и роль Центрального Банка в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

Содержание

Введение...................................................................................................... 3
1.Сущность, функции и операции центральных банков...........................6
1.1 Сущность центральных банков их структура......................................6
1.2 Функции центрального банка.…………...............................................9
1.3 Операции, осуществляемые центральными банками........................11
2. Роль Центрального Банка России в условиях рыночной экономики и
антикризисные меры...................................................................................14
Заключение...................................................................................................23
Список использованной литературы..........................................................25

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 43.73 Кб (Скачать)

     Центральный банк России, являясь государственным  с точки зрения собственности  на капитал, обладает юридической самостоятельностью в вопросах тактики и стратегии  проведения денежно-кредитной политики, направленной на поддержание стабильности обращения денег и сбалансированности платежного баланса.

     Вопросы независимости Центрального банка  имеют принципиальное значение в  связи с необходимостью разграничения  государственных финансов и банковских ресурсов. Правительству, как правило, не хватает государственных финансов, что подтверждается наличием дефицита Федерального бюджета.

     В результате образуется внутренний и  внешний государственный долг. Как  Центральный банк должен участвовать  в его покрытии, в каких размерах должна проводиться эмиссия под  прямое кредитование Правительства, какой  тип денежной реформы — девальвация  или же деноминация — может  помочь Правительству в решении  его задач, определяется Центральным  банком. В этом и проявляется принцип  независимости Центрального банка. ,

     Если  Центральный банк отдает предпочтение в решении этих проблем денежно-кредитной  политике, то Правительство решает данные задачи бюджетными методами —  налогами, амортизационной политикой  и государственными инвестициями.

     В процессе обслуживания государственного долга Центральный банк должен не только поддерживать Правительство, но, проявляя независимость, заботиться и  о сохранении ликвидности банковской системы. (Созданное в 1999 г. по инициативе ЦБ и Правительства Агентство  по реструктуризации кредитных организаций  призвано обеспечивать устойчивость банковской системы и своевременное выполнение ими своих обязательств.) Банк России исходит из того, что реструктуризация региональных банков является на сегодня  центральным звеном процесса реструктуризации банковской системы.

     Принцип независимости Центрального банка  проявляется также в передаче функций по кассовому исполнению бюджета из ЦБ в Федеральное казначейство. Кассовая наличность остается в отделениях банков, а казначейству передаются функции ведения учетных операций и безналичных расчетов оперативного управления средствами на счетах Федерального бюджета и главных распорядителей кредитов, пользующихся бюджетными средствами.

     Главным, принципиальным отличием созданного Федерального казначейства является то, что это  не просто централизованная система  органов, а система, связанная глобальной компьютерной сетью, которая позволит получать полную информацию о состоянии  федерального бюджета на региональном и локальном уровнях.

     Итак, принцип независимости Банка  России проявляется прежде всего в том, что он не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения (Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, которые не регистрируются в налоговых органах.

     Государство не отвечает по обязательствам Банка  России, так же как и Банк России не отвечает по обязательствам государства, если только они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации» федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться  в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента, и он вправе защитить свой статус и полномочия в судебном порядке.

     Годовой отчет Центрального банка России и аудиторское заключение утверждает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

     В актуальные задачи стратегии завершения антикризисных мер, связанных с  деятельностью Банка России, входят:

     - снижение риска инфляционного  давления в конце 2010 - начале 2011 года;

     - предотвращение неадекватного ценообразования  на финансовые активы вследствие  избыточной ликвидности в банковском  секторе;

     - избежание гиперреакции валютного курса рубля;

     -- и, наконец, устранение риска  безответственного поведения участников  рынка.

     Всякий  регулятор призван стабилизировать  рыночную среду. Если он тратит усилия на разъяснение своей политики, на снижение неопределенности будущего - рынок воздает ему сторицей: и стабилизация оказывается успешной, и участники рынка испытывают доверие к регулятору. Однако похоже, что Банк России является исключением. В то время как ФРС США публично расписала, что и как она будет делать, сворачивая антикризисные меры, Банк России предпочитает хранить молчание. Конечно, регулятор не может быть уверен в своих дальнейших действиях, когда его политика во многом зависит от внешних рынков. Тем не менее центральными банками наработан арсенал формирования рыночных ожиданий в условиях неопределенности собственных действий: "веерные" диаграммы, сценарные расчеты, публикация консенсус-прогнозов и пр. Банк России остается в стороне от новейших средств взаимодействия с целевой аудиторией, по-прежнему полагая, что лучшей политикой является политика молчания. В результате экспертному и банковскому сообществу самому приходится делать за денежные власти работу: разрабатывать и предлагать варианты сворачивания антикризисных мер. По крайней мере, тогда появляется повод для диалога, а за ним и возможность избежать нелепых действий, вредящих рынку.

     Что можно предложить денежным властям  и чего ожидать от них в свете  предстоящего сворачивания антикризисной  политики? В конце 2009 года на встрече  министров финансов и управляющих  центральных банков стран G-20 были приняты  международные рекомендации, касающиеся exit policy. В целом они носят достаточно общий характер и ориентированы прежде всего на фискальную консолидацию и сокращение дефицита бюджета, а также прекращение действия нестандартных инструментов денежно-кредитной политики. В развивающихся странах и России масштабы антикризисной политики, как и сам кризис, были скромнее, и денежным властям не потребуется разрабатывать изощренные программы завершения антикризисных мер. Тем не менее exit policy в России затронет процентную политику и изменения денежно-кредитного инструментария.

     В течение кризиса 2008-2009 годов процентная политика Банка России пережила несколько  фаз развития. Осенью 2008 года регулятор  произвел экстренное снижение процентных ставок по инструментам рефинансирования для повышения ликвидности в  банковском секторе и расширения доступности операций рефинансирования для банков. В ноябре 2008 - феврале 2009 года ему пришлось пойти на временное  повышение процентных ставок для  противодействия оттоку капитала и  атаки на курс рубля. С апреля 2009 года по настоящее время Банк России осуществляет снижение процентных ставок для стимулирования кредитной активности и экономического роста.

     В свете завершения антикризисных  мер процентная политика Банка России сталкивается с рядом среднесрочных задач. К ним относятся:

     -- поддержание текущего экономического  восстановления;

     -- плановое снижение инфляции до 5-6%;

     -- поддержание приемлемой волатильности эффективного курса рубля; снижение процентных ставок по кредитам.

     В то же время Банку России при принятии решений о процентных ставках  необходимо обращать внимание на несколько  рисков. В конце 2010-го и в 2011 году может возникнуть угроза роста инфляции из-за возобновления положительного сальдо текущего счета и роста  расходов федерального бюджета, которые  традиционно возрастают к концу  года. Кроме того, реализуя политику низких ставок, Банк России должен учитывать  возможность формирования финансовых "пузырей" и накопления избыточной ликвидности в банковском секторе.

     Ожидается, что в середине 2010 года денежный рынок достигнет "дна" процентных ставок. Для Банка России это будет  сигналом к необходимости пересмотра процентной политики. Однако в целом  процентная политика не может быть предопределена до конца 2010 года по ряду причин. Во-первых, Банк России не придерживается формальных правил денежно-кредитной  политики, которые предпочитают некоторые  центральные банки за рубежом. Во-вторых, процентная политика во многом ориентируется  на курсовую политику. Ставка рефинансирования обладает чувствительностью как к процентным ставкам ведущих иностранных центральных банков, так и к курсу рубля. В результате процентная политика дрейфует вслед за ценами на беспоставочные валютные форварды. По всей видимости, регулятор предпочтет инерционное поведение. Ставка рефинансирования будет снижаться с запаздыванием, так и не достигнув оптимального "дна" летом 2010 года (которое оценивается в 6,5-7%). По всей видимости, нам предстоит увидеть еще пару снижений ставки на 0,25% в месяц, и на этом эпопея смягчения процентной политики завершится. Цена инерционного поведения будет состоять в укрепляющемся рубле и слабом экономическом восстановлении.

     Идет  много разговоров о том, что ставка рефинансирования не может быть адекватно  снижена в связи с угрозой  инфляции во второй половине 2010 года. Однако нужно иметь в виду, риск инфляции проистекает не из-за снижения процентных ставок Центрального банка, а из-за возможного быстрого восстановления мирового спроса на сырьевые товары. Это, в свою очередь, приведет к существенному притоку денег в российскую экономику и росту совокупного внутреннего спроса, а также увеличению цен в "неторгуемых" секторах с наименьшим уровнем конкуренции. Низкие процентные ставки выступают не главным фактором инфляции.

     Как ни странно, финансовый кризис значительно  ускорил модернизацию денежно-кредитной  политики. Во-первых, были апробированы новые инструменты, такие как  аукционы беззалоговых кредитов и временные гарантии по межбанковским сделкам. В последующем они могут оказаться востребованными при возникновении новых периодов финансовой нестабильности. Во-вторых, произошла перенастройка целевых операционных ориентиров денежно-кредитной политики. Стоимость бивалютной корзины стала более волатильной, значение процентных инструментов повысилось. В-третьих, Банк России наладил тесный диалог с банковским и экспертным сообществом, что добавило понимания денежно-кредитной политики и определенности рыночным ожиданиям. Антикризисные меры, таким образом, приблизили преобразования денежно-кредитной политики, связанные с более свободным курсообразованием рубля и повышением эффективности процентной политики, которые в последующем позволят реализовать инфляционное таргетирование.

     Все эти изменения должны быть подкреплены  адекватной информационной политикой. Ее цель должна состоять в предотвращении дестабилизации финансового рынка  в связи с непредсказуемостью сворачивания антикризисной поддержки. В задачи информационной политики Банка  России в ходе завершения антикризисных  мер должны входить:

     - управление ожиданиями изменения  ставки рефинансирования; сглаживание  колебаний процентных ставок  денежного рынка;

     - предотвращение шоков на рынке  облигаций (фондовый риск);

     - минимизация процентного риска  банков; помощь банкам в управлении  риском ликвидности.

     Банку России целесообразно принять информационный меморандум о завершении антикризисной  политики, который в общих чертах определял бы предстоящие задачи и меры денежных властей.

     Кроме того, положительно воспринималось бы обнародование плана завершения антикризисных мер с объяснением  критериев завершения каждой операции; публикация укрупненного графика со сроками и последовательностью  поэтапного завершения антикризисных  мер; раскрытие прогнозов изменения  ставки рефинансирования и инфляции в форме веерных диаграмм без  четких обязательств Банка России (для  минимизации процентного риска  и риска ликвидности в банковском секторе). В случае успешной реализации информационной политики Банк России сможет добиться нескольких результатов. В их числе снижение неопределенности будущего и предсказуемость предстоящих событий для участников рынка, минимизация риска обвала и паники, рост доверия к политике Банка России и рост понимания действий денежных властей.

 

     Заключение. 

     Таким образом, подводя итоги курсовой работе, сформулируем следующие выводы.

     Одним из основных звеньев банковской системы является Центральный банк Российской Федерации. Роль Центрального банка в развитии рыночной экономики выражается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны. Таким образом, Центральный банк играет ключевую роль в платежной и банковской системе страны. 
Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Все центральные банки имеют сходные функции, применяют сопоставимые инструменты регулирования. Это обусловливает постепенное сближение их организационных структур, координацию их деятельности, а в Западной Европе - формирование единой денежно-кредитной и валютной политики стран - участниц ЕС. 
Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральными банками, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер. 
Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения. Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности в разных странах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие и роль Центрального Банка в экономике