Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:06, курсовая работа
Цель данной работы – дать представление о платежно-расчётной системе Российской Федерации, предложить способы ее совершенствования, ускорения роста объемов электронных платежей, а также найти пути наиболее полного удовлетворения потребностей России в этой сфере.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
отразить теоретические аспекты платежной системы;
дать характеристику состояния платежной системы России;
разработать эффективную электронную платежную систему России на базе передового зарубежного опыта.
При написании курсовой работы использовались такие методы, как анализ и синтез, которые относятся к общенаучным методам. Был проведен анализ учебной литературы, обработаны периодические издания, итоги.
Введение
1. Этапы развития платежной системы Российской Федерации
Сущность и элементы платёжной системы.
1.1 Понятие платежной системы и ее структура
1.2 Принципы организации и функции платежной системы
1.3 Роль Центрального банка государства в регулировании платежной системы
2. Формы безналичных расчетов
2.1. Расчеты платежными поручениями.
2.2. Расчеты платежными требованиями-поручениями
2.3. Чековая форма расчетов
2.4. Расчет аккредитивами
3. Оценка развития платёжной системы РФ
3.1 Особенности национальной и частной платежных систем России
3.2 Осуществление расчетов на валовой и чистой основах
3.3 Пути совершенствования платежной системы Российской Федерации и перспективы ее развития
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Далее были изучены особенности платежных систем нашей страны, рассмотрены преимущества и недостатки брутто- и нетто-расчетов. Мы выяснили, что современные платежные системы России отличаются довольно медленным внедрением новых электронных технологий и низким уровнем использования безналичных расчетов. В большей степени на развитие платежных систем в России повлияли институциональные изменения экономики. Существенные изменения произошли в финансово-банковской сфере. Была введена налоговая форма формирования доходов государственного бюджета, появилось большое количество коммерческих банков. В качестве главного положительного момента расчетов на валовой основе мы выделили существенное снижение рисков неплатежей, а у нетто-расчетов - существенно меньшие требования к ликвидности участников расчета, упрощение процедур обмена платежами.
В заключении данной работы мы постарались определить пути совершенствования действующей платежной системы в России. Для этого мы предложили воспользоваться зарубежным опытом, например, параллельное использование систем валовых расчетов и нетто-расчетов, которые дополнят друг друга и обеспечат надежное функционирование платежной системы. Такая практика широко распространена в странах Западной Европы, США и Японии, полагаем, что данный успешный опыт может быть применен и в отечественной банковской практике. Также для повышения эффективности функционирования платежной системы Банка России мы предложили изменить подход к разработке нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетов через Банк России.
Такая
логика позволила рассмотреть основные
теоретические вопросы рассматриваемой
проблемы, сделать выводы и дать рекомендации
по совершенствованию механизма и нормативной
базы расчетов.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. О центральном банке Российской Федерации (Банке России): федеральный закон [от 10.07.2002. № 86-ФЗ].
2. Российская
Федерация. Центральный банк. О
безналичных расчетах в
3. Российская Федерация. Центральный банк. О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России: Положение ЦБ РФ [от 12.03.98. № 20-П].
4. Российская Федерация. Центральный банк. О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием: положение ЦБ РФ [от 09.04.98. № 23-П].
5. Российская
Федерация. Центральный банк. О
порядке осуществления
6. Ануреев С.В.
Платежные системы и их
7. Деньги. Кредит. Банки./ Под ред. Белоглазовой Н.М. М.: «Юрайт-Издат», 2007. – 620 с.
8. Деньги, кредит,
банки/ Под ред. О.И.
9. Кочеткова,
Н.М. Цели, задачи и функции
Банка России в сфере
10. Кочеткова Н.М. Цели и методы наблюдения за платежными системами / Н.М. Кочеткова // Деньги и кредит. – 2003. - №1. – С. 12-15.
11. Криворучко, С.В. Организационная структура наблюдения за платежными системами / С.В. Криворучко // Финансы и кредит. – 2007. – №12. – С. 71-76.
12. Криворучко, С.В.
Процесс наблюдения за
13. Латышева, Н.В.
Некоторые аспекты развития
14. Летуновская, А.В. Современные карточные платежные системы европейских стран / А.В. Летуновская //Деньги и кредит. – 2007. - №10.
15. Милоянина,
В.В. Отдельные направления
16. Наибуллина, Г.А., Комаров А.Г. Основные проблемы и тенденции развития электронных платежных систем. [Электронный ресурс] / Г.А. Наибуллина // Проблемы современной экономики. – 2007. - № 3
17. Ответы на
некоторые вопросы по
18. Райзберг Б.А.,
Лозолвский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.
Современный экономический
19. Саксельцева,
Е.Г. Возможности применения
Приложения
Таблица 1. Классификация
платежных систем
Таблица 2. Роль центрального банка в развитии платежной системы.
Роль | Содержание |
Оператор или поставщик платежных услуг | Предоставление
и развитие платежных и кредитных
услуг посредством:
|
Ускоритель | Центральный банк
может участвовать в
|
Контролер | В качестве органа
надзора за платежной системой центральный
банк может:
|
Пользователь | Как пользователь
платежных услуг в своей
|
Таблица 3. Факторы развития рынка платежных услуг и технологий платежных систем России.
Факторы | Результат действия факторов |
Институциональные
реформы:
|
Дестабилизация
и рост издержек денежного обращения;
заинтересованность клиентов к повышению
эффективности платежа;
конкуренция в обслуживании клиентов и проведении платежей; рост количества платежей. |
Внешнеэкономическая
открытость:
|
Новые технологические решения; новые преставления и требования клиентов к работе платежных систем; усиление конкуренции за клиента. |
Развитие
электронных технологий:
|
Устранение ручного труда в обработке и проведении платежей; повышение разнообразия и функциональности платежных систем; массовое дистанционное обслуживание клиентов |
Общий результат действия факторов | Требования клиентов к повышению эффективности платежа; кардинальное снижение издержек платежа по требованию клиентов. |