Платёжно-расчётная система российской экономики: этапы развития проблемы и пути совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать представление о платежно-расчётной системе Российской Федерации, предложить способы ее совершенствования, ускорения роста объемов электронных платежей, а также найти пути наиболее полного удовлетворения потребностей России в этой сфере.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
отразить теоретические аспекты платежной системы;
дать характеристику состояния платежной системы России;
разработать эффективную электронную платежную систему России на базе передового зарубежного опыта.
При написании курсовой работы использовались такие методы, как анализ и синтез, которые относятся к общенаучным методам. Был проведен анализ учебной литературы, обработаны периодические издания, итоги.

Содержание

Введение
1. Этапы развития платежной системы Российской Федерации
Сущность и элементы платёжной системы.
1.1 Понятие платежной системы и ее структура
1.2 Принципы организации и функции платежной системы
1.3 Роль Центрального банка государства в регулировании платежной системы
2. Формы безналичных расчетов
2.1. Расчеты платежными поручениями.
2.2. Расчеты платежными требованиями-поручениями
2.3. Чековая форма расчетов
2.4. Расчет аккредитивами
3. Оценка развития платёжной системы РФ
3.1 Особенности национальной и частной платежных систем России
3.2 Осуществление расчетов на валовой и чистой основах
3.3 Пути совершенствования платежной системы Российской Федерации и перспективы ее развития
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

к2.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

     Далее были изучены особенности платежных систем нашей страны, рассмотрены преимущества и недостатки брутто- и нетто-расчетов. Мы выяснили, что современные платежные системы России отличаются довольно медленным внедрением новых электронных технологий и низким уровнем использования безналичных расчетов. В большей степени на развитие платежных систем в России повлияли институциональные изменения экономики. Существенные изменения произошли в финансово-банковской сфере. Была введена налоговая форма формирования доходов государственного бюджета, появилось большое количество коммерческих банков. В качестве главного положительного момента расчетов на валовой основе мы выделили существенное снижение рисков неплатежей, а у нетто-расчетов - существенно меньшие требования к ликвидности участников расчета, упрощение процедур обмена платежами.

     В заключении данной работы мы постарались  определить пути совершенствования  действующей платежной системы  в России. Для этого мы предложили воспользоваться зарубежным опытом, например, параллельное использование  систем валовых расчетов и нетто-расчетов, которые дополнят друг друга и обеспечат надежное функционирование платежной системы. Такая практика широко распространена в странах Западной Европы, США и Японии, полагаем, что данный успешный опыт может быть применен и в отечественной банковской практике. Также для повышения эффективности функционирования платежной системы Банка России мы предложили изменить подход к разработке нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетов через Банк России.

     Такая логика позволила рассмотреть основные теоретические вопросы рассматриваемой проблемы, сделать выводы и дать рекомендации по совершенствованию механизма и нормативной базы расчетов. 

 

      Библиографический список 

1. Российская  Федерация. Законы. О центральном  банке Российской Федерации (Банке России): федеральный закон [от 10.07.2002. № 86-ФЗ].

2. Российская  Федерация. Центральный банк. О  безналичных расчетах в Российской  Федерации: Положение ЦБ РФ [от 3.10.2002. № 2-П].

3. Российская  Федерация. Центральный банк. О  правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России: Положение ЦБ РФ [от 12.03.98. № 20-П].

4. Российская  Федерация. Центральный банк. О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием: положение ЦБ РФ [от 09.04.98. № 23-П].

5. Российская  Федерация. Центральный банк. О  порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации: Положение ЦБ РФ [от 01.04.2003. № 222-П].

6. Ануреев С.В.  Платежные системы и их развитие  в России. М.: «Финансы и статистика», 2004. – 288 с.

7. Деньги. Кредит. Банки./ Под ред. Белоглазовой  Н.М. М.: «Юрайт-Издат», 2007. – 620 с.

8. Деньги, кредит, банки/ Под ред. О.И. Лаврушина  М.: «Финансы и статистика», 1998. –  420 с.

9. Кочеткова,  Н.М. Цели, задачи и функции  Банка России в сфере регулирования  платежных систем и расчетов [Электронный  ресурс] / Н.М. Кочеткова // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2005. -

10. Кочеткова  Н.М. Цели и методы наблюдения  за платежными системами / Н.М.  Кочеткова // Деньги и кредит. –  2003. - №1. – С. 12-15.

11. Криворучко, С.В.  Организационная структура наблюдения за платежными системами / С.В. Криворучко // Финансы и кредит. – 2007. – №12. – С. 71-76.

12. Криворучко, С.В.  Процесс наблюдения за платежными  системами: различие между наблюдением  за платежными системами и  надзором за банками / С.В. Криворучко // Финансы и кредит. – 2007. - № 11. – С. 18-25.

13. Латышева, Н.В.  Некоторые аспекты развития платежных  технологий в России и странах  дальнего зарубежья / Н.В. Латышева // Финансы и кредит. – 2007. - №12. – С. 14-17

14. Летуновская,  А.В. Современные карточные платежные системы европейских стран / А.В. Летуновская //Деньги и кредит. – 2007. - №10.

15. Милоянина,  В.В. Отдельные направления развития  платежных систем и расчетов / В.В. Милоянина // Деньги и кредит. – 2003. – №2. – С. 48-56.

16. Наибуллина, Г.А., Комаров А.Г. Основные проблемы и тенденции развития электронных платежных систем. [Электронный ресурс] / Г.А. Наибуллина // Проблемы современной экономики. – 2007. - № 3

17. Ответы на  некоторые вопросы по применению  законодательства и нормативных  актов Банка России в сфере безналичных расчетов [Электронный ресурс] // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2006. - №7-8

18. Райзберг Б.А., Лозолвский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.  Современный экономический словарь.  М.: «Инфра-М». – 2007. – 495 с.

19. Саксельцева,  Е.Г. Возможности применения зарубежных  банковских технологий безналичных  расчетов в российской практике [Электронный ресурс] / Е.Г. Саксельцева  // Расчеты и операционная работа  в коммерческом банке. – 2006. - №1.  
 
 

 

      Приложения 

      Таблица 1. Классификация платежных систем 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 2. Роль центрального банка в развитии платежной системы.

    Роль Содержание
    Оператор  или поставщик платежных услуг Предоставление  и развитие платежных и кредитных  услуг посредством:
    • эмиссии наличных денег как прямого платежного инструмента и депозитных требований как активов в расчетах для межбанковских платежей;
    • владения, оперирования или участия в управлении системно важными клиринговыми и расчетными системами;
    • владения или распоряжения неважными в системном отношении платежными клиринговыми и расчетными механизмами, возможного участия в их управлении;
    • управления расчетными счетами и предоставления кредита для расчетов на протяжении дня или до конца дня для участников платежных систем.
    Ускоритель Центральный банк может участвовать в реформировании и развитии платежной системы  путем:
    • инициирования, координации, исследования и проведения консультаций по конструкции платежной системы, ее операций и политики;
    • предоставления рекомендаций и, в случае необходимости, подготовки проектов, изменений в законодательной базе для национальной платежной системы.
    Контролер В качестве органа надзора за платежной системой центральный  банк может:
    • осуществлять мониторинг существующих и создаваемых платежных систем и оценивать их из соображений надежности и эффективности;
    • предоставлять рекомендации, консультации и, если необходимо, вносить предложения по изменениям в конструкции операций платежной системы;
    • публиковать свои принципы, политики и процедуры надзора.
    Пользователь Как пользователь платежных услуг в своей операционной деятельности центральный банк может  принимать участие в клиринговых  и расчетных системах путем:
    • использования систем, которые находятся во владении и распоряжении внешних сторон, для осуществления и получения платежей от своего имени либо от имени своих клиентов (правительства и его агентов);
    • использования расчетных и депозитарных систем для ценных бумаг, находящихся в его собственном распоряжении;
    • использования сети банков-корреспондентов в других центральных банках и финансовых институтах.
 

     Таблица 3. Факторы развития рынка платежных  услуг и технологий платежных  систем России.

    Факторы Результат действия факторов
    Институциональные реформы:
    • рост количества пользователей
    • усложнение хозяйственных связей
    • реформа банков
    Дестабилизация  и рост издержек денежного обращения; заинтересованность клиентов к повышению  эффективности платежа;

    конкуренция в  обслуживании клиентов и проведении платежей; рост количества платежей.

    Внешнеэкономическая открытость:
    • заимствование из-за рубежа платежных технологий
    • допуск на российский рынок западных банков и платежных систем
    Новые технологические  решения; новые преставления и требования клиентов к работе платежных систем; усиление конкуренции за клиента.
    Развитие  электронных технологий:
    • рост производительности и удешевление компьютеров и средств связи
    • развитие технологий и снижение издержек программирования
    • массовое использование интернета и мобильной телефонии
    Устранение  ручного труда в обработке  и проведении платежей; повышение разнообразия и функциональности платежных систем; массовое дистанционное обслуживание клиентов
    Общий результат действия факторов Требования  клиентов к повышению эффективности  платежа; кардинальное снижение издержек платежа по требованию клиентов.

Информация о работе Платёжно-расчётная система российской экономики: этапы развития проблемы и пути совершенствования