Платёжно-расчётная система российской экономики: этапы развития проблемы и пути совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать представление о платежно-расчётной системе Российской Федерации, предложить способы ее совершенствования, ускорения роста объемов электронных платежей, а также найти пути наиболее полного удовлетворения потребностей России в этой сфере.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
отразить теоретические аспекты платежной системы;
дать характеристику состояния платежной системы России;
разработать эффективную электронную платежную систему России на базе передового зарубежного опыта.
При написании курсовой работы использовались такие методы, как анализ и синтез, которые относятся к общенаучным методам. Был проведен анализ учебной литературы, обработаны периодические издания, итоги.

Содержание

Введение
1. Этапы развития платежной системы Российской Федерации
Сущность и элементы платёжной системы.
1.1 Понятие платежной системы и ее структура
1.2 Принципы организации и функции платежной системы
1.3 Роль Центрального банка государства в регулировании платежной системы
2. Формы безналичных расчетов
2.1. Расчеты платежными поручениями.
2.2. Расчеты платежными требованиями-поручениями
2.3. Чековая форма расчетов
2.4. Расчет аккредитивами
3. Оценка развития платёжной системы РФ
3.1 Особенности национальной и частной платежных систем России
3.2 Осуществление расчетов на валовой и чистой основах
3.3 Пути совершенствования платежной системы Российской Федерации и перспективы ее развития
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

к2.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

     Эффективное управление стимулирует менеджеров действовать в интересах системы, ее участников и более широкой  общественности. Оно также гарантирует наличие у менеджеров инструментов и возможностей для достижения поставленных целей. Механизмы управления должны обеспечивать подотчетность перед собственниками (например, перед акционерами системы частного сектора) и перед широким финансовым сообществом. Институты, обслуживаемые платежной системой, должны иметь возможность влиять на ее общие цели и функционирование. Существенным аспектом достижения подотчетности является прозрачность управленческих механизмов, т.е. доступ всех заинтересованных сторон к информации о решениях, воздействующих на функционирование системы, и о механизмах их принятия. Сочетание эффективного, подотчетного и прозрачного управления является основой для соблюдения всех принципов в целом. [26] 

       1.3 Роль Центрального Банка государства в регулировании платежной системы

     Эффективное функционирование платежных систем, позволяющее проводить транзакции безопасно и своевременно, является решающим для денежной и финансовой стабильности любой страны. Поэтому  центральный банк обычно принимает на себя функцию лицензирования и наблюдения за важными платежными системами, чтобы защитить финансовую систему страны от угрозы дестабилизации вследствие сбоев в функционировании какой-либо из действующих платежных и расчетных систем.

     В последнее десятилетие произошли существенные перемены в оценке значимости платежной системы для поддержания стабильности функционирования национальной финансовой системы и экономики в целом. В результате функции центральных банков в сфере платежной системы стали одними из приоритетных как на национальном, так и на международном уровнях, что подтверждает работа Банка международных расчетов. [9] Функции Банка России обусловлены необходимостью обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы, что является одной из трех целей деятельности Банка России, закрепленных статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». [1]

     Обычно  Центральный банк исполняет несколько  функций в платежной системе: оператора, контроллера (надзирателя) основополагающих соглашений по платежам, пользователя платежными услугами, ускорителя системных реформ. Рассмотрим данные функции в таблице 2.

     Посредством соблюдения зарегистрированными системами  своих обязательств центральный банк стремится защитить монетарную и финансовую системы страны от возможных катаклизмов, связанных с выходом из строя какой-либо важной платежной системы. Наблюдение за платежными и расчетными системами является функцией центрального банка номер один. При этом цели надежности и эффективности достигаются путем мониторинга существующих и планируемых систем, оценки их соответствия этим целям и, если необходимо, инициирования изменений. [12, C.18]

     Текущее состояние нормативного регулирования  со стороны Центрального банка можно охарактеризовать следующими особенностями:

     — регулированием форм расчетов (Положение  Банка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных  расчетах в Российской Федерации») с точки зрения документов, которыми оформляются операции; [2]

     — отсутствием единых принципов в отношении различных технологий. Нормы Положения № 2-П ориентированы на использование расчетных документов на бумажных носителях. Нормы, касающиеся электронных технологий, содержатся в других нормативных актах Банка России (Положение Банка России от 12.03.98 № 20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России», Положение Банка России от 10.02.98 № 17-П «О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями», Положение Банка России от 09.04.98 № 23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием»), которые слабо связаны с общими принципами; [3, 4]

     — использованием общепринятых в международной  практике понятий (в первую очередь  «перевод денежных средств») только в случае операции перевода денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (Положение Банка России от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации»). В остальных случаях роль банков сводится к перенаправлению (переоформлению) расчетных документов клиентов; [5]

     — отсутствием в нормативных актах  Банка России упоминания о платежных  системах (Банка России и частных  платежных системах), их участниках, критериях доступа, правилах платежных систем и их статусе, а также особенностях осуществления расчетов через платежные системы. Так, в части II Положения № 2-П содержится указание об осуществлении расчетов на валовой основе, но в привязке к корреспондентскому счету, а не платежной системе; [2]

     — регулированием межбанковских операций в привязке к соответствующему типу счета (корреспондентского счета в  Банке России, корреспондентского счета  в другой кредитной организации (счета «лоро»—«ностро»), счета МФР) и с точки зрения порядка приема и исполнения расчетных документов. [9]

     Учитывая, что платежная система Банка  России является в настоящее время  единственной из системно-значимых платежных  систем России, актуальной является задача совершенствования функции Банка России как оператора собственной платежной системы. [9]

     На  наш взгляд, следует обратить внимание на формулировку содержания наблюдения за платежными системами, принятую Центральным  европейским банком: «Это задача центрального банка, изначально направленного на содействие надежному функционированию платежных систем <…> Задачей надзора является защита финансовой системы от эффекта «домино», который может возникать, когда один или более участников платежной системы сталкиваются с проблемами кредитования или ликвидности, и для повышения эффективности и надежности платежных систем. Надзор платежной системы направлен в большей мере на саму систему перевода денежных средств, чем на ее отдельных участников. Он также охватывает платежные инструменты». [11, C.71]

     Из этого определения ясно, что ответственность за наблюдение возлагается на центральный банк в силу важности надежного функционирования платежных и расчетных систем. Центральный банк предназначен для поддержания финансовой стабильности и определения и реализации монетарной политики, способствуя надежности и эффективности работы финансовой системы. В свою очередь денежная политика дает импульс для всей экономики. [11, C.71]

     К компетенции центральных банков, как правило, относится также  управление рисками платежных систем. Центральный банк контролирует риск ликвидности, кредитный и системный риски в платежной системе, осуществляет регулирование ликвидности ее участников, в том числе на основе функции кредитора последней инстанции, выступает как оператор платежной системы. Управление рисками со стороны центрального банка заключается в:

  • применении превентивных мер к коммерческим банкам, находящимся в затруднительном положении;
  • контролировании деятельности кредитных организаций в сфере осуществления расчетов;
  • разработке правовых норм, обеспечивающих регулирование расчетов между экономическими агентами;
  • создании и реализации соответствующих форм защиты каналов передачи информации с платежными инструкциями и обращающихся платежных инструментов. [10, C.12]

     Отсутствие  должного внимания к любому из рисков и способов управления им может привести к очень серьезным последствиям, выражающимся в дестабилизации расчетов в регионе или стране в целом, вызывая кризис платежной системы. [7, C.141]

     Как правило, значение центрального банка в развитии национальной платежной системы выражается в том, что он осуществляет:

  • организацию работы платежной системы как составной части основных функций центрального банка;
  • инвестиции в обучение и изучение разработок для продолжения совершенствования;
  • планирование, расстановку приоритетов и адекватное развитие своей функции в отношении платежной системы по обеспечению более обширных реформ в системе;
  • распределение адекватных кадровых ресурсов для мониторинга жизненно важных новаций в платежной системе и для исследований, анализа платежной системы;
  • разработку стратегии коммуникации в отношении функций центрального банка в части платежной системы для обеспечения диалога с другими заинтересованными сторонами по поводу постоянного развития национальной платежной системы.  [17]

     Можно сделать вывод, что платежная  система представляет собой сложную  систему, включающую в себя определенные финансовые инструменты, институты  и контрактные соглашения, взаимосвязанные  друг с другом. Для эффективной  работы такой системы необходимо выполнения ряда принципов, которые помогают снизить риски в работе платежной системы. К этим принципам относится: наличие хорошо проработанной правовой базы, четко определенных процедур управления кредитными и ликвидными рисками, обеспечение быстрого окончательного расчета в день валютирования и т.д. Разумеется, за платежной системой любой страны необходим контроль и надзор, чтобы защитить финансовую систему от угрозы дестабилизации. Данные функции выполняет Центральный банк страны, который также разрабатывает правовые нормы, регулирующие расчеты между экономическими агентами, контролирует деятельность кредитной организации, осуществляет инвестиции в изучение разработок для совершенствования платежных систем. 

       2. Формы безналичных расчетов 

       2.1. Расчеты платежными поручениями

      ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку  о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия — получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка.

      Возможности применения в расчетах платёжных  поручений многообразны. С их помощью  совершаются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.

      В расчетах за товары и услуги платежные  поручения используются в следующих случаях:

      за  полученные товары и оказанные услуги (т. е. путем прямого акцепта товара) при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;

      для платежей в порядке предварительной  оплаты и услуг (при условии ссылки в поручении на номер договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата);

      для погашения кредиторской задолженности  по товарным операциям;

      при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража;

по арендной плате за помещения; платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.

      В расчетах по нетоварным операциям платежные  поручения используются для:

    • платежей в бюджет;
    • погашения банковских ссуд и процентов по ссудам; перечисления средств органам государственного и социального страхования;
    • взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, товариществ и т. п.;
    • приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей; уплаты пени, штрафов, неустоек и т. д.
 

       2.2. Расчеты по инкассо

      ПЛАТЕЖНОЕ ТРЕБОВАНИЕ-ПОРУЧЕНИЕ представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленных по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

      Платежное требование-поручение выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в 3 экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием требований-поручений и на инкассо (в банке поставщика). Форма требования-поручения представлена в приложении 3.

      ИНКАССО — это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика через органы связи спецпочтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем и их банками в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк плательщика заменяется передачей их содержания по телетайпу или телефаксу. Инкассовые услуги банка поставщика предоставляются клиенту за комиссионное вознаграждение. Форма инкассового поручения представлена в приложении 4.

Информация о работе Платёжно-расчётная система российской экономики: этапы развития проблемы и пути совершенствования