Платёжно-расчётная система российской экономики: этапы развития проблемы и пути совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать представление о платежно-расчётной системе Российской Федерации, предложить способы ее совершенствования, ускорения роста объемов электронных платежей, а также найти пути наиболее полного удовлетворения потребностей России в этой сфере.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
отразить теоретические аспекты платежной системы;
дать характеристику состояния платежной системы России;
разработать эффективную электронную платежную систему России на базе передового зарубежного опыта.
При написании курсовой работы использовались такие методы, как анализ и синтез, которые относятся к общенаучным методам. Был проведен анализ учебной литературы, обработаны периодические издания, итоги.

Содержание

Введение
1. Этапы развития платежной системы Российской Федерации
Сущность и элементы платёжной системы.
1.1 Понятие платежной системы и ее структура
1.2 Принципы организации и функции платежной системы
1.3 Роль Центрального банка государства в регулировании платежной системы
2. Формы безналичных расчетов
2.1. Расчеты платежными поручениями.
2.2. Расчеты платежными требованиями-поручениями
2.3. Чековая форма расчетов
2.4. Расчет аккредитивами
3. Оценка развития платёжной системы РФ
3.1 Особенности национальной и частной платежных систем России
3.2 Осуществление расчетов на валовой и чистой основах
3.3 Пути совершенствования платежной системы Российской Федерации и перспективы ее развития
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

к2.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

     Что касается развития электронных технологий, то новые технологии, заменив старые, не получили массового распространения. По-прежнему менее 40% торгующих организаций принимают к оплате пластиковые карточки. Несмотря на очевидное преимущество чиповых карт и их опережающее внедрение в российские карточные системы, с учетом международных систем число чиповых карт пока не превышает число старых магнитных карт.

     Развитие  электронных технологий не останавливается, в ближайшие 10 лет они вполне могут  создать основу для еще больших  новаций в технологиях платежных  систем. По крайней мере в ближайшие  годы электронные технологии обеспечат  массовое внедрение тех новаций, которые сейчас обсуждаются, находятся на стадии опытной эксплуатации. [6, C.50]

     Что касается недостатков отечественных  платежных систем, то в настоящее  время они базируются на получении  перевода только в определенном пункте (отделении, филиале банка или обменном пункте), куда направлен сам перевод. Переводы же Western Union и MoneyGram, например, можно получить в любом пункте, где есть табличка с их логотипом (банки, почты, турагентства и т.п.). Кроме осуществления самого перевода можно написать еще и пару строк в виде телеграммы, как в почтовом переводе.

     Анализ  факторов развития рынка платежных  услуг в России позволяет сделать  следующие обобщения, представленные в таблице 3.

     Таким образом, современные платежные  системы России отличаются довольно медленным внедрением новых электронных технологий и низким уровнем использования безналичных расчетов.  
 

     3.2 Расчеты на валовой и чистой  основах

     Построению  платежной системы должен предшествовать, прежде всего, выбор приоритетного  способа осуществления расчетов. Исполнение платежей в любой платежной системе может происходить двумя способами: на валовой основе (система брутто-расчетов) или на чистой основе (система нетто-расчетов).

     В первом случае расчеты по каждой сделке осуществляются отдельно, во втором – банки, участвующие в производстве платежей, дают возможность требованиям и обязательствам накопиться на протяжении определенного периода времени – лага клиринга. В конце данного периода производятся расчеты только по взаимно зачтенным обязательствам. Такой взаимозачет сумм кредиторской и дебиторской задолженности может иметь место между двумя сторонами (двусторонний взаимозачет) и между тремя и более сторонами (многосторонний взаимозачет).

     Расчет  на валовой основе (gross settlement) предполагает, что в соответствии с каждым поручением или требованием проводится отдельная операция посредством соответствующего перечисления средств. Платежи исполняются последовательно по мере их поступления и в соответствии с установленной очередностью обработки. Расчеты по межбанковским платежам осуществляются очередными проводками по каждой отдельной операции и затем суммируются одна за другой. К расчетам на валовой основе относятся расчеты между учреждениями Банка России, прямые расчеты между кредитными организациями.

     Выделяют  два основных вида систем брутто-расчетов, при которых:

  • расчеты по операциям могут проводиться только при наличии достаточного количества денежных средств на счете;
  • расчеты осуществляются в режиме реального времени, несмотря на то, что необходимые денежные средства могут отсутствовать на момент осуществления расчетов.

     Система брутто-расчетов в основном используется для крупных денежных переводов  и предполагают осуществление расчетов путем реального перечисления средств  по каждой операции. Платежи совершаются последовательно, в порядке поступления документов. Само перечисление может происходит несколько раз: один раз в конце дня, или вообще в режиме реального времени (сразу после получения распоряжения). [7, C.143]

     Участниками системы валовых расчетов в режиме реального времени являются подразделения Банка России, клиенты Банка России, кредитные организации, в т.ч. расчетно-клиринговые палаты, деятельность которых связана с обособленным режимом обработки информации. [8, C. 135] Все участники системы валовых расчетов в режиме реального времени могут иметь терминал, обеспечивающий электронный обмен документами и информацией с ФРЦ. Ограничений на участие кредитных организаций и клиентов Банка России в системе валовых расчетов в режиме реального времени не предусматривается за исключением требований по соблюдению условий эксплуатации, предусмотренных нормативно-техническими документами.

     На  основе систем валовых расчетов в  режиме реального времени появляется возможность управлять рисками  и ликвидностью.

     Управление  техническим риском будет осуществляться путем горячего резервирования системно-технических  средств и репликации информации, использования средств автоматического  диагностирования, создания единой системы  управления телекоммуникационно-информационными ресурсами, повышения квалификации обслуживающего персонала, предъявления нормативных требований к системно-техническим и программным средствам кредитных организаций, имеющих интерфейс с терминалом системы валовых расчетов в режиме реального времени.

     Риски мошенничества будут устранены  путем использования комплекса  мер и средств безопасности, включающих в себя применение технологической  защиты, комплекса программно-аппаратных средств защиты информации, мер организационного характера, проведения ежедневной выверки расчетов как в системе Банка России, так и с кредитными организациями и клиентами, создания централизованной системы безопасности в системе валовых расчетов в режиме реального времени.

     Таким образом, главное достоинство этой формы построения платежной системы - существенное снижение рисков неплатежей. Другим достоинством является теоретическая возможность организации расчетов с очень высокой скоростью осуществления платежей даже в режиме реального времени. Отрицательным моментом является риск неосуществления платежей из-за недостаточной ликвидности, временного отсутствия средств.  

     3.3. Пути совершенствования платежной  системы Российской Федерации  и перспективы ее развития

     Состояние платежных систем развитых стран  Запада на современном этапе характеризуется высоким уровнем технической и технологической оснащенности. Благодаря этому данные платежные системы соответствуют высшим стандартам скорости и надежности осуществления расчетов. Использование наработанного опыта в российской банковской практике позволит совершенствовать отечественную систему безналичных расчетов и вывести ее на качественно новый уровень.  [19]

     В отечественной банковской системе  проблема специализированного сервиса  для различного типа платежей еще  не получила широкого распространения, но, на наш взгляд, российские кредитные организации могут, опираясь на зарубежный опыт, внедрить соответствующие банковские технологии в практику проведения безналичных расчетов.

     Опыт  большинства стран Западной Европы, США и Японии показывает, что там параллельно функционируют системы валовых расчетов и нетто-расчетов, которые дополняют друг друга и обеспечивают надежное функционирование платежной системы данных стран путем ограничения кредитного и системного рисков и сокращения потребности в ликвидных средствах. Полагаем, что данный успешный опыт может быть применен и в отечественной банковской практике.  [19]

     Одной из последних новаций в области  удаленного банковского обслуживания является мобильная система платежей, превращающая беспроводные телефоны в кошельки мобильной коммерции. Она разработана европейским объединением Mobey Forum (группой финансовых учреждений и производителей сотовых телефонов). Для банков при разработке платежных систем, рассчитанных на мобильных клиентов, предпочтительным является подход, основанный на создании кошелька в виде сервера. [14, C.42] Это дает возможность проводить платежи на расстоянии. Подобная система подходит для массового рынка, она позволяет потребителю иметь возможность выбора, так как он не зависит от конкретного оператора или банка.

     Указанные тенденции, безусловно, затрагивают  и российскую банковскую систему. В  то же время в российских банках как небольших структурах по сравнению  с крупными западными банками  в известной мере легче вводить  инновации, потому что нет такого сопротивления внутренней среды.

     В последние годы со стороны российских банков особенно возрос интерес к call-центрам, когда все большее число кредитных  организаций стало обращать внимание на розничный сектор и всерьез  занялось ритейлом. Ожидается, что в ближайшие годы отечественный рынок этих услуг будет развиваться очень высокими темпами.  [19]

     Одним из направлений активного внедрения  инноваций в российскую банковскую практику является использование интернет-банкинга. Пока интернет-банкинг рассматривается чаще всего как дополнительный сервис банка, хотя многие клиенты не исключают возможность полного перехода на интернет-обслуживание, если это будет для них выгоднее, чем традиционное. Распространенным является вариант позиционирования интернет-банка как вспомогательного офиса для оплаты текущих счетов. Он требует минимальных инвестиций. Банк может ограничиться относительно несложной системой безопасности, так как текущие остатки по счетам будут небольшими, дополнительно можно использовать схемы страхования вкладов для минимизации oпeрационных рисков. [13, C.14]

     По  нашему мнению, будущее интернет-банкинга в России тесно связано с развитием  розничного банковского обслуживания. Крупным клиентам важнее эксклюзивный, нестандартный сервис и персональное внимание, а уж затем интерактивность осуществления всех необходимых операций. Что же касается мелких и средних предприятий, предпринимателей и частных лиц, то обслуживание в системе интернет-банкинга более продуктивно, поскольку позволяет предоставить массовый высококачественный и недорогой сервис.

     В основу подхода, соответствующего современным  представлениям, должно быть положено целостное описание платежной системы  Банка России, в которой совокупность банковских правил и процедур, платежных инструментов, устанавливаемых исходя из требований законодательства для перевода денежных средств, представлена как система взаимосвязанных компонент, образующих в целом автоматизированную расчетную систему Банка России (АРС).

     Состав  перечисленных свойств, вполне вероятно, может быть неполным, однако наряду с другими свойствами, которые могут быть выявлены в процессе разработки новых документов и рабочих дискуссий, они должны обеспечить видение перспектив развития платежной системы в сближении свойств региональных расчетных систем, унификации регламентов с постепенным переходом к единому регламенту, определенному по московскому времени, что в плане архитектуры проявляется в последовательности этапов «укрупнения» региональных компонент и уменьшения их количества в целом.

     Другим  важным направлением совершенствования  регулирования платежной системы  Банка России является устранение ряда ограничений и недостатков в  правилах осуществления безналичных  расчетов через Банк России.  [16] Так, уже давно возникла необходимость описания возможных способов расчетов (на валовой основе и на нетто-основе), последовательности исполнения расчетных документов при наличии очереди расчетных документов в течение дня и в конце дня, обеспечения функциональной независимости расчетной системы от системы бухгалтерского учета, а также изменения роли почтовых и телеграфных технологий (резервные по отношению к электронным). [9]

     На  наш взгляд, применение зарубежного  опыта может помочь решить ряд  проблем, однако мы полагаем, что не всегда следует копировать западный опыт, прежде всего необходимо изучить потребности российских клиентов. Исследование потенциального спроса на онлайновые банковские услуги в Москве, проведенные компанией Accenture, показало, что наибольший интерес вызывают услуги по оплате текущих счетов за мобильную связь, Интернет, коммунальные услуги, штрафы ГИБДД, а также бронирование отелей, выкуп туристических путевок и т.п. Потенциально привлекательны и возможность онлайнового управления счетами, мониторинга движения средств по счетам, а также межбанковские переводы и электронные магазины.  [19] 

     Заключение 

     В результате написания курсовой работы нами были последовательно рассмотрены  основные теоретические вопросы  организации платежной системы  нашей страны.

     Во-первых, мы рассмотрели понятие платежной системы и ее основные элементы, принципы ее организации и функции. Мы выяснили, что платежная система представляет собой сложную систему, включающую в себя определенные финансовые инструменты, институты и контрактные соглашения, взаимосвязанные друг с другом. Безусловно, для эффективной работы такой системы необходимо выполнения ряда принципов, которые помогают снизить риски в работе платежной системы.

     Следующий логический шаг – рассмотрение роли центрального банка страны в регулировании платежных систем. Функции центральных банков в сфере платежной системы стали одними из приоритетных как на национальном, так и на международном уровнях, что подтверждает работа Банка международных расчетов. Ведь эффективное функционирование платежных систем, позволяющее проводить транзакции безопасно и своевременно, является решающим для денежной и финансовой стабильности любой страны. Обычно Центральный банк исполняет несколько функций в платежной системе: оператора, контроллера (надзирателя) основополагающих соглашений по платежам, пользователя платежными услугами, ускорителя системных реформ. Таким образом, обеспечение бесперебойности расчетов напрямую зависит от политики центрального банка государства.

Информация о работе Платёжно-расчётная система российской экономики: этапы развития проблемы и пути совершенствования