Платежный баланс как важнейший макроэкономический показатель

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы дать полный анализ совершенствования методики составления ПБ Международным валютным фондом, рассмотреть методику составления ПБ в РФ и его экономическую конъюнктуру.
В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
изложить методику составления ПБ МВФ;
выявить причины пересмотра классификации и структуры ПБ;
охарактеризовать новую методику составления ПБ МВФ;
рассмотреть применение новшеств в составлении ПБ в РФ и экономическую конъюнктуру;
проанализировать проблемы составления ПБ в РФ.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ СОСТАВЛЕНИЯ ПБ. 5
1.1. Аналитическое значение платежного баланса 5
1.2. Причины пересмотра классификации и структуры ПБ 8
1.3. Совершенствование методики составления ПБ МВФ 9
ГЛАВА II. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
2.1. Платежный баланс Российской Федерации и экономическая конъюнктура 20
2.2. Проблемы составления платежного баланса в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 28

Работа содержит 1 файл

платежный баланс.doc

— 159.50 Кб (Скачать)
 

     Платежный баланс в России уже несколько  лет составляется в соответствии с рекомендациями МВФ. В бывшем СССР его отдельные фрагменты составлялись в министерстве финансов и во Внешэкономбанке. Однако эти фрагменты не сводились воедино, никогда открыто не публиковались, а методология их составления не соответствовала международным стандартам.

     В настоящее время платежный баланс, составленный с учетом новых рекомендаций МВФ отвечает международным стандартам, что делает его удобным для правильного прочтения и понимания за рубежом.

 

глава II. платежный баланс российской федерации

2.1. Платежный баланс  Российской Федерации и экономическая конъюнктура

     Центральный банк РФ опубликовал платежный баланс страны за девять месяцев 1996 г. Сроки выпуска документа, по-видимому, оправданы его характером, местом, которое он занимает в ряду других информационных построений, имеющих отношение к внешнему сектору экономики. По сути дела, речь идет об обобщении в балансовой форме всех результатов работы в сфере статистики внешнеэкономических связей, проведенной многими государственными структурами. Именно на фоне балансовой группировки всех данных об экономических взаимоотношениях с нерезидентами становятся различимыми явления макроуровня, сведения о которых невозможно почерпнуть из разрозненных информационных блоков.

     В основных своих компонентах платежный  баланс за январь-сентябрь 1996 года представлен  в следующем виде (табл. 3).

Платежный баланс РФ за 9 месяцев 1995-1996 годов.

     Таблица 3

     Млн. дол. США

  9 месяцев 1995 г. 9 месяцев 1996 г.
Счет  текущих операций 8610 10243
Товары 17726 17474
Экспорт товаров (ФОБ) 59171 63310
Импорт  товаров (ФОБ) -41144 -45836
Услуги -7097 -3697
Экспорт услуг 7284 7219
Импорт  услуг -14381 -10916
Оплата  труда -230 -501
Полученная 71 81
Выплаченная -301 -582
Доходы  от инвестиций (график) -1804 -2899
Полученные 3597 3665
Выплаченные -5401 -6564
Текущие трансферты 14 -135
Полученные 493 247
Выплаченные -479 -382
Счет  операций с капиталом -267 -715
Капитальные трансферты -267 -715
    Полученные 
2398 1439
    Выплаченные
-2665 -2155
Финансовый  счет 443 -2330
Прямые  инвестиции 842 1167
За  границу -262 -263
В Россию 1104 1430

Продолжение таблицы 3

  9 месяцев 1995 г. 9 месяцев 1996 г.
Портфельные инвестиции -1498 2333
Активы -1545 57
Обязательства 47 2276
Прочие  инвестиции 8166 -7224
Активы, всего 3535 -19973
    В том числе:
   
    наличная иностранная  валюта
622 -7664
    текущие счета  и депозиты
2565 468
    торговые кредиты и авансы
7812 -8070
    ссуды и займы  предоставленные (не просроченные)
6973 7862
    просроченная  задолженность
-9325 -8279
Обязательства, всего 4631 12749
    В том числе:
   
    наличная национальная валюта
129 330
    текущие счета  и депозиты
695 862
    ссуды и займы  привлеченные (не просроченные)
2469 8221
    просроченная  задолженность
2518 1963
Резервные активы -7137 2787
Поправка  к резервным активам 70 -1394
Чистые  ошибки и пропуски -8786 -7198
Общее сальдо 0 0
 

     Источник: «Деньги и кредит». 1996, № !2. Стр. 18. 

     Первое  впечатление от данных текущего счета  платежного баланса весьма благоприятное. Действительно: торговый баланс оказался в пользу резидентов с превышением  экспорта над импортом на 17,5 млрд. дол. США. Отрицательный баланс по международным услугам уменьшился                    по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 3,4 млрд. дол. Общее положительное сальдо по счету приросло на 2 млрд. долларов.

     Вместе  с тем выводы, которые следуют  из этой оптимистичной картины, не являются однозначно позитивными. В самом деле, совсем нелишне иметь в виду, что положительное сальдо по счету текущих операций означает чистый вывоз экономических ценностей, не использованных во внутреннем инвестиционном цикле. Это произведенные, но не потребленные резидентами товары и услуги. Можно, конечно, говорить о том, что вывезенные ресурсы — накопление отложенного спроса, который реализуется в будущем по мере формирования в экономике благоприятного инвестиционного климата. Дело, однако, в том, что чистый отток реальных ценностей из России, систематически фиксируемый по счету текущих операций, не сопровождается, как следовало бы, равновеликим приростом иностранных финансовых активов (сальдо финансового счета). В платежном балансе статья "ошибки и пропуски", как правило, весьма велика, имеет дебетовый характер, и поэтому приходится полагать, что проблема теневого оттока капитала сохраняется.

     Отрадное  в целом явление — улучшение  баланса услуг — также, к сожалению, произошло не в связи с ростом их экспорта, а по причине значительного снижения импорта. При этом он упал не из-за того, что производство услуг было налажено российскими экономическими субъектами, которым удалось заместить соответствующий импорт. Сокращение                     шло преимущественно по линии существенного падения числа поездок                           соотечественников за рубеж, сопровождаемого адекватным уменьшением (на 2,5 млрд. дол.) затрат, понесенных вне российской территории. Таким образом, снижение дефицита по балансу услуг связано скорее не с улучшением общеэкономической ситуации, а со снижением  "перестроечного" ажиотажного интереса сограждан к загранице.

     Финансовый  счет зафиксирован в платежном балансе  с отрицательным сальдо в 2,3 млрд. дол., что свидетельствует об улучшении  чистой международной инвестиционной позиции (ч. м. и. п.) страны. Поскольку данный показатель рассчитывается как разность между иностранными активами и пассивами, за словом "чистый" могут скрываться различные варианты их динамики. На практике реализовался вариант, характеризуемый увеличением как пассивов, так и активов при более быстром росте последних. Между тем, за общим позитивным явлением улучшения чистой международной инвестиционной позиции экономики кроется острая проблема, отчетливо наблюдаемая через посекторный анализ ее движения. Речь идет о быстром снижении ч. м. и. п. по государственному сектору и ее росту по сектору домашних хозяйств и нефинансовых предприятий.

     В заключение обозначим еще раз  проблемы и положительные аспекты  во взаимоотношениях с нерезидентами, наличие которых продемонстрировал опубликованный платежный баланс.

     В числе проблемных моментов упомянем о наличии незарегистрированного оттока капитала, о продолжении долларизации экономики и накопления наличной СКВ во внебанковском секторе, о резком увеличении  внешней задолженности государственного сектора, а также об имевшем место снижении официальных валютных резервов страны.

     В качестве позитивных процессов следует  отметить рост внешнеторгового оборота, увеличение иностранных активов  в экономике в целом и существенный приток иностранного капитала в форме портфельных инвестиций.

     Составление данного платежного баланса проводилось  с учетом новых рекомендаций МВФ. Но использование такой методики повлекло за собой возникновение ряда проблем, связанных с отсутствием достоверной статистической информации.

2.2.  Проблемы составления  платежного баланса  в России

     В настоящее время ответственность  за составление платежного баланса  России возложена на Центральный  банк РФ (Банк России) и Госкомстат РФ. Характер отчетности, представляемой в Банк России, позволяет его специалистам сосредоточить усилия на составлении финансового счета. В Госкомстате большое внимание уделяется составлению счета текущих операций. В настоящее время на квартальной основе составляют два платежных баланса — с дальним зарубежьем и ближним зарубежьем. Хотя некоторые источники информации, необходимой для составления платежного баланса, уже сформировались, основной проблемой остается несовершенство информационной базы.

     Недавно начала формироваться таможенная статистика: таможенным комитетом РФ  был опубликован первый бюллетень, содержащий данные об экспортно-импортных операциях за первый квартал 1994 г. Однако эти данные расходятся с соответствующими данными из других источников, например, из отчетности, представляемой в Госкомстат РФ. Причины таких расхождений пока никто не выясняет. Кроме того, данные Таможенного комитета РФ не охватывают и не могут охватить все экспортно-импортные операции.

     Много "белых пятен" в платежном  балансе с ближним зарубежьем. Например, практически нет достоверной информации об экспорте (импорте) услуг, прямых инвестициях. Если совсем недавно клиринговые и расчетные операции российских резидентов с партнерами ближнего зарубежья осуществлялись через центральные банки стран, то в настоящее время их стали осуществлять коммерческие банки. Пока еще не введена полноценная отчетность по таким операциям.

     Отсутствуют данные об оплате труда, выплаченной  нерезидентам и полученной от них. Более того, миграционные службы не располагают достоверной информацией даже о числе граждан иностранных государств, временно находящихся на территории России, и их трудоустройстве. По непроверенным данным, только в Москве число иностранных граждан, которые должны классифицироваться как нерезиденты России, превышает 100000 человек. Численность сезонных иностранных рабочих в приграничных районах тоже велика (например, в Приморском крае).

     Нет данных о нераспределенных прибылях совместных предприятий в России. Согласно методологии платежного баланса  считается, что часть таких прибылей, соответствующая доле, принадлежащей  прямому иностранному инвестору в общем объеме собственного капитала предприятия, выплачивается иностранному инвестору, который сразу же ее реинвестирует. Условные выплаты доходов классифицируются как доходы от инвестиций и отражаются в счете текущих операций, в то время как их реинвестирование отражается в финансовом счете по статье "Прямые инвестиции".

     Отсутствует информация и о нераспределенных прибылях иностранных предприятий, в которые российские резиденты  осуществили прямые инвестиции. Эти обстоятельства приводят к деформации структуры счета текущих операций в платежном балансе России.

     К сожалению, определение понятия  резидентства в законодательстве России расходится с определением,  данным в Руководстве. В частности, в соответствии с нашим законодательством, филиалы и представительства российских предприятий и банков, расположенные на территории других стран и действующие там более года, рассматриваются как резиденты России. Аналогично филиалы и представительства иностранных компаний и банков считаются нерезидентами России. В Руководстве используется прямо противоположная трактовка. Более того, определение понятия резидентства, приведенное в законодательстве России, сформулировано нечетко и не дает возможности отчитывающимся единицам однозначно применять его.

     Серьезной проблемой остается несовершенство плана бухгалтерских счетов. Используемый в настоящее время план не позволяет отделять операции с нерезидентами от операций с резидентами, не дает основы для четкой классификации активов и пассивов по виду финансового инструмента. Это существенно затрудняет составление отчетности об иностранных активах и пассивах коммерческих банков.

     Пока  не определена стандартная форма  отчетности о финансовых взаимоотношениях с нерезидентами для единиц сектора нефинансовых предприятий. Очень трудно отслеживать движение наличной иностранной валюты по секторам российской экономики, особенно в секторе домашних хозяйств. Очевидно, данные о приросте наличной валюты на руках у населения позволили бы уменьшить чистые ошибки и пропуски. 

Информация о работе Платежный баланс как важнейший макроэкономический показатель