Платежный баланс как важнейший макроэкономический показатель

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы дать полный анализ совершенствования методики составления ПБ Международным валютным фондом, рассмотреть методику составления ПБ в РФ и его экономическую конъюнктуру.
В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
изложить методику составления ПБ МВФ;
выявить причины пересмотра классификации и структуры ПБ;
охарактеризовать новую методику составления ПБ МВФ;
рассмотреть применение новшеств в составлении ПБ в РФ и экономическую конъюнктуру;
проанализировать проблемы составления ПБ в РФ.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ СОСТАВЛЕНИЯ ПБ. 5
1.1. Аналитическое значение платежного баланса 5
1.2. Причины пересмотра классификации и структуры ПБ 8
1.3. Совершенствование методики составления ПБ МВФ 9
ГЛАВА II. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
2.1. Платежный баланс Российской Федерации и экономическая конъюнктура 20
2.2. Проблемы составления платежного баланса в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 28

Работа содержит 1 файл

платежный баланс.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

     Как видно, счет текущих операций в новом  издании существенно изменился по сравнению с предыдущим. Введена новая группировка "Товары", которая шире по охвату соответствующей статьи "Товары внешней торговли" в четвертом издании. В частности, по этой статье отражается приобретение товаров судами в портах. В предыдущем издании такие операции отражались по статье "Прочие транспортные услуги, портовые услуги". Кроме того, статья "Товары" охватывает товары, экспортируемые (импортируемые) для переработки с последующим реимпортом (реэкспортом), а также товары для ремонта. В издании 1977 г. по статье "Прочие товары, услуги, доходы" отражалась только "добавленная стоимость", связанная с этими операциями, но не движение товаров. Новая трактовка несколько расходится с принятой в СНС, в которой проводится различие между ремонтом инвестиционных товаров и ремонтом всех прочих товаров. В частности, последний вид ремонта классифицируется как производство услуг. Однако в Руководстве объясняется, что несоответствие связано с практическими трудностями разграничения инвестиционных и неинвестиционных товаров во внешней торговле. В новом издании для отражения экспорта (импорта) немонетарного золота введена отдельная подстатья в разбивке статьи "Товары".

     В новом издании в отличие от предыдущего проводится четкое разграничение между доходами и услугами. Это сделано прежде всего для улучшения сопоставимости показателей платежного баланса и новой СНС. В ней последовательно проводится различие между услугами, производство которых составляет часть валового внутреннего продукта страны, и доходами, потоки которых представляют собой распределительные (или перераспределительные) операции, влияющие на уровень национального дохода. Чтобы подчеркнуть это различие, в новом издании не применяется понятие "факторные услуги" (то есть услуги по предоставлению факторов производства: труда, капитала, земли), так как в том случае, если резиденты используют труд или капитал нерезидентов, последние претендуют на часть ВВП страны, тем самым увеличивая свой национальный доход. В пятом издании все доходы, представляющие собой оплату труда наемных работников или доходы от финансовых активов, являющихся требованиями к нерезидентам, группируются вместе, составляя статью "Доходы".

     Некоторые операции, которые в предыдущем издании  классифицировались как доходы (от собственности), в новом издании рассматриваются как оплата услуг. Примером являются платежи за использование непроизведенных нематериальных активов, например, патентов, лицензий, авторских прав. Такая же трактовка используется и в СНС. И в четвертом, и в пятом изданиях Руководства платежи по нефинансовому лизингу (аренде) рассматриваются как оплата услуг. В четвертом издании они составляют статью "Прочие товары, услуги, доходы". В обоих изданиях предусмотрено, что при осуществлении финансового лизинга фактически происходит передача прав собственности на товары, предоставляемые по финансовому лизингу, хотя с юридической точки зрения этого не происходит. Таким образом, финансовый лизинг отражается в платежном балансе как экспорт (импорт) товаров и одновременно как возникновение финансового требования у резидентов к нерезидентам (у нерезидентов к резидентам). И в четвертом, и в пятом изданиях Руководства арендные платежи по финансовому лизингу раскладываются на инвестиционный доход и погашение основной суммы долга.

     В пятом издании все операции с  услугами группируются вместе (в четвертом часть услуг составляла статью "Прочие товары, услуги, доходы"). В новом издании статья "Услуги" имеет более детальную разбивку, что связано с возрастающей ролью услуг в международной торговле.

     В новом издании применяется иная трактовка для отражения страховых  услуг, а также страховых премий и возмещений, причем по-разному  отражаются страховые премии и возмещения по страхованию жизни и прочие страховые премии и возмещения. Однако рассмотрение данного вопроса выходит за рамки статьи, так как он имеет слишком технический характер.

     В новом издании Руководства проводится различие между текущими и капитальными трансфертами, что соответствует  требованиям СНС. Текущие трансферты увеличивают объем располагаемого дохода и потребления товаров и услуг получателя, но уменьшают располагаемый доход и потенциальные возможности потребления донора. Типичным примером текущих трансфертов является гуманитарная помощь в форме потребительских товаров и услуг.

     Трансферты, не являющиеся текущими, по определению, являются капитальными. Они приводят к изменению объема активов или пассивов донора и получателя. Если донор и получатель являются нерезидентами по отношению друг к другу, то капитальный трансферт приводит к изменению в уровне национального богатства экономик, которые они представляют. В качестве примера капитальных трансфертов можно привести передачу прав собственности на основные активы, прощение долгов. Безвозмездные передачи денежных средств рассматриваются как капитальный трансферт только в том случае, если эти средства предназначены для приобретения основных активов (фондов), например, финансирование правительством Германии строительства жилья для российских военнослужащих.

     В новом издании в счете текущих операций отражаются только текущие трансферты. При этом статья "Текущие трансферты" подразделяется на: текущие трансферты между органами государственного управления и текущие трансферты между прочими секторами. Капитальные трансферты отражаются в "Счете операций с капиталом". "Счет операций с капиталом" в той форме, в которой он определен в пятом издании, является совершенно новым счетом в платежном балансе, а "Счет операций с капиталом" в предыдущих изданиях соответствует "Финансовому счету" в новом издании.

     В "Счете операций с капиталом", кроме капитальных трансфертов, отражается приобретение (реализация) непроизведенных нематериальных активов, например, патентов, лицензий, торговых марок. В четвертом издании не содержалось четких рекомендаций, по отражению подобных операций. Для того, чтобы противопоставить "Счет операций с капиталом" и "Финансовый счет" текущему счету и сохранить преемственность с четвертым изданием, формально эти операции объединяют в "Счет операций с капиталом и финансовый счет". Тем не менее, в рамках данного счета они не теряют самостоятельности. В новой СНС эти счета также обособлены друг от друга. Более того, для сектора "остального мира" в СНС и в платежном балансе они совпадают друг с другом.

     Существенно переработан "Финансовый счет", называвшийся в четвертом издании "Счетом операций с капиталом". В нем отражаются операции с активами и обязательствами (пассивами) резидентов по отношению к нерезидентам, имевшие место в отчетном периоде. Традиционно в платежном балансе активы и обязательства, в первую очередь, классифицируются по функциональному признаку. В четвертом и пятом изданиях различают четыре функциональные группы активов или обязательств: прямые инвестиции, портфельные инвестиции, резервы и прочие инвестиции. Границы между этими группами достаточно условны.

     Прямые  инвестиции осуществляются для оказания воздействия на процесс управления предприятием, что достигается посредством участия в собственном капитале предприятия.

     Портфельные инвестиции представляют собой долговые ценные бумаги, акции и т.п., которые приобретаются, главным образом, для получения дохода при сохранении определенной ликвидности средств. Для разграничения прямых и портфельных инвестиций в обоих изданиях используется следующий критерий: если инвестор владеет десятью и более процентами обыкновенных акций предприятия (или прав при голосовании в случае, если предприятие не является акционерным), то оно считается предприятием прямого инвестирования.

     В пятом издании расширен круг портфельных  инвестиций. В четвертом издании в эту категорию включались только облигации (отдельно отражались облигации государственного сектора), акции и прочие формы участия в капитале. В новом издании в портфельные инвестиции вошли также инструменты денежного рынка, являющиеся краткосрочными ценными бумагами, обращающимися на финансовых рынках (в том числе краткосрочные облигации и векселя), а также финансовые производные. В качестве последних можно назвать опционы и валютные фьючерсы, которые появились уже несколько лет назад на российском неразвитом финансовом рынке.

     Резервы представлены ликвидными иностранными активами, которые находятся в собственности или контролируются органами денежно-кредитного регулирования страны (ОДКР). Резервные активы используются этими органами для устранения платежных дисбалансов во внешнеэкономическом секторе (например, путем осуществления интервенций на валютных рынках внутри страны).

     Прочие  инвестиции охватывают все операции с активами или обязательствами, не отнесенные к трем функциональным категориям, о которых говорилось выше. Примером являются кредиты, наличные и депозиты.

     В новом издании портфельные и  прочие инвестиции классифицируются в  соответствии с тем, является ли финансовый инструмент активом или обязательством резидентов. В предыдущем издании данная классификация осуществлялась в последнюю очередь. При этом обязательства подразделялись на обязательства, составляющие резервы ОДКР других стран, и прочие обязательства. От такого деления в новом издании отказались. Это объясняется тем, что дебиторам трудно идентифицировать свои обязательства с резервами ОДКР других стран, так как в основе определения категории резервных активов лежат достаточно субъективные критерии. Однако эта классификация может предоставляться дополнительно.

     Активы  и обязательства в пятом издании далее классифицируются по виду финансового инструмента, после этого активы классифицируются по внутреннему сектору кредитора, а обязательства — по внутреннему сектору дебитора. Различают четыре сектора: органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного управления, банки и прочие секторы. Последние включают домашние хозяйства, прочие финансовые учреждения, а также негосударственные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

     Наконец, финансовые инструменты, составляющие категорию "прочие инвестиции", классифицируются по срокам погашения на долгосрочные и краткосрочные. В предыдущем издании такая классификация прочих инвестиций выходила на первый план. В новом издании ей придается меньшее значение, поскольку ряд нововведений на финансовых рынках привел к уменьшению полезности данной классификации. Как и в других системах, в платежном балансе финансовые инструменты, имеющие срок погашения более года, по определению, являются долгосрочными, имеющие срок менее года, — краткосрочными.

     Как уже отмечалось, в соответствии с  определениями четвертого и пятого изданий в платежном балансе  отражаются только операции между резидентами  и нерезидентами некоторой экономики. Тем не менее, в четвертом издании  из этого основополагающего принципа был сделан ряд исключений. Например, в соответствии с предыдущим изданием Руководства в платежном балансе отражалась монетизация (демонетизация) золота. По определению, монетарное золото представляет собой золото, находящееся в собственности ОДКР и используемое ими как резервный финансовый актив. Все прочее золото (немонетарное), включая золото, которое принадлежит коммерческим банкам, рассматривается как обычный товар.

     Следовательно, операции с монетарным золотом могут  осуществляться только между ОДКР разных стран (а также между ОДКР и некоторыми международными организациями). Монетизация (демонетизация) золота происходит в том случае, если ОДКР увеличивают (уменьшают) свои запасы монетарного золота в результате операций (например, приобретения/ продажи) с товарными золотом. Так, ОДКР могут приобретать товарное золото у резидентов, в частности, у предприятий, занимающихся добычей золота, или у коммерческих банков. Если товарное золото приобретается ими у нерезидентов, то такая операция отражается как импорт товаров. В обоих случаях  считается, что ОДКР приобрели товар, который затем рассматривается как монетарное золото.

     Таким образом, монетизация (демонетизация) золота, приводящая к увеличению (уменьшению) резервных активов, не является операцией между резидентами и нерезидентами экономики. В четвертом издании увеличение (уменьшение) резервных активов в результате монетизации (демоне- тизации) золота отражалось в платежном балансе. Это изменение в объеме резервных активов балансировалось при помощи условной статьи "Моне- тизация золота". В пятом издании монетизация (демонетизация) золота больше не отражается в платежном балансе.

     В соответствии с новым изданием в  платежном балансе теперь не отражаются распределение (аннулирование) СПЗ и переоценка резервных активов, так как в статистических системах подобные изменения в объеме активов и пассивов не рассматриваются как экономические операции. Как видим, в пятом издании проведено четкое разграничение между операциями и прочими изменениями в объеме активов. Все прочие изменения в объеме финансовых активов и обязательств, которые произошли в течение отчетного периода, а также их объемы по состоянию на начало и конец отчетного периода отражаются в международной инвестиционной позиции, которой в новом издании Руководства по платежному балансу посвящена отдельная глава.

     Стандартные компоненты международной инвестиционной позиции практически полностью повторяют статьи финансового счета платежного баланса. Прочие изменения в объеме активов и обязательств раскладываются на изменения, связанные с колебаниями цен, валютных курсов, а также прочие изменения, например, из-за реклассификации, списания, монетизации (демонетизации) золота и т.д. Каждая статья международной инвестиционной позиции имеет следующий вид (для сопоставления стандартных компонентов платежного баланса в четвертом и пятом изданиях приведем их в агрегированной форме):

 

Структура платежного баланса  в соответствии с  рекомендациями МВФ.

     таблица 2

Стандартные компоненты в 5-м издании руководства Стандартные компоненты                             в 4-м издании Руководства Кредит Дебет
1. Счет  текущих операций 1. Счет текущих  операций    
А. Товары и услуги А. Товары, услуги и доходы    
1. Товары Товары внешней  торговли    
2. Услуги Перевозки    
  Прочие транспортные услуги    
  Туризм    
Б. Доходы      
1. Оплата  труда      
2. Доходы  от инвестиций Доходы от инвестиций    
  Прочие товары, услуги и доходы    
 
    Официальные органы
   
 
    Частные органы
   
 
    Оплата труда, не отнесенная к другим статьям
   
 
    Доходы от собственности, не отнесенные к другим статьям
   
 
    Прочие
   
В. Текущие  трансферты Б. Безвозмездные  трансферты    
2. Счет  операций с капиталом и финансовый счет 2. Счет операций  с капиталом    
А. Счет операций с 

      капиталом

 А. Операции  с капиталом,

       кроме резервов

   
1. Капитальные  трансферты 1. Прямые инвестиции    
2. Приобретение/продажа
    За границу
   
непроизведенных нематериальных активов
    В экономику, для  которой составляется отчетность
   
Б. Финансовый счет 2. Портфельные  инвестиции    
 
1. Прямые инвестиции
    Облигации государственного сектора
   
    1. 1. За границу
    Прочие облигации
   
    1. 2. В экономику,  для
    Акции корпораций
   
    которой составляется

    отчетность

 
3. Прочий  капитал
   
2. Портфельные  инвестиции
    Долгосрочный  капитал
   
    2. 1. Активы
    Краткосрочный капитал
   
    2. 2. Обязательства
    Прочий капитал
   
3. Прочие  инвестиции Б. Резервы    
    3. 1. Активы
Полные изменения  в активах/  

   обязательствах

   
    3. 2. Обязательства
Монетизация/демонетизация 

   золота

   
4. Резервные  активы Распределение/аннулирование

   СПЗ*

   
  Изменения, которые  произошли в результате переоценки    

Информация о работе Платежный баланс как важнейший макроэкономический показатель