Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:44, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы дать полный анализ совершенствования методики составления ПБ Международным валютным фондом, рассмотреть методику составления ПБ в РФ и его экономическую конъюнктуру.
В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
изложить методику составления ПБ МВФ;
выявить причины пересмотра классификации и структуры ПБ;
охарактеризовать новую методику составления ПБ МВФ;
рассмотреть применение новшеств в составлении ПБ в РФ и экономическую конъюнктуру;
проанализировать проблемы составления ПБ в РФ.
Введение 3
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ СОСТАВЛЕНИЯ ПБ. 5
1.1. Аналитическое значение платежного баланса 5
1.2. Причины пересмотра классификации и структуры ПБ 8
1.3. Совершенствование методики составления ПБ МВФ 9
ГЛАВА II. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
2.1. Платежный баланс Российской Федерации и экономическая конъюнктура 20
2.2. Проблемы составления платежного баланса в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 28
МИНИСТЕРСТВО
ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
факультет
Кафедра
Курсовая
работа
на
тему: «Платежный баланс как важнейший
макроэкономический показатель».
ического факультета
ного отделения
группы
Проверил:
Волгоград 1998
Как
известно, в макроэкономике исследуются
результаты и последствия совместной
экономической деятельности всех участников
народного хозяйства
Актуальность данного показателя заключается в следующем: во-первых, состояние платежного баланса страны в значительной мере определяет степень свободы ее жителей в передвижении через государственные границы, на основании платежного баланса страны дается оценка сбалансированности внешних расчетов, на основании которых, в свою очередь, решается вопрос о корректировке валютных курсов. Колебания валютных курсов оказывают влияние на изменения совокупного спроса и совокупного предложения, т.е. имеют свои макроэкономические последствия.
Платежный баланс является очень сложным макроэкономическим показателем, требующим высокого уровня теоретической подготовки в области макроэкономического анализа и всю статистическую информацию экономики страны за определенный период. Вследствие этого степень разработанности данного вопроса в экономической литературе значительно мала.
Объектом изучения выбранной темы является методика составления платежного баланса.
Цель работы состоит в том, чтобы дать полный анализ совершенствования методики составления ПБ Международным валютным фондом, рассмотреть методику составления ПБ в РФ и его экономическую конъюнктуру.
В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми задачами была определена и структура работы, которая состоит из двух глав. Первая глава посвящена выявлению причин пересмотра структуры ПБ и рассмотрению совершенствования методики составления ПБ МВФ – ом. В основу второй главы положен анализ применения Российской Федерации новшеств в методике составления ПБ и его экономической конъюнктуры.
Платежный баланс является одним из основных инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования. Данные платежного баланса отражают, как в течение отчетного периода развивалась торговля с другими странами, которая непосредственно влияет на уровень производства, занятости и потребления, сколько доходов было получено от нерезидентов и сколько было выплачено им. Эти данные позволяют проследить, в какой форме происходило привлечение иностранных инвестиций, своевременно ли осуществлялось погашение внешней задолженности страны или имели место просрочки и ее реструктуризация, а также, как резиденты инвестировали в экономику других стран, как центральный банк устранял платежные дисбалансы, увеличивая или уменьшая размер своих резервов в иностранной валюте. Платежный баланс активно используется для определения фискальной и монетарной политики, протекционистских мер, а также при принятии решений по регулированию внутреннего валютного рынка и валютного курса.
Поскольку
изменения валютного курса
Методы регулирования валютного курса могут быть направлены как на девальвацию — снижение курса валюты, так и на ревальвацию — повышение курса валюты. Это зависит от экономической ситуации в стране и цели, которую на данный момент ставит перед собой правительство. Оно может попытаться увеличить совокупный спрос за счет экспортных возможностей, опираясь на девальвацию валюты, или ограничить его с помощью ревальвации.
Как и для всех форм мировых экономических отношений, для валютного регулирования характерно маневрирование в рамках протекционизма и либерализма. К числу протекционистских мер можно отнести такую форму прямого вмешательства государства в валютную сферу, как валютные ограничения. При их использовании государство осуществляет контроль над операциями с золотом и валютой. Национальные экспортеры не имеют права продавать вырученную иностранную валюту на рынке. Они обязаны сдавать ее в обмен на национальную по официальному курсу. Могут ограничиваться переводы за границу и вывоз, а иногда и ввоз капитала.
С объемом и методами применяемых государством валютных ограничений напрямую связано понятие конвертируемости (обратимости) валюты. С точки зрения режима обратимости различают свободно конвертируемую валюту (СКВ), частично конвертируемую и неконвертируемую. СКВ обладает, как правило, полной внешней и внутренней обратимостью. Сфера ее обмена распространяется на все без исключения категории владельцев денежных средств и все виды внешнеэкономических операций. Она может беспрепятственно обмениваться на любую другую иностранную валюту, в том числе на частично конвертируемую и неконвертируемую. В настоящее время к числу СКВ относятся доллары США и Канады, фунт стерлингов, марка ФРГ, японская иена, швейцарский франк. Свободно конвертируемые валюты опосредуют международные расчеты, т.е. выполняют функции мировых денег.
Большинство стран, в том числе Франция и Италия, имеют ограничения по внешнеэкономическим операциям с их валютой, т.е. валюты являются частично обратимыми. В условиях частичной конвертируемости обратимость распространяется только на определенные категории владельцев и отдельные виды внешнеэкономических сделок, валюта обменивается лишь на некоторые иностранные валюты и не по всем видам международного платежного оборота. К неконвертируемым относятся валюты стран, применяющих жесткие запреты и ограничения по ввозу и вывозу, обмену, продажам и покупкам национальной и иностранной валюты. К неконвертируемым относятся валюты большинства развивающихся стран.
Для международных валютных отношений современного этапа характерно сочетание нестабильности, высокой степени неопределенности процессов и одновременное углубление координации экономической политики государств в этой области. Координация действий в валютно-финансовой сфере происходит как на уровне правительств, так и в рамках межгосударственных валютно-финансовых организаций. Наиболее значительную роль в сфере валютного регулирования играют ежегодные экономические совещания "семерки" ведущих стран Запада, Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международная ассоциация развития (МФК) и др.
В последние годы практически все перечисленные международные экономические организации в той или иной мере занимаются проблемами содействия в валютно-финансовой сфере восточноевропейским странам и государствам бывшего СССР. Для координации этой помощи в 1990 г. был создан Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), чья деятельность должна быть направлена на финансирование различного рода программ и проектов, связанных с процессами реформирования стран Центральной и Восточной Европы, способствовать ускорению включения этих стран в мировое хозяйство.
Созданные мировым сообществом механизмы координации в области валюты и финансов, основанные на противоречивом сочетании рыночных сил с межгосударственным регулированием, продемонстрировали за время своего существования способность к компромиссному решению возникающих конфликтов, способность к адаптации. Однако проблема совершенствования мировой валютной системы, ее основных механизмов остается актуальной.
Платежный баланс является одним из основных инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования. На основании результатов платежного баланса принимаются дальнейшие решения в области экономической политики страны. И во избежание негативных последствий необходимо выбрать наиболее оптимальный вариант схемы построения платежного баланса.
Международный валютный фонд (МВФ) в конце 1993 г. опубликовал новое (пятое) издание Руководства по платежному балансу. Пересмотр четвертого издания Руководства по платежному балансу был вызван рядом причин. Прежде всего произошли значительные изменения в характере международных операций. На международных финансовых рынках увеличилось разнообразие финансовых операций. В частности, были созданы новые финансовые инструменты. Изменились механизмы реструктуризации внешней задолженности, возросли объемы международной торговли в сфере услуг.
Для
отражения в статистике новых
явлений потребовалось
Большая работа по гармонизации двух статистических систем была проделана в рамках долгосрочной программы по улучшению взаимосвязи между всеми статистическими системами. Новое издание Руководства по платежному балансу является важным этапом в ее реализации.
Сопоставление двух изданий целесообразно начать с основополагающего вопроса о методе учета. И в предыдущем, и в новом изданиях Руководства отмечена необходимость, чтобы в платежном балансе операции отражались в момент, когда происходит передача прав собственности на товары и активы или завершается оказание услуг. Этот момент может отличаться от момента фактической оплаты. Такой метод учета, которой также применяется в СНС, называется учетом на основе начислений. Альтернативу ему составляет метод учета на кассовой основе, в соответствии с которым операция отражается в счетах тогда, когда происходит оплата.
Хотя оба издания Руководства используют метод учета на основе начислений, в пятом издании этот метод применяется более последовательно: в некоторых случаях операция регистрируется даже тогда, когда никаких реальных операций не должно осуществляться вовсе. Приведем такой пример. Пусть Банком России приобретаются долгосрочные казначейские векселя США со сроком погашения в 10 лет. Так как по этим векселям не осуществляется процентных выплат, они продаются с дисконтом. Разница между ценой покупки и номиналом векселей составляет инвестиционный доход, который будет выплачен через 10 лет. Однако в новом издании предусмотрено, что Банку России условно доход начисляется каждый год, который инвестируется обратно (реинвестируется) в векселя.
Информация о работе Платежный баланс как важнейший макроэкономический показатель