Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 16:39, реферат
В Казахстане, где остро стоит проблема зависимости от международных карточных платежных систем и недостаточной разработанности нормативной базы, регулирующей использование платежных карт, особую актуальность приобретают исследования, направленные на изучение перспектив развития карточного платежного оборота и направлений его совершенствования.
В то же время, хотя количество выпущенных банковских карт и растет рекордными темпами. По состоянию на 1 апреля 2010 года банками Казахстана выпущено 7,837 млн платежных карточек, а количество держателей карт составило 7,387 млн человек. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года зафиксирован рост на 12,4% и 12,8% соответственно , на основании этого показателя нельзя делать окончательные выводы о росте рынка, так как существует значительное количество действующих, но не используемых банковских карт.
Казахстанский рынок банковских карт, несмотря на кризисные явления в мировой экономике, продолжает демонстрировать рост по сравнению с предыдущими годами и является одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных сегментов финансового рынка в Казахстане. На рынке представлены большой ассортимент услуг и значительное количество разнообразных карточных программ. По данным Национального банка, в настоящее время в Казахстане в среднем на двух человек приходится одна платежная карточка.
Сегодня выпуск платежных карточек фактически осуществляют 20 банков и АО «Казпочта».
Следует отметить тенденцию сохранения стабильного развития рынка платежных карт. Вместе с тем характерная особенность казахстанского рынка платежных карт - это выраженный дисбаланс в пользу операций снятия наличных через банкоматы при незначительной доле транзакций, совершаемых через торговые терминалы.
Сдерживающим фактором развития безналичных расчетов с использованием карт в сфере розничных платежей являются различия в технологических платформах платежных систем, функционирующих на территории Республики Казахстан. Это препятствует формированию единой инфраструктуры, обеспечивающей взаимный прием и обслуживание карт банков - участников различных платежных систем. Отсутствие технического взаимодействия между процессинговыми центрами этих систем приводит не только к локализации предложений в сфере розничных услуг в границах области (района, города), но и к удорожанию инфраструктуры, обслуживающей розничный платежный оборот.
Среди других проблем, препятствующих дальнейшему успешному развитию карточного бизнеса, можно назвать: недостаточное развитие платежной инфраструктуры и ее неравномерное региональное распределение; несовершенство законодательной базы; стремительное развитие карточного мошенничества; быстрое распространение небанковских сетей самообслуживания; существующая тарифная политика платежных систем (платежи за инкассацию наличных денег ниже, чем комиссии, установленные платежными системами за безналичные расчеты); низкий̆ уровень качества обслуживания держателей̆ карт, в том числе реализованных в рамках зарплатных проектов; недостаточность сведений о месторасположении устройств по приему платежных сервисов и недостаточная информированность населения о преимуществах их использования при безналичных расчетах; отсутствие национальной̆ платежной̆ системы и единой̆ концепции развития платежного рынка.
Кроме изготовления карточек, банки снимают комиссии за:
3.1. Тенденции развития Казахстанского рынка платежных карт
В банковском деле последние два десятка лет происходят интенсивные изменения, которые связаны с бумом IТ-технологий. В результате чего меняется банковское производство, а именно:
1.
дешевеет оборудование, наращивается
производительность, увеличивается
пропускная способность
2. бизнес-среда становится более конкурентной;
3. развивается специализация и аутсорсинг.
4. происходит интеграция и поиск дополнительных рынков сбыта среди клиентов небанковских и нефинансовых структур. Примером могут служить многочисленных совместные программы, в частности, со страховыми компаниями, совместный маркетинг, различные дисконтные программы;
5.
появление новых каналов связи с
клиентом: банкомат, интернет-банкинг,
мобильный банк; стремление максимально
удовлетворить потребности клиента.
3.2.
Дальнейшие возможности
развития рынка платежных
карт в Казахстане связаны
со следующими факторами:
1.
развитие менеджмента и
2.
массовое распространение
3.
Развитие расчетных и
4. Возможность бесконтактной оплаты товаров и услуг. В скором платежные карты должны полностью вытеснить наличные средства, в связи с этим бесконтактные технологии и смарт-карты должны получить новое развитие совместно с модернизацией дистанционных сервисов управления счетом. Использование новых технологий поставит вопрос об их применимости в рамках существующей инфраструктуры по приему карт, что приведет к модернизации оборудования, либо его замене.
5.
Отдельным вопросом является
конкурентная среда на рынке
платежных карт и вопрос об
ее эффективности. Перспективы
развития платежного оборота
связаны с изменением
Заключение
В условиях обострившейся конкуренции на рынке розничных услуг, банки и платежные системы стали больше внимания уделять повышению качественных характеристик своих продуктов, стимулируя клиентов совершать покупки с использованием карт, в том числе путем предоставления овердрафта по счетам для расчетов с использованием платежных карт. И банки ищут новые пути завоевания рынка, они пытаются заинтересовать клиента с тем, чтобы он пользовался картой как можно чаще.
Сегодня рынок пластиковых карт представлен следующими разновидностями карт: кредитные и дебетовые; индивидуальные и корпоративные; пластиковые карты с магнитной полосой или со встроенной микросхемой; пластиковые карты, основанные на разных механизмах хранения данных, обычные пластиковые карты, серебряные и золотые.
Рынок пластиковых карт – это совокупность операций по выпуску, обращению различных видов карт и круг учреждений по их обслуживанию, включающий в себя все платежные системы. Для благополучного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.
В то же время суть платежной карты заключается вовсе не в кусочке пластика, а в организации отлаженной системы безналичных платежей в рамках платежной системы. В рамках исследования карточной платежной системы рассмотрен вопрос, касающийся влияния используемых платежных инструментов на денежно-кредитную политику, который является наиболее интересным и неоднозначным.
Это связано с использованием новых технологий, новых инструментов расчетов, действие которых еще до конца не изучено экономистами. Способность средств на платежных картах замещать наличные денежные средства в качестве господствующего средства розничных платежей дает основание полагать, что широкое распространение платежных карт может привести к росту денежной массы и нарушению равновесия спроса и предложения на денежном рынке. Широкое распространение платежных карт, также как и электронных денег, может повлиять на деятельность центральных банков в сфере денежной политики, банковского надзора, контроля над платежной системой.
Для развития карточного платежного оборота в Казахстана требуется в первую очередь решить экономические проблемы страны, среди которых различный уровень благосостояния, низкий уровень финансовой грамотности населения.
Подводя
итог, можно отметить, что развитие
платежного оборота в Казахстане,
в том числе посредством
Список
используемой литературы:
Информация о работе Пластиковые карты и их развитие в Казахстане