Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 16:39, реферат
В Казахстане, где остро стоит проблема зависимости от международных карточных платежных систем и недостаточной разработанности нормативной базы, регулирующей использование платежных карт, особую актуальность приобретают исследования, направленные на изучение перспектив развития карточного платежного оборота и направлений его совершенствования.
Введение
В современных условиях развития мирохозяйственных связей происходит процесс интеграции экономик отдельных государств и изменение условий функционирования платежных систем, что находит свое проявление, прежде всего, в развитии безналичных форм расчетов. Одним из инструментов безналичных расчетов, бурное развитие, которого наблюдается в течение последних лет, является банковская карта, его широкое применение одновременно характеризует степень интегрированности банковской системы и общества, развития банковских операций и платежного оборота.
В научном мире платежную карту называют одним из ключевых элементов технологической революции в банковском деле. В этой связи изучение проблем функционирования и расширения границ использования пластиковых карт в Казахстане представляется особенно актуальным и приобретает в настоящее время практическую значимость.
Платежная
карта - один из самых динамично развивающихся
инновационных банковских продуктов
во всем мире, с каждым годом обнаруживаются
новые возможности
В Казахстане, где остро стоит проблема зависимости от международных карточных платежных систем и недостаточной разработанности нормативной базы, регулирующей использование платежных карт, особую актуальность приобретают исследования, направленные на изучение перспектив развития карточного платежного оборота и направлений его совершенствования.
Цель работы - является изучение современного состояния рынка пластиковых карт в Казахстане.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-ознакомиться с видами пластиковых карт в коммерческих банках;
-ознакомиться с классификацией пластиковых карт;
-ознакомится
с процедурой получения
Глава 1. Теоретические
основы платежного оборота
на базе банковских
карт
1.1
Экономическая природа
платежного оборота
Пластиковая карта – это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий владельцу возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Принимающие карточку предприятия и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть). Банковская карточка – понятие для нашей страны еще новое, а поэтому многие до конца не понимают, что же это такое. Одни говорят о кредитных карточках, другие называют их банковские, третьи – пластиковыми. Однако это далеко не одно и то же.
Скажем, пластиковые карточки называются так из-за материала, из которого они изготовлены. Называя их банковскими, уточняем, кто их эмитирует, т.е. выпускает. Их выпускает банк, потому они и называются банковскими. А когда заходит речь о кредитных картах, то подразумевается схема расчетов между держателем карточки и эмитентом.
Считается, что первыми возникли именно кредитные карточки.
Идею кредитной карточки первым выдвинул Эдуард Беллами (Edward Bellamy) в книге "Взгляд в прошлое: 2000--1887" (Looking Backwards: 2000--1887), а первые попытки практического внедрения кредитных карточек из картона делались в США еще в 1920-е гг. предприятиями розничной торговли и нефтяными компаниями.
Работа по созданию в Казахстане платежных систем на основе пластиковых карточек началась в начале 90-х годов крупнейшими банками — Народным банком, Казкоммерцбанком, Алембанком.
Первый банковский «карточный проект» был реализован в г. Ермаке в 1992 году. Ермаковский ферросплавный завод выступил инициатором и инвестором зарплатного проекта для снятия социального напряжения, связанного с недостатком наличных денег. Была запущена первая программа «Иртыш-карт». Она предназначалась для обслуживания дебитных зарплатных карточек с магнитной полосой. Заработная плата держателям «Иртыш-карт» начислялась на специальные счета в Народном банке.
На сегодняшний день казахстанский банковский рынок наполнен всевозможными типами пластиковых карт, как международных, так и чисто внутренних, выпуском которых банки Казахстана занимаются самостоятельно. Международный “пластиковый бизнес” держится на трех “китах” – это Visa International, EuroCard/MasterCard и American Express. Это крупнейшие международные организации, объединивших под своими крышами огромное число кредитных организаций разных стран. Для того что бы стать эмитентом одной из перечисленных карт, банк должен стать членом любой из этой организации.
При выборе пластиковых карт следует предварительно решить, где она будет использоваться: в Казахстане или за рубежом. Если большая часть предполагаемых транзакций будет совершена в Казахстане, то лучше приобрести теньговую пластиковую карточку любой из наиболее распространенных систем в РК. Она, во первых значительно дешевле международных , а во вторых, не придется терять деньги на конвертацию.
Если карта будет использоваться за рубежом , то целесообразней будет приобрести карточку со счетом международной валюты.
Банк заинтересован работать с карточками исходя из следующих соображений:
-
Они позволяют увеличивать
- За все операции с карточками (покупка, обналичивание, конвертирование) банк, как правило, взимает комиссионные. Кроме того, клиент платит за получение самой карточки.
-
Повышается конкурентный потенциал
банка с учетом общемировой тенденции
вытеснения из платежного оборота не только
наличных денег, но и чеков, растет авторитет
банка как участника инновационных процессов.
1.2.
Механизм выпуска пластиковых
карт
Механизм выпуска пластиковых карт следующий. Банк-эмитент принимает письменное заявление от клиента на открытие счета. Положительное решение по заявке клиента на получение карточки выносится после тщательного изучения его финансового положения и оценки риска неплатежа. Клиент (или работодатель работнику, иные лица) перечисляет деньги на счет.
Банк-эмитент выпускает пластиковую карту, обеспечивая при этом технические, персональные и иные ее характеристики и выдает ее клиенту под личную роспись.
Банк-эмитент ведет учет выданных пластиковых карт и операции при помощи пластиковой карты по зачислению на счет средств, их списания и по детализированию счета, взимая за обслуживание пластиковой карты от 0,5 – 1,5 % от сделки.
При выдаче карточки клиенту осуществляется ее персонализация - на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Процесс утверждения продажи или выдачи наличных по карточке называется авторизацией. Для ее проведения точка обслуживания делает запрос платежной системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностей.
Технология авторизации зависит от схемы платежной системы, типа карточки и технической оснащенности точки обслуживания.
При
осуществлении расчетов держатель
карточки ограничен рядом лимитов.
Характер лимитов и условия их
использования могут быть весьма
разнообразными. Однако в общих чертах
все сводится к двум основным сценариям.
Например, держатель дебетовой карточки
должен заранее внести на свой счет в банке-эмитенте
некоторую сумму. Ее размер и определяет
лимит доступных средств. При осуществлении
расчетов с использованием карточки синхронно
уменьшается и лимит. Контроль лимита
осуществляется при проведении авторизации,
которая при использовании дебетовой
карточки является обязательной всегда.
Для возобновления (или увеличения) лимита
держателю карточки необходимо вновь
внести средства на свой счет.
Глава
2. Виды пластиковых
карт
Обычные
пластиковые карты, серебряные и
золотые. Обычная карточка предназначена
для рядового клиента. Серебряная карточка
или бизнес-карта предназначена для клиентов,
уполномоченных расходовать средства
в увеличенных пределах. Золотая карточка
предназначена для наиболее состоятельных
и богатых клиентов. Клиенты, обладающие
значительным состояниями или доходами,
могут получать золотые кредитные карточки,
выдаваемые лицам, внесшим определенный
гарантийный взнос. Золотые карточки обеспечивают
дополнительные виды услуг, например,
бесплатное страхование клиента от несчастного
случая, безлимитное кредитование при
покупках, упрощенную систему оплаты услуг
гостиниц и т.д.
2.1. Классификация пластиковых карт
Существует ряд признаков, по которым можно классифицировать пластиковые карты:
1. По материалу, из которого они изготовлены:
2. По общему назначению:
Это разделение не является взаимоисключающим. Например, крупная компания может выдать каждому своему сотруднику карту, которая:
3. На основании механизма расчетов:
Информация о работе Пластиковые карты и их развитие в Казахстане